Рабочие программы
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Доржукай (Манзай-оол) Светлана Юрьевна

Всеобщая история 9 класс

История России 9 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа история 9 класс 102.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                            Согласовано                                                            Утверждено

на  заседании МО                                                       Зам. дир. по УВР:                                                       Директор школы:                       

Руководитель МО:                                   ___________/Чульдум В.Б. /                         _________/Салчак У.Т./

 ________/Котовщикова Л.С./                        от ________2015 г.                                         от __________2015 г.                                            

от ____________2015г.          

        

Рабочая программа по истории

9 а, б классы

На основе программы «История России XX в.» / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. -  М.: «Просвещение», 2003 г.

Программы «Всеобщая история. Новейшая история» / О.С. Сороко-Цюпа, О.А. Сороко-Цюпа. - М.: «Просвещение», 2008 г.

                                                                                             

                                                                                                                 

         

                                                                                                                      Всего на изучение:  68 часов

                                                                                                                          Количество часов в неделю: 2 часа

                                                                                                                           Образовательная область: история

                                                                                                                           Разработчик: Манзай-оол С.Ю.

                                                                                                  Педстаж:  2 года

                                                                                         Категория:

Пояснительная записка

Рабочая программа состоит из двух раздела курса «Истории России  XX – начала XXI вв. , 9 класс» и курса« Новейшая история. 9 кл». Программа составлена на основе Временных требований к минимуму содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236).

Программа продолжает курс 6 - 8 классов по  формированию у учащихся целостного представления об историческом пути России, о судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Отобранный фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.


Основные цели и  задачи курса:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Планирование по всеобщей истории и истории России в  9  классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории,  а так же  на основе  авторской программы « Новейшая история 9.» под редакцией  А.О Сорока-Цюпы, О.Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2008 г.  и на учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XX – начала XXI века. : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008. Рассчитана планирование на 68 часов в год, 2 часа в неделю (28 часов «новейшая история», 40 часов «история России»).  

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения истории ученик должен

Знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней;
  • выдающихся деятелей отечественной истории этого периода;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

 уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;
  •  показывать на исторической карте территории расселения различных народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
  • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
  • составлять характеристику исторических деятелей;
  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение. Давать отзыв на ответы других учащихся;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры.

 Основное содержание

 Всеобщая история (28 часов)

ВВЕДЕНИЕ»

СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1900- 1918 г.г. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Мир в 1918—1939 гг.

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция.

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ

Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.

Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.

Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.

Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании.

СТРАНЫ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В I ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. КемальАтатюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.

Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.

Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ УРОКИ

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холо-кост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.

Мир во второй половине XX — начале XXI в.

МИР ВО II ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».

Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.

СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА ВО II ПОЛОВИНЕ XX В.: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ

Соединенные Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.

Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.

Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.

Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.

Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.

ХХ ВЕК И КУЛЬТУРА Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.

Международные отношения во второй половине XX — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, ее роль в современном мире.

 ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в началеXXI в.

Календарно-тематическое планирование по Новейшей истории  

Часы:

Тема

примечание

Тип урока

Понятия

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата

Факт

План

 «ВВЕДЕНИЕ» (1 час)

СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1900- 1918 г.г. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (4 часа)

1.

1.

Страны Европы и США в 1900—1918 гг.

Изучение нового материала

Монополистический капитализм, империализм, Антанта, Тройственный союз

КИМ

Определять предпосылки глобальных конфликтов; выявлять особенности модернизации в начале XX в.; характеризовать страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеров и догоняющих. Знать предпосылки формирования единого мирового хозяйства и его последствия, неравномерность экономического развития. Выявлять новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами.

§ 3-4 (А)

2

3.

1.

1

1

Первая мировая война.

 Причины, ход, итоги

Урок-презентация

Блицкриг, аннексия, позиционная война, контрибуция

КИМ

Определять причины, цели, характер, основные фронты, этапы и сражения I мировой войны. Знать Версальско-Вашингтонскую систему и ее противоречия. Характеризовать новое соотношение сил между великими державами и причины неустойчивости новой системы международных отношений.

§ 6-8 (А)

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ (8часов)

4

1.

Новая карта Европы. Версальско– Вашингтонская система

Комбинированный

«Тайная дипломатия»,

«14 пунктов», репарации,

Лига Наций

КИМ

Характеризовать изменения в расстановке политических сил в странах Европы; выявить роль Интернационала в международной политике в 1920-е гг. Проводить сравнительный анализ революций в Германии, Австрии, Венгрии

§ 9 (А)

5

6.

1.

Страны Европы

 США в 1924– 1939 гг.

Урок-лекция

Комм.интернационал «новый курс», народный фронт, интернациональные бригады

КИМ

Определять причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Характеризовать Великую депрессию. Оценивать деятельность Ф. Рузвельта и его «Новый курс». Иметь представление о британской и французской модели борьбы с экономическим кризисом.

§ 11-12 (А)

7

8

1

1

Зарождение фашизма и нацизма

Германия и нацизм

Комбинированный

Фашизм, антисемитизм, рейхсканцлер, авторитаризм, тоталитаризм

КИМ

Определять и объяснять свое отношение и оценку к формированию тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. Характеризовать особенности итальянского, германского и испанского фашизма. Знать условия утверждения и этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Определять сущность гражданской войны в Испании (1936—1939 )

§ 10 (А)

9

1.

Международные отношения в 1920–е годы

Урок-лекция

КИМ

Характеризовать развитие международных отношений в 1920-е гг. Оценивать советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические последствия. Определять сущность пацифизма и милитаризма в 1920-1930г.г. (Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.) Знать особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг., экономический бум и торжество консерватизма в США, политическую нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. Проанализировать план Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США.

§ 15 (А)

10

1

Международные отношения в 1930–е годы

Комбинированный

Система коллективной безопасности, политика «умиротворения агрессора», Мюнхенское соглашение

КИМ

Проанализировать крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Оценивать агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Знать причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Характеризовать военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.).советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним.

§ 15 (А)

11

Тематические тесты

СТРАНЫ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В I ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (4 часа)

12

13

1.

1

Страны Азии в I половине XX века

Страны Азии в 20 веке

Урок-презентация

КИМ

Охарактеризовать географические и политические параметры понятия «Восток», способы осуществления модернизации. Рассмотреть историю Китая: «Сто дней реформ», две революции и две гражданские войны. Оценивать деятельность Сунь Ятсена и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Знать суть гражданской войны (1928—1937 гг.) в Китае, агрессию Японии в Северном Китае. Охарактеризовать политические процессы в Индии. Оценивать деятельность М. Ганди и его учение, а также кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима

§ 5 (А)

14

15

1.

1

Страны Латинской Америки в I половине XX века

Аргентина

Комбинированный

КИМ

Определять культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Характеризовать факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Знать процессы провозглашения независимых государств в Латинской Америке. Оценивать деятельность С. Боливара, Х.Сан-Мартина. Анализировать отношения США со странами Латинской Америки. Знать доктрину Монро. Иметь представление о мексиканской революции 1910—1917 гг. и развитии  Мексики в первой половине XX в.

§ 5 (А)

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ УРОКИ (4часа)

16.

1.

Причины и начало Второй мировой войны

Комбинированный

«Молниеносная война»,

 закон о ленд-лизе, Тройственный пакт, антигитлеровская коалиция

КИМ

Знать причины, характер,  периодизацию, фронты, участников, основные военные операции II мировой войны. Оценивать военные действия в Северной Африке, Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг. Проанализировать движение Сопротивления,  роль антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма, проблему открытия второго фронта.  Знать решения международных конференций о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.

§ 16-17 (А)

17

1

Вторая мировая война:.

Итоги второй мировой войны

Урок-лекция

лекция

КИМ

Проанализировать военные действия на Тихом океане, атомные бомбардировки США, итоги войны. Оценить роль СССР в победе над фашизмом. Характеризовать геополитическую ситуацию в мире во II половине 1940-х гг., утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Знать процесс оккупация Германии, образование двух германских государств, образование ООН. Оценивать Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.

§ 16-17 (А)

18

1

Тематические тесты

МИР ВО II ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ (3 ч)

19

1.

Причины и начало «холодной войны»

Урок изучения нового материала

Биполярная система, СЭВ деколонизация, репатриации, ООН, МВФ, «железный занавес», НАТО

КИМ

Знать причины и главные черты «холодной войны», идеологическое противостояние. Понимать и объяснять понятия «железный занавес», гонка вооружений. Оценивать создание НАТО и ОВД, использование ядерного оружия. Анализировать локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав.

§ 18 (А)

20

1.

Общее и различное в развитии стран Западной Европы и США во второй половине ХХ века

Урок-презентация

доктрина Трумэна, план Маршалла

КИМ

Проводить сравнительный анализ развития стран Западной Европы после войны. Оценивать план Маршалла. Различать общее и особенное в экономической интеграции в Западной Европе и Северной Америке. Знать  основные характеристики государства благосостояния - США. Характеризовать новый этап НТР, предпосылки перехода к постиндустриальному обществу, его важнейшие признаки. Определять противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX—начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония). Оценивать процесс формирования гражданского общества

§ 19-20 (А)

21

1.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в I половине XX века»

Контрольный

Контрольный тест № 1

Обобщать и систематизировать изученный материал.

СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА ВО II ПОЛОВИНЕ XX В.: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ (4ч)

22

1.

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI века

Изучение нового материала

Солдатский билль о правах, шпиономания импичмент, «железная леди», ФРГ, бундестаг,  федеральный канцлер, СДПГ

КИМ

Характеризовать принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Оценивать деятельность  президентов США.

Знать приоритеты внутренней и внешней политики Великобритания в 1950—1990-х гг. Оценивать вклад. М. Тэтчер, Э. Блэр в развитии страны. Характеризовать социально-экономическую и политическую историю Франции во II половине XX в. Оценивать опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака.  Иметь представление о процессе объединения Германии и  ее социально-экономических и политических проблем.

§ 21 (А)

23

1

Страны Восточной Европы в 1945–1970 гг. Новая ситуация в Восточной Европе в 90-е годы. Бархатные революции.

Комбинированный

КИМ

Сопоставлять общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Характеризовать нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Оценивать политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.), революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидацию основ тоталитарного социализма. Знать основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв.

§ 22-23 (А)

24

1

Страны Азии и Африки, Латинской Америки во второй половине ХХ–начале ХХI века

Урок-лекция

Национал-реформизм, военная хунта,

ЮЗА, «белая революция», исламский фундаментализм, ИНК, ЮВА, ЮА, КНР

КИМ

Характеризовать процесс распада колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Оценивать противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Давать оценку факторам, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.

Знать политическое, экономическое и культурное развитие Китая.  Иметь представление о развитии Латинской Америки.

§ 25-28 (А)

25

1.

Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХI века

Комбинированный

Многополюсный мир, глобальные проблемы человечества

КИМ

Характеризовать международные отношения в условиях биполярного мира. Давать оценку Карибскому кризису, анализировать окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Знать пути расширения НАТО на Восток. Выделять роль ООН в современном мире. Понимать причины образования Европейского союза и его расширение на Восток. Давать оценку международному терроризму. Характеризовать российско-американские отношения в конце XX—начале XXI в., международные и региональные конфликты, способы их регулирования

§ 31-32 (А)

ХХ ВЕК И КУЛЬТУРА (3 часа)

26

27

1.

1

Развитие культуры в ХХ - начале ХХI века

Контрольные тесты «Культура 20 в.№

Урок-семинар

контрольный

Феминизм, иррационализмсюрреализм, потерянное поколение, национализм неореализм

КИМ

Определять основные идеи и направления в художественной культуре XX в. Знать  достижения и проблемы НТР. Выявлять роль науки, знаний, информации и образования в современном мире. Характеризовать революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использование персонального компьютера, Интернета. Осмысливать  проблемы информационного общества.

§ 29-30 (А)

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 час)

28

1.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в XX веке»

лекция

Контрольный тест № 2

СОДЕРЖАНИЕ

РОССИЯ В XX—НАЧАЛЕ XXI в.

9 класс (40ч)

ТЕМА 1. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в.

(1900-1916 гг.)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования.

Личность Николая II, его политические воззрения.

Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.

Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.

Внешняя политика Николая //. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий.

Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов.

Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф.

Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901 — 1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков.

Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич.

Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина.

III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.

Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Рождение кинематографа.

Основные понятия темы

Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм,социальная дифференциация, маргинализация населения, личная уния, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, массовое сознание, общинная психология, полицейский социализм, революция, движущие силы революции, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, аннексия, мировая гегемония, контрибуция, Антанта, мировая война, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, Брусиловский прорыв, кризис власти, радикализация общества, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн.

ТЕМА 2. РОССИЯ В 1917-1927 гг.

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II.

Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах.

Альтернативы развития страны после Февраля.

Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские Тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).

Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика.

Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение.

Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л. Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.

Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания.  Крах леводемократической альтернативы.  III  Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория.

«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима.

Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.

Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.

Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля.

Гражданская война на национальных окраинах.

Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги.

Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.

«Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание.

Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР.

Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне.

Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна.

Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну.

Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор.

Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке.

Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.

Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции».

Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.

Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру.

Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

Основные понятия темы

Субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, Учредительное собрание, сепаратный мир, чрезвычайная продовольственная политика, «военный коммунизм», продразверстка, гражданская война, красный и белый террор, новая экономическая политика, продналог, концессия, «командные высоты» в экономике, однопартийная система, авторитарный режим, федерация, унитарное государство, Коминтерн, эмиграция, сменовеховство.

ТЕМА 3. СССР В 1928-1938 гг.

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина.

Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома».

Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги.

Коллективизация. Раскулачивание.

Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты политической системы.

Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества.

Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя.

Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии.

Принятие Конституции 1936 г.

Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества.

Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства.

Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав.

Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции.

«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики.

Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании.

Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.

От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма.

Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература.

Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в ЗО-е гг. Психологическое состояние общества.

Основные понятия темы

Форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, номенклатура, привилегии, система коллективной безопасности, идеология, социалистический реализм, культурная революция.

ТЕМА 4. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора.

Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.

Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимойлетом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой.

Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.

Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.

Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.

Разгром японских войск в Маньчжурии.

Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.

Основные понятия темы

Секретные протоколы, оккупация, эвакуация, коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция.

ТЕМА 5. СССР В 1945-1952 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

Основные понятия темы

Конверсия, репарации, «холодная война», «железный занавес», генетика, биологи-менделисты, кибернетика.

ТЕМА 6. СССР В 1953-СЕРЕДИНЕ 60-х гг.

Изменения политической системы. Смерть Сталина борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш. И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.

Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис.

1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

Основные понятия темы

Волюнтаризм, субъективизм, реабилитация, десталинизация, демократизация, интенсификация экономики, научно-техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс, мирное сосуществование.

ТЕМА 7. СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х-СЕРЕДИНЕ 80-х гг.

Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление   позиций   партийно-государственной   номенклатуры.

Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток— Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

Основные понятия темы

Номенклатура, «развитой социализм», военно-стратегический паритет, биполярная система международных отношений, доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности, хозрасчет, самоокупаемость, «магнитофонная революция».

ТЕМА 8. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР в 1985-1991 гг.

Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 19851991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия.

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.

Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

Основные понятия темы

Ускорение социально-экономического развития, «кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.

ТЕМА 9. НОВАЯ РОССИЯ. 1991-2006 гг.

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России.

Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.

38

Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Основные понятия темы

Суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование, банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование по истории России

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Контроль знаний

Домашнее задание

План

Факт

(Россия на рубеже XIX-XX вв.)

1

Государство и российское общество в конце XIX- начале XX в.

1

Комбинированный

Работа со схемой «Река времени» (с. 15). Заполнение таблицы

2

Экономическое развитие страны.

1

Комбинированный

Работа со схемами (с. 23, 29, 30). Работа с исторической картой

Таблица "Национальный состав Российской империи по переписи 1897 г."

3

Общественно –политическое развитие России в 1894-1904 гг.

1

Комбинированный

Работа со схемами «Российская империя (1906-1917 гг.)» (с. 38), «Основные политические партии» (с. 40-41).»

Карта "Социально-экономическое развитие России в начале XX века"

Революционный взрыв (Россия в 1914-1922 гг.) (12ч)

4

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

Комбинированный

Работа с исторической картой: определение своего отношения к действиям участников исторических событий, доказательство своей позиции аргументами

Карта "Русско-японская война"

Анимированная интерактивная карта «Россия в Первой мировой войне»

5

Первая российская революция. Реформы политической системы.

1

Применение

знаний и умений

Работа с историческими источниками, исторической картой: описание событий с точки зрения участников

различных политических групп; выделение важных признаков и доказательство

их наличия

Презентация «Февральская революция»

6

Экономические реформы. Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

1

Комбинированный

Работа с исторической картой: определение наиболее предпочтительного пути развития событий

Схема «Кризис Российского государства» (с. 70, учебник)

7

Духовная жизнь Серебряного века

1

Комбинированный

Схема «Культура в начале XX века»

8

Россия в Первой мировой войне

1

Комбинированный

Работа со схемой «Революционные преобразования в экономике России. 1917-1918 гг.» (с. 89). Заполнение таблицы «Вопросы русской революции». Работа с текстовыми источниками: сравнение, определение причин

Презентация «Октябрьские события 1917 г.»

9

Начало гражданской войны.

На фронтах гражданской войны

1

Лекция с элементами самостоятельной работы

Работа со схемами (с. 95, 96), исторической картой. Работа в группах: определение причин Гражданской войны.

Работа со схемой (с. 106), исторической картой. Заполнение таблицы «Вопросы русской революции: описание исторического события, оценивание его

П.14,15 прочитать,

Анимированная интерактивная карта "Начало Гражданской войны в России"

10

Свержение монархии. Октябрьская революция.

Формирование советской государственности

1

Комбинированный

Работа с исторической картой. Работа в группах: определение причин октябрьской революции, объяснение своего отношения к историческому событию

П. 10-13 прочитать,

«Советская Россия - РСФСР» (с.78, учебник)

11

 Экономическая политика красных и белых

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

1

Комбинированный

Работа с исторической картой, текстовыми источниками: определение преимуществ у «красных» и «белых» с точки зрения участников событий.

Работа со схемой (с. 134). Заполнение таблицы «Вопросы русской революции». Работа в группах: сравнение требований народа с мероприятиями НЭПа

 П. 16-17 прочитать,

Таблица "Окончание Гражданской войны"

Карта "Союз Советских Социалистических Республик в 1922 г."

12

Повторение «Россия на рубеже XIX-XX вв.

1

Контроль знаний

Строительство социализма (СССР в 1922-1939 гг.)

13

Переход к НЭПу

1

Изучение нового материала

Работа со схемой (с. 144). Заполнение таблицы «Внутренняя политика нашего государства». Работа с историческими источниками: сравнение, выделение важных признаков и определение их наличия; определение противоречий НЭПа

ЦОРы «Социально-экономическое развитие в период НЭПа»

ЦОРы «Политическая жизнь в 1920-х гг.»

14

Образование Союза Советских Социалистических Республик

1

Применение знаний и умений

Работа со схемой «Ускоренное строительство социализма. 1928-1932 гг.» (с. 160). Работа с историческими источниками, исторической картой: определение целей, задач и средств их достижения (коллективизация и индустриализация)

15

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. ХХ в.

1

Комбинированный

Работа со схемой (с.163, 164), текстовыми источниками, исторической картой. Заполнение таблицы «Внутренняя политика нашего государства»

16

Политическое развитие в 20-30е гг. ХХ в.

1

Комбинированный

Работа со схемой (с. 180). Заполнение таблицы «Внутренняя политика нашего государства». Работа с историческим источником: выделение важных признаков тоталитаризма, доказательство их наличия

17

18

Духовная жизнь в 20-30 е гг. ХХ в.

Социалистическая индустриализация

1

1

Комбинированный

Заполнение таблицы «Внутренняя политика

нашего государства». Работа

с исторической картой: выделение социально-

экономических и культурных

признаков завершения модернизации в СССР

Советская культура 1930-х гг.

19

20

Коллективизация сельского хозяйства

Внешняя политика СССР в 30 е гг. ХХ в.

1

1

Комбинированный

Работа со схемой «Население СССР в конце 1930-х годов» (с. 202). Работа с текстовым источником, исторической картой: определение обстоятельств, осложнявших отношения СССР с ведущими странами мира

Презентация "Коллективизация сельского хозяйства"

1. Исторический источник«Договор о ненападении между Германией и СССР»

21

Контрольная работа «СССР на путях строительства нового общества».

1

Проверка знаний

Огонь великой войны (СССР в 1939-1945 гг.)

22

СССР накануне Второй мировой войны.  Начало ВОВ

1

Комбинированный, интегрированный со «Всеобщей историей»

Работа с исторической картой: определение этапов Второй мировой войны.

Работа со схемой «Силы СССР и Германии, сосредоточенные друг против друга в 1941 г.» (с. 213). Работа с исторической картой: сравнение военной мощи двух армий

Карта "Расширение СССР в 1939 - 1940 гг."

1. таблица "Начало Великой Отечественной войны".

2."План "Барбаросса"

3. Мультимедийная презентация  «Великая Отечественная война

23

24

Немецкое наступление 1942 г. и его предпосылки коренного перелома

Советский тыл в ВОВ

1

1

Комбинированный

Работа с историческими источниками, исторической картой: определение причин и последствий коренного перелома в Великой Отечественной войне

25

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.

1

Комбинированный

Работа со схемой «Ресурсы вооруженных сил СССР и Германии в 1944 г.» (с. 248); историческими источниками, исторической картой: соотнесение дат и событий

1. Мультимедийная презентация  «Великая Отечественная война»

26

Повторение «СССР во Второй мировой войне» -тесты контрольные

1

Контроль знаний

«Через тернии к звёздам» (СССР в 1945-1985 гг.)

27

28

Восстановление экономики.

Политическое развитие. Внешняя политика 1945-1953 гг.

1

1

Комбинированный

Заполнение таблицы «Внутренняя политика нашей страны». Работа с исторической картой: выделение успехов и неудач послевоенного развития

30

31

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

«Оттепель» в духовной жизни

1

1

Комбинированный

Работа с текстовым источником. Заполнение таблицы «Внутренняя политика нашей страны»: выделение признаков тоталитаризма и доказательство их наличия

32

33

Экономика «развитого социализма»

Политика разрядки: надежды и результаты

1

1

Комбинированный

Работа со схемой «Советская

командная экономика 1960-

1970-х гг.» (с. 298), «Зарплаты и цены при "развитом социализме"»

(с. 301). Заполнение таблицы

«Внутренняя политика нашей страны». Работа

Испытание свободой (от СССР к России: 1985-2010 гг.)

34

35

36

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Политика гласности

Экономические реформы 1985-1991 гг.

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

1

1

1

Лекция

Работа со схемой «Советская

командная экономика 1960-

1970-х гг.» (с. 298), «Зарплаты и цены при "развитом социализме" (с. 301). Заполнение таблицы

«Внутренняя политика нашей страны». Работа с текстовыми источниками. Задание на самостоятельный поиск и группировку информации

37

38

Российская экономика на пути к рынку

Политическая жизнь  в 1992-1999 гг.

1

1

1

Комбинированный

Работа со схемой «Переход к рыночной экономике. 1990-е гг.» (с. 341). Работа со статистическими источниками. Задания: определение процессов, вызвавших кризис; описание событий

Схема «Переход к рыночной экономике. 1990-е гг.» (с. 341, учебник).

39

Строительство обновленной Федерации.

Экономика России в 2000-2007 гг.

1

1

Комбинированный

Работа со схемой «Государственный строй России по Конституции 1993 г.» (с. 351), «Поддержка партий избирателями на выборах 1993 г.» (с. 352). Работа с исторической картой, историческими источниками

Схемы «Государственный строй России по Конституции 1993 г.» (с. 351), «Поддержка партий избирателями на выборах 1993 г.» (с. 352).

40

Внешняя политика России

Россия на путях к инновационному развитию

1

1

Обобщение и систематизация знаний

Работа с историческими источниками, задание:

выявление причинно-следственных связей

Список литературы:

     Календарно-тематическое планирование для 9 класса ориентировано на использование:

Учебные пособия:

  1. История России XX в. – 9 класс – А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М., «Просвещение» 2003 г.
  2. Новейшая история зарубежных стран XX в. – 9 класс – Н.В. Загладин. М., «Русское слово» 2008 г.
  3. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа О.А. «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс, М., «Просвещение», 2007 г.

Методические пособия:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «Поурочные разработки к учебнику «История России 20 в.». 9 класс. М., «Просвещение» 2001 г.
  2. Е Н.Сорокина «История России» 9 класс. Части 1,2. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России». 9 класс. Волгоград, «Учитель – АСТ», 2003 г.
  3. Т.В.Коваль «История России 20 в». Конспекты уроков для учителя истории, Методическое пособие. М., «Владос – Пресс» 2002 г.
  4. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Поурочное планирование. История России. Зарубежная история. 20 в.» М., ТЦ «Сфера» 2001 г.
  5. О.В.Арасланова, А.В.Поздеев «Поурочные разработки по истории России. XX- XXI века» 9 класс М, «ВАКО», 2005г.
  6. К.А.Соловьёв «Универсальные поурочные разработки по новейшей истории.XX – начало XXI века. 9 класс» М., «ВАКО», 2006 г.
  7. Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина, И.А.Ермакова «Новейшая история зарубежных стран.20 в. Пособие для учителя». М., «Русское слово» 2001 г.
  8. А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России» 6-11 класс. Пособие для учителя. М., «Владос» 2003 г.
  9. «Хрестоматия по истории России, 1917-1940г.» М., «Аспект – пресс», 1995 г.
  10. Материалы для учебных проектов.9 класс М., «Астрель АСТ», 2007г.
  11. Л.П.Борзова «Игры на уроках истории» М., «ВЛАДОС», 2004г.

КИМ:

  1. Тесты – История России 20 в. 9-11 класс. М., «Дрофа» 2015-2016 гг.
  2. Г.В.Клокова «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России 20 в. 9 класс». М., ТЦ «Сфера» 1999 год.
  3. Оценка качества по истории. М., «Дрофа» 2000 г.
  4. 3000 тестов и проверочных работ по истории. М., «Дрофа» 1999 г.
  5. И.С.Хромова «Тесты. История России. XX век. 9 класс» М., «Дрофа», 2002 г.

6. Репин А.В. История России. 9 класс Дидактические материалы. Саратов, «Лицей», 200 7г.

7. Репин А.В.Новая история. 9 класс Дидактические материалы. Саратов, «Лицей», 2007 г.

Для информационно-компьютерной поддержки  учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Internet:

               http://fcior.edu.ru/

CD:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. XIX-XXвв., Уроки Всемирной истории. Новейшая история.
  2. Россия на рубеже третьего тысячелетия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик должен:

1) знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XVI - XVIII в. и выдающихся деятелей истории;

2) знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

3) знать изученные виды исторических источников;

4) уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

5) уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

6) уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

7) владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

8) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

9) использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

10) выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

11) объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

12) уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

13) группировать исторические явления и события по заданному признаку;

14) уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;

15) выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

16) определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

17) объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XVI - XVIII в., достижениям культуры;

18) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

19) уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...