древняя Спарта
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Древняя Спарта. 5 кл. уч. АА.Вигасин и др.
Педагогические | Способствовать подведению учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью; содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчиненной военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства; создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах; способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей |
Тип и вид урока | Комбинированный / урок-путешествие |
Планируемые (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе |
Метапредметные | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение и природные условия Спарты, история ее заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Лаконичная речь. Спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, цари, государство |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2. Учебные картины: «Древняя Спарта в V в. до н. э.», «Афины в V в. до н. э.» |
Ход урока
- Орг. момент
- Мотивационно-целевой этап
Кто из нас не слышал такое выражение «спартанское воспитание»! Сегодня мы узнаем, что оно означает и познакомимся с древним греческий государством Спартой.
Слайд (Изображение Ликурга со свитком в руках). Законы, записанные на свитке, который держит в руках законодатель Спарты Ликург, имели огромное влияние на жизнь спартанцев. Ликурга называют мудрецом.
-Интересно, обладал ли такой мудростью Ликург?
- Умеете ли вы различать добро и зло?
На этом уроке нам предстоит задуматься, изучая страницы истории Спарты.
Итак, назовите тему нашего урока- Древняя Спарта
План
- Спартанцы и илоты
- Спарта-военный лагерь
- Спартанское воспитание
Проблемный вопрос: Почему спартанцам была необходима организованная армия? В чем заключалась цель спартанского воспитания?
Прочитаем предисловие к параграфу и посмотрим на карту.
- Работа по теме урока.
1. Спартанцы и илоты
Чтобы понять, как жили спартанцы, необходимо познакомиться с природными условиями Спарты. Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодотворную долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. В Спарте имелись запасы железной руды.
-Какими занятиями занимались спартанцы?
Вы предположили что, спартанцы занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Однако это не так. У них не были развиты ни науки, ни искусство. Спартанцы преуспели только в военном деле.
-Почему они так организовывали свою жизнь? Давайте вместе попробуем ответить на этот вопрос, открываем учебник п.1 стр 147.
-А теперь используя эту схему расскажите как развивалось спартанское общество.
Спартанское общество
Спартанцы Илоты
-Это общество напоминает нам какое государство, где люди были поделены на различные группы, члены которой не имели права переходить в другую группу? (Индия)
Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. Женщины считались в Греции самыми свободными, они так же получали военную подготовку. Они властвовали в доме, пока мужчины занимались военным делом, сами воспитывали дочерей до замужества, а сыновей- до семи лет. В еде спартанцы били не прихотливы.
2. Спарта- военный лагерь
-Давайте сравним между собой два города-государства Древней Греции: Афины и Спарту.
Афины: этот город показался бы нам красивым. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками. Повсюду было много статуй, на склоне Акрополя располагался театр, много лавок ремесленников, торговцев.
Спарта: больше походила на военный лагерь, хмурый город. В Спарте отсутствовал театр, не было ремесленников, все дома были однотипны. Чужеземцы не приезжали в Спарту, т.к не чего было продать или купить. Самим жителям не разрешалось ездить за границу, что бы они не подражали чужой жизни. Спартанцы никогда не расставались с оружием.
-Как вы думайте почему спартанцы носили всегда с собой оружие?
В начале урока мы с вами говорили о Ликурге, он так же как и Солон в Афинах провел реформы в области управления государством. Давайте узнаем как управлялась Спарта учебник стр 148 «За соблюдение всех правил…» комментированное чтение.
-Как вы думайте, почему в Спарте было такое государственное устройство?
-Можно ли было его считать справедливым?
3. Спартанское воспитание
- работая с текстом учебника стр. 149, ответьте на поставленные вопросы?
- Что вам понравилось в системе воспитания спартанцев?
-Назовите высшие ценности в Спартанском государстве?
- Чем была вызвана жестокость спартанцев?
Ответим на проблемный вопрос
- Закрепление изученного материала.
-Скажите чем отличались условия жизни в Афинах и Спартой?
Задания на слайде
- Подведение итогов урока.
- Понравилась вам Спарта??
-Что вы запомнили на уроке?
Домашнее задание: параг. 31, вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.
Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...
Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"
1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....
Древняя Спарта
Тест содежит знаний понятийного аппарата и можно использоватьб в качестве текущего контроля на уроке....
Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...
Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)
В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...
Урок по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"
Открытый урок...