Урок истории на тему: "СССР в 1945-1953 гг" На уроке учащиеся использовали электронные образовательные ресурсы при актуализации знаний и при работе над новой темой.Урок создан в соответствии в требованиями ФГОС второго поколения.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Урок по предмету история для старшей школы по теме "СССР в 1945 - 1953 гг" с использованием электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся с ЭОР при проверке ранее усвоенных знаний , поиска новых и закреплении вновь полученных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «СССР в 1945 – 1953 гг.»

Малышкина  Надежда  Аркадьевна

ГБОУ  «Школа № 448», ВАО г. Москва

Учитель истории и обществознания

Предмет:  История России

Класс: 11 класс

Тема урока:  «СССР в 1945-1953 гг.», урок  рассчитан на два учебных часа, с использованием ЭОР.

Учебник:  О.В.Волобуев, С.В.Кулешов. История России, XX- начало XXI вв. 11 класс. М.: Мнемозина, 2010

Цель урока:

Изучить и  обозначить задачи, которые требовалось решить СССР при переходе к мирной жизни, насколько успешно они решались; как изменилась жизнь  страны по сравнению с довоенным периодом; охарактеризовать сталинизм как систему взглядов, раскрыть сущность практики сталинизма; понять причину проведения идеологических кампаний и возведение нового «железного занавеса» в 1947-1948 гг.

Планируемые результаты:

 

а) личностные: формирование стартовой мотивации к изучению материала; осмысление важности изучения темы; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание смысла и последствий событий 1945-53 гг.; формирование целостного мировоззрения; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народа в истории своей страны; учащиеся смогут оценить результаты своей самостоятельной работы с ЭОР, учебником; понять каких фактов не хватает для выполнения заданий, поставленных учителем; научатся оценивать полученные знания; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

б) метапредметные: 

- коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение, согласовывать позиции; формулировать и аргументировать свое мнение; владеть письменной и устной речью

- регулятивные: овладеть способностью принимать учебную цель и задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; осознавать уровень и качество усвоения результата

- познавательные: определять понятия, создавать обобщения; развивать умение искать,  сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способность определять и аргументировать своё отношение к ней; отбирать, систематизировать и анализировать изученный материал, выявлять причинно-следственные связи, создавать на основе полученных знаний таблицы, презентации;

в) предметные: овладение базовыми историческими знаниями; осмысление опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых  ценностей современного российского общества;  вопросы и задания подводят школьников к выводам о неисчерпаемости исторического познания, многообразии источников и интерпретаций исторического прошлого, к сопоставлению альтернативных точек зрения и формулированию собственных суждений, к формирование позитивного объективного отношения к историческому прошлому  России;  пробуждению интереса к изучению событий, последующих за Великой Отечественной войной.

Тип урока: комбинированный с использованием ЭОР.

Формы работы учащихся: индивидуальная, индивидуально-групповая,  работа с ЭОР, работа с таблицами и тестами,  картами, схемами, презентациями.

Техническое оборудование: ПК; интерактивная доска, Интернет, учебник, карта, рабочая тетрадь.

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Мотивация учебной деятельности
  3. Актуализация знаний
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление знаний (решение тестовых заданий )
  6. Подведение итогов урока
  7. Домашнее задание

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационная часть

Учитель приветствует учащихся, записывает в журнал отсутствующих, создает группы из двух человек для выполнения  заданий с использованием ПК  

После приветствия , учащиеся  создают группы по своему (учащиеся работают в парах за одним компьютером).

3

2

Мотивация учебной деятельности

Учитель показывает  авторскую презентацию

Показав презентацию, учитель обращается к классу: «Теперь мы знаем какие потери понесла наша страна в ходе Великой Отечественной войны. Запишите в тетради «сухие» статистические данные за которыми скрываются трагедии миллионов людей».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Предлагаю совместно составить план изучения новой темы

Ученики фиксируют статистические данные в специально созданном файле на ПК.

Высказыват предположения по новой теме, предлагают свои варианты плана, фиксируют его на доске, обсуждают его с учителем и составляют чистовой вариант плана

7

2.1

Актуализация знаний

№ 1

http://fcior.edu.ru/card/21264/itogi-vtoroy-mirovoy-voyny.html

Проводим проверку знаний предыдущей темы урока

 с помощью ЭОР

 № 1 . Выполнить контрольную работу, по итогам Второй мировой войны. Зафиксируйте оценку, которую вам выставит компьютер за работу

Работают с практической работой ЭОР и записывают результаты контрольной работы.

15

3.1

Изучение нового материала

№ 2

http://fcior.edu.ru/card/26833/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-1945-1953-godah.html

Учитель обращается к классу; «Используя ЭОР № 2  ,учебник, прошу Вас ответить на следующие вопросы:

1.Какие проблемы надо было решить в экономике?

2. Когда началась и как шла работа над планом развития страны в послевоенный период?

3.Какие результаты были достигнуты? Какой ценой?

Учитель  показывает на интерактивной доке ссылку на ЭОР.

Выборочно проверяя ответы групп, просит проверить остальных свои ответы и исправить или дополнить в случае необходимости

Учащиеся каждой группы, используя  ЭОР и учебник, фиксируют полученные ответы на вопросы в файле.

Озвучивают свои ответы, исправляют и дополняют их в случае необходимости.

15

3.

2

Изучение нового материала

№ 3

Работа с текстом учебника.

При желании, учащиеся могут обратиться к лицензионным информационным ресурсам фирмы  (диск скопирован на рабочие столы  ПК) «История России. Часть 4.»

Учитель: «Используя ЭОР

№ 3 и учебник продолжаем изучать период 1945-53гг. Нам предстоит узнать:

1. Какие социальные последствия войны необходимо было решить?

2.Можно ли назвать этот период апогеем тоталитаризма?

Ответ и аргументы фиксируем в файле.»

Учащиеся внимательно  изучают либо текст учебника, либо диск издательства и записывают ответы в файле.

15

3.3

Изучение нового материала

№ 4

http://fcior.edu.ru/card/3506/duhovnaya-zhizn-v-sssr-v-1945-1964-gody.html

«Далее нас будет интересовать духовная жизнь общества:

1.Как изменилась духовная жизнь страны в послевоенный период?

2. Почему вместо смягчения контроля за духовной жизнью общества в стране усилился идеологический пресс?

3. Назовите достижения отечественной науки и культуры.

Самостоятельно работаем с ЭОР № 4  и учебником.

Ответы фиксируем

в файле»

Ученики работают с ЭОР, полученные результаты фиксируют в файле.

10

4

Закрепление знаний

№ 5

http://fcior.edu.ru/card/21241/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-1945-1953-godah.html

Учитель: «Предлагаю подвести промежуточный итог выше изученного на уроке, выполнив  практические задания ЭОР № 5 по социально-экономическому развитию СССР в 1945-53гг.  Ошибки необходимо зафиксировать и ознакомить с ними учителя.

Учащиеся выполняют практическую работу по итогам социально-экономического развития СССР в 1945-1953 гг. Исправляют допущенные ошибки, фиксируя их в таблице файла

15

5

Подведение итогов урока

Учитель совместно с каждой группой учащихся проверяет качество выполнения тестовых заданий по ЭОР и вместе со всеми выверяет качество выполненных таблиц:

1. Экономическое развитие СССР в 1945-55 гг.

2. Социально-политическое развитие СССР в 1945-53 гг.

3. Духовная жизнь в СССР

В 1945-53 гг.

Учитель: «Отправьте на свою электронную  почту заполненные рабочие файлы и домашнее задание»

Ученики на основе тестирования и оценок, которые им выставил компьютер, самостоятельно  оценивают качество своей работы. Проверяют свои таблицы, корректируют их в случае необходимости и выставляют себе оценку за урок.

10

6

Домашнее задание

Учитель задает на дом  задания: Разделиться на  три группы и подготовить по одному из трех изученных на уроке разделов

презентацию.

Дает разъяснения по домашнему заданию

Учащиеся  делятся на группы; уточняют, какая из групп,

будет выполнять задания №№ 1, 2. 3  и где брать соответствующий материал

7

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

б/№

Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов

Научно-образовательный ресурс

Презентации, Модули

http://fcior.edu.ru

1

Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов

Модуль «Итоги второй мировой войны»

Тип: Контрольный

выполнение тестовых заданий

http://fcior.edu.ru/card/21264/itogi-vtoroy-mirovoy-voyny.html

2

Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов

Модуль

«Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 годах»

Тип: Информационный

Презентации, выполнение  работы

http://fcior.edu.ru/card/26833/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-1945-1953-godah.html

3

лицензионный информационный ресурс фирмы  

Модуль

«История России

Часть  4»

Презентации, выполнение  работы

(диск скопирован на рабочие столы  ПК)

4

Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов

Модуль

«Духовная жизнь в СССР в 1945-1964 годы»

Тип: Информационный

Презентации, выполнение

http://fcior.edu.ru/card/3506/duhovnaya-zhizn-v-sssr-v-1945-1964-gody.html

5

Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов

Модуль

«Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 годах»

Тип: Практический

Презентации, выполнение

заданий

http://fcior.edu.ru/card/21241/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-1945-1953-godah.html

Файл для заполнения учащимися

Название темы

Вопросы

Ответы

Исправления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...

Методическая разработка урока химии для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.Тема:"Предельные углеводороды"(мультимедийное сопровождение)

Методическая разработка урока химии для 9 класса "Предельные углеводороды" разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Разработка содержит план-конспект  урока-структуру и х...

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».

Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учи...

Современный урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (технический труд)

Данный материал содержит разработку урока по технологии (технический труд) для учащихся 5-го класса. Данный урок в соответствии с ФГОС входит в раздел "Технология создания изделий из древесных и под...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА английского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения Spotlight -5, модуль 1«Favorite subjects »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА английского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС  второго поколения  Spotlight -5, модуль 1«Favorite subjects »...