Метапредмет "Проблема" в изучении ключевых проблем истории России 20 века
статья по истории ( класс) на тему

Копкова Екатерина Владимировна

Выступление на метапредметной городской конференции на базе ГБОУ  Гимназия 1517 г.Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmet_konferentsiya_18_maya_2011.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредмет «Проблема» в изучении ключевых проблем истории России 20 века.

«По нашему мнению, два «предмета» должны сформировать основу школьного образования и присутствовать во всех прочих курсах: обучение тому, как учиться, и обучение тому, как думать»

Г. Драйден

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говориться: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, которые определяют современное качество образования».

 Современная школа - это новая школа, дающая возможность учащимся адаптироваться в разных условиях, применять полученные знания на практике и самостоятельно принимать решения. Сегодня надо создавать такие условия, чтобы  вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, создать атмосферу сотрудничества при решении разнообразных проблем. Тогда  ученик сможет проявлять соответствующие коммуникативные умения, используя необходимую информацию с целью формирования собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, всесторонне исследовав её, тем самым он будет постоянно испытывать свои интеллектуальные возможности.

История наряду с такими предметами, как русский язык и литература закладывает основы формирования личности учащегося, дает ему знания, развивает умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности человека.

Главной задачей исторического образования является выявление, и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о ее особой роли в структуре общего образования.

Главной целью обучения истории является формирование социально-развитой активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности самостоятельной и творческой.

Преподавание социально –гуманитарных дисциплин не возможно без  использования новых  педагогических  технологий.

Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования.

1. «Метапредмет «Проблема» - включает в себя такие способы работы с детьми, при которых учащийся не просто что-то обдумывает  и обсуждает, но и осуществляет реальные действия в социуме, опираясь на разные  тексты.  Через это школьники учатся формировать собственную позицию относительно данного события.

 Основной задачей метапредмет «Проблема», является – научить ребенка мыслить, т.е. уметь, быть способным организовывать , осуществлять и строить мышление.

Одна из важнейших предпосылок труда мышления состоит в умении вырабатывать независимые суждения, формировать собственную точку зрения. Надо не просто пересказать чью- то точку зрения, а поставить задачу, выслушав целый спектр мнений, попытаться переосмыслить свою собственную.

Но как сделать так, чтобы появилось собственное мнение? Надо научиться понимать предмет противоречий и конфликтов. Другими словами, под проблемой надо понимать способ, который фиксирует проблемную ситуацию в специальных высказываниях и мыслительных конструкциях. На уроке  надо создать такие условия и пройти определенные этапы.

Большая трудоемкая работа предстоит учителю на подготовительном этапе при сценировании урока. Начать надо с выбора темы и подбора документов, в которых должна быть представлена четкая позиция по интересующей проблеме.

При подготовке к занятиям в рамках этой технологии необходимо выделить следующие  этапы работы.

- определение объективной социокультурной проблемы, имеющей значение для личности;

-  реконструирование проблемной ситуации, на основании различных текстов, когда существует несколько разных точек зрения;

- работа с заимствованной авторской позицией:

   а)  понимание чужой точки зрения;               

   б)  позиционная критика;

   в)  моделирование проблемы;

- обоснование собственной точки зрения и других точек зрения.

Курс «История России 20 век» - очень хорошо подходит для подбора тем уроков в рамках этой технологии. По многим проблемам отечественной истории XX в. в науке, а уж тем более в массовом сознании существуют разные, подчас противоположные оценки и мнения.

 Определение объективной  социокультурной проблемы, имеющей значение для личности;

Тема урока. 

Осуществление сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР.

На первых уроках вы получили совокупность знаний о событиях, фактах, персоналиях, причинно-следственных связях, определили узловые проблемы процесса сплошной коллективизации.

Не секрет, что для многих учеников не составляет большого труда прочитать текст учебника, запомнить его содержание. Сложнее на основе полученных знаний сформулировать собственную позицию по тому или иному вопросу.

Цели урока.

Образовательная. 

Определить причины и сущность сплошной коллективизации. Последствия её для деревни  и страны.

Развивающая. 

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи,  самостоятельно делать выводы на основе изучения авторских текстов.

Воспитательная. 

Формировать мировоззрение на примере данной темы урока и  проанализировав заимствованную авторскую позицию, выработать собственную позицию по обсуждаемым вопросам сплошной коллективизации

Формы работы:

*вступительное слово учителя, сообщение темы, постановка  задач

 эвристическая беседа с классом по вопросам;

*интегративная (групповая) работа учащихся с заимствованной авторской позицией;

*выступления групп с результатами своей познавательной       деятельности;

*позиционная критика;

*построение схемы позиционных противоречий;

*общее обсуждение проблемной ситуации;

*самоопределение

Проблема урока.  «Коллективизация – это преступная авантюра   или  вынужденная  необходимость?»

Реконструирование проблемной ситуации, на основании различных текстов, когда существует несколько разных точек зрения;

авторские тексты  «О деревне накануне и в ходе сплошной коллетивизации» В.П. Данилов, д.и.н., профессор, Н.А.Ивницкий, д.и.н., профессор, И.В.Сталин «Год великого перелома» 03 ноября 1929 года»

Работа с заимствованной авторской позицией:

   а)  понимание чужой точки зрения;               

   б)  позиционная критика;

   в)  моделирование проблемы;

В ходе обсуждения авторских позиций и их критики, мы выяснили, что они во многом противоположны.

Включение презентации (построение схемы позиционных противоречий)

Завершая работу по заимствованным авторским позициям, мы определим точки принципиально не сводимых  друг с другом оснований конфликтного столкновения и позиции субъектов в отношении к ним

Вопрос учителя

Возможный ответ учащихся

Запись на доске

1

Прежде чем искать противоречия авторских позиций, попробуем определить общие для них взгляды.

Какой фактор, авторы считают основным в осуществлении коллективизации, внешнеполитический или фактор внутреннего развития советского общества?

Внешнеполитический, т.к. только что закончилась Гражданская война.

Предпосылки, процесса сплошной коллективизации необходимо искать в  системе государства, деятельности партии большевиков  и  личности И.В.Сталина

2

Сейчас мы должны выстроить схему позиционных противоречий.

В работах В.П. Данилова,  Н.А. Ивницкого и И.В. Сталина есть взгляды   на коллективизацию.

Какова она, с позиции В.П.Данилова и  Н.А.Ивницкого?

Какова она с позиции И.В. Сталина?

Большевики применяли насильственные методы, форсировали темпы сплошной коллективизации сельского хозяйства

В колхозы идут крестьяне не отдельными группами, как это имело место раньше, а целыми сёлами, волостями, районами, даже округами.

Сплошная коллективизация

(по центру доски)

Насильственные методы

Коренной перелом в развитии земледелия

 

3

Определите основной аргумент, исходя из которого, В.П.Данилов и  Н.А.Ивницкий

считают большевиков и Сталина в массовом уходе крестьян в города, а деревни оставались в запустении.

Большевики и Сталин  руководствовались корыстными интересами, добиваясь  результата в  совершении индустриального скачка.  Но какой ценой?  

Желание осуществить коллективизацию

Выводы: таким образом, мы определили первую линию противоречий авторских позиций.

6

Как, по мнению   И.В. Сталина  процесс коллективизации,  мог достичь поставленной цели? Постарайтесь ответить цитатой из текста.

«Достижения партии состоит в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства в целом ряде районов от старого, капиталистического пути развития, от которого выигрывает кучка богатеев - капиталистов, а громадное большинство крестьян вынуждено разоряться и прозябать в нищете»

необходимость проведения сплошной коллективизации

«да»

7

Как В.П.Данилов и  Н.А.Ивницкий

относятся к необходимости проведения сплошной коллективизации?

Крестьянину навязывали единственную форму хозяйствования на земле - крупное производство. Всё это лишало крестьянина многообразного подхода  к земле, личной ответственности.

необходимость проведения сплошной коллективизации

«нет»

Выводы: в оценке последствий сплошной коллективизации позиции авторов также явно противоположны.

10

Если мы рассмотрим все позиции В.П.Данилова и  Н.А. Ивницкого

Трагедия

Трагедия

11

В понимании И.Сталина - это достижение «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию»  Что тогда для него в целом означает процесс коллективизации?

Торжество партии

Торжество партии

12

Как вы думаете, почему для одного – это «трагедия», а для другого это – «торжество партии»

В.П.Данилов и  Н.А. Ивницкий смотрят на процесс коллективизации  с позиции традиций крестьянства, их любви к земле. Позиция И.В.Сталина -это проведение индустриализации

13

Какой вопрос обычно задают, когда говорят о трагедии?

Кто виноват, в понимании В.П.Данилова и  Н.А. Ивницкого ?

Кто виноват?

И.В.Сталин и большевики

Кто виноват?

И.В.Сталин и большевики

14

Кого, в понимании И.В.Сталина необходимо благодарить за торжество партии?

Большевики и И.Сталин

Кого благодарить?

И.Сталина и партию большевиков

Вначале построения схемы позиционных противоречий мы не увидели явного противоречия авторских позиций в понимании  сплошной коллективизации между

В.П.Даниловым,  Н.А.Ивницким и И.В. Сталиным но, завершая разговор о позиционных противоречиях, мы видим имеется принципиальное противопоставление.

Вывод: причиной предопределившей различие позиций В.П.Данилова,  Н.А.Ивницкого и Сталина И.В.   стало то, что в одном случае – это взгляд главы государства, который и проводил эту политику, в другом – взвешенный взгляд учёных на основе анализа изученных материалов

             

В учебном плане эта тема связана с предыдущими темами. Специфика данного урока заключается в инновационных подходах к изучению данной проблемы: на протяжении учебного процесса формируется не только мировоззрение, но и умения слышать друг друга, принимать мнение другого. Тип урока напрямую связан с проблематизацией, поиском собственного отношения к коллективизации. Выбрав основной технологией на уроке Метапредмет «проблема», мы, запланировали использование: дискуссии, работу с документами (статьи, с которыми учащиеся не были знакомы), введение мини-проекта, интегративную (групповую) технологию, «от простого к сложному» Всё это обеспечивало комплексность и взаимосвязь на уроке. Стержневыми задачами на уроке были: умение работать в группах, умение грамотно задавать вопросы, умения выслушивать оппонента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации по ключевым темам истории России

Данный материал поможет учителям истории расширить знания учащихся по отдельным темам....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Разработка урока по английскому языку «Вклад современных путешественников в изучение географии и истории России» по УМК «Enjoy English-6»

Урок представляет собой продолжение знакомства с темой «Путешествие» в курсе учебника “Enjoy English” для 6-го класса. На данном уроке (урок 83-й «Современные путешественники») рассматриваются некотор...

«Ключевые вопросы истории РоссииXX века » Авторская педагогическая разработка ( комбинаторная)

Программа помогает учащимся увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития, позволяет научить учащихся ставить вопросы, а не только отвечать на них, что очень важно с точки...

мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России....