Древняя Спарта
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Древняя Спарта. Спартанское воспитание. Устройство спартанского общество. Упраление и быт спартнацев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sparta.zip1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Древняя Спарта

Технологическая карта урока

Тема урока

Древняя Спарта

Тип

Комбинированный;

Цель

 Формирование у обучающихся представления о Спарте  как о военном, олигархическом государстве.

Задачи

Образовательные:

- характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам.

-раскрыть черты общественно-политического устройства

-познакомить с особенностями воспитания спартанских детей.

Развивающие:

-  продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

-   продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

-  способствовать  реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

- продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

-  подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;

- воспитывать уважение к другому образу жизни

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- находить на карте и устно комментировать положение Спарты;

- характеризовать основные занятия населения, воспитание детей.

- характеризовать  общество  как олигархическое государство.

Личностные: (личностные УУД)

-понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

Метапредметные:

 (познавательные, регулятивные,

 коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных предложений.

Основные понятия

Спарта, илоты,  лаконичная речь, олигархия, криптия

УМК

  • Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.
  • Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.
  • Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс.

 

Ресурсы (оснащение)

Компьютер, экран, мультимедийная презентация, доска, мел, раздаточный материал.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап «Вызов»

1.Подготовительная деятельность

Здравствуйте , ребята!

Историю какого государства мы продолжаем изучать, почему вы так решили?

2. Мотивация.

Учитель обращается к ученикам.

Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств.  Наиболее значительными из них были 2: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущих уроках мы с вами изучали Афинское государство. Для того, чтобы лучше разобрать Спарту, нам наужно повторить что происходило в Афинах.

Обучающиеся отвечают

«Здравствуйте»  и присаживаются за парты.

- умение логически

мыслить;

- самостоятель-но выделять и формулировать познавательную цель

высказывание своих предположе-ний

- умение формулиро-вать и высказывать свою точку зрения

Самостоятель-ное целеполагание

- формирова-ние познавательного интереса, мотивации к обучению

2-й этап «Актуализация знаний»

Организует работу обучающихся.

  • В каком году в Афинах к власти пришел Солон?
  • Чем запомнился вам этот человек?
  • Какие реформы провел Солон?

Поработаем с датами – карточки с линией времени.

  • Сколько лет прошло со времени проведения реформ Солоном?
  • В каком веке были проведены Реформы Солона?
  • В начале, конце или середине века они были проведены?

Умение правильно решать поставленные вопросы.

*594 год до н.э.

* Он был реформатором

*отменил долговое рабство, произвел реформы в управлении полисом.

*2016+ 594= 2610 лет

*В VI в до н. э.

*В конце

поиск и выделение правильного материала.- умение обобщить и систематизиро-вать информацию;

Индивидуаль-ная работа

- умение формулиро-вать и высказывать свою точку зрения

определение условий, важных для реализации своей цели

- саморегуляция

Физкультминутка:

Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)

3-й этап «Информационно-деятельностный»

1.Организация учащихся на решение задачи.

  • Постановка вопроса изучения материала (слайд 2)
  • Работа с картой

 (слайд 3)

Лаконика и Мессения  находятся в южной части Пелопонесского полуострова. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды. 

  • Постепенно спартанцы

покорили всю Лаконию, а жителей ее заставили

работать на себя и стали называть илотами.( слайд 4)

Периэки – свободные жители, которые имели право заниматься торговлей и ремеслом, чаще всего приезжие.

Рядом с Лаконией расположена плодородная

Мессения. Спартанцы после ожесточенной борьбы

завоевали и эту область, а жителей также превратили в илотов.

Спартанцы обращались с илотами грубо и

жестоко, глумились над ними. Например, они

заставляли илотов пить вино, не разбавленное

водой, а потом показывали их молодежи,

чтобы внушить отвращение к пьянству.

Боясь их сговора и восстания,

спартанские правители время от времени

устраивали избиение безоружных людей.

Спартанским юношам давали мечи и отправляли

их бродить по окрестностям. Днем они прятались,

а ночью умерщвляли тех илотов, которые

встречались на дорогах. Оцените поступки спартанцев с точки зрения жителей других полисов.

  • Спарта – военный лагерь.

Крепостных стен Спарта не имела. Ее жители утверждали, что единственном надежной защитои города являются

не камни, а храбрые мужи. (слайд 5)

Главным занятием

спартанцев было военное дело, лучшей

в Греции пехотой считалась спартанская. (слайд 6  -спартанский пехотинец)

Впервые в мире ввели порядок в действия воинов. Они изобрели фалангу. Фаланга состояла из 8 рядов по 1000 воинов в каждом. Три первые ряда выставляли вперед копья. Фаланга врубалась в противника и уничтожала его. Были ли у фаланги слабые места?

Спартанцам запрещалось обедать дома, только объединившись в группы по 15 человек, ели они вместе, в основном это была похлебка, овощи, сыр, редко рыба и мясо.

  • Управление Спарты отличалось от управления Афин ( слайд 7)

2 царя, которые командовали войском. Совет старейшин, не моложе 60 лет, пожизненно. Народное собрание, состоит из спартанце , голосует криком « за» или « против». В народном собрании голосовали только свободные жители – спартанцы, илоты права голоса не имели. Чем отличается народное собрание Афин от народного собрания Спарты?

  • ВVI в. до н. э.

стала могущественным полисом Греции.

  • Спартанское воспитание

Отец должен был отнести новорожденного

к старейшинам. Те осматривали ребенка

и, если находили его крепким, отдавали отцу.

Если же ребенок был тщедушным, его сбрасывали

с горного обрыва в пропасть.

Спартанская система воспитания. Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа: 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах. (слайд 8)

2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение. 3 этап. В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. (слайд9)

Какие черты характера воспитывались у спартанцев?

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать

меткие и точные ответы (такая речь называется

лаконичной — по названию области

Лакония).

Легеда о Тиртее.

О чем легенда?

Кем был Тиртей и почему его осмеивали спартанцы?

Чему учит нас эта легенда?

Работа с картой.

Записи в тетради понятия илоты

(по-гречески «захваченные»)земледельцы-рабы принадлежавшие спартанскому государству.

Периэки – свободные жители, которые имели право заниматься торговлей и ремеслом.

Осуждали спартанцев за то, что поработили греков. В Аттике рабом мог быть только чужеземец.

В обсуждении в Афинах участвовали все граждане – жители Аттики, тогда как в Спарте только спартанцы.

*Сила духа, выносливость, мужество, патриотизм

*о силе поэзии и героизме спартанцев. О любви к Родине.

*афинянином, хромым учителем, поэтом.

* во все времена важным было не только знание

военного дела, но и умение настроить войско на побе-

ду, успех, заставить его поверить в собственные силы.

- отбирать нужную информацию;

Отбор необходимых терминов

- делать обоснованные выводы;

- делать обоснованные выводы;

Работа с учебником с.149

Сотрудничество с учителем и сверстниками

-умение  составлять алгоритм ответа;

         

- умение публично выступать

Умение составлять схему

 

умение публично выступать

контроль  за ответами

Самоконтроль

концентра-ция на сути проблемы;

-

планирова-ние деятельности

Планирование

деятельности

4-й этап « Рефлексия»

(целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу)

Предлагает  продолжить предложения:

по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…

(Слайд № 10)

Своя формулировка ответа.

способность излагать мысли в кратких выражениях, лаконично. 

Индивидуаль-ная .работа

умение публично выступать

Самопланирование

оценивание правильности выполнения действия оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

5-й этап «Рефлексия»

 «Домашнее задание»

Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание:

  1. §31 (147-150) пересказ, ответить устно на вопросы на стр. 150. (слайд №11)

Восприни-мают информацию и осознанно записывают свое задание

- выбор наиболее эффективного способа достижения результата

Самоуправле-ние обучением

- понимание цели,

содержания и

способов

выполнения

задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"

1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....

Древняя Спарта

Тест содежит  знаний понятийного аппарата и можно использоватьб в качестве текущего контроля на уроке....

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...


 

Комментарии

Технологическая карта и презентация.