Организация исследовательской деятельности на уроках истории
материал по истории ( класс) на тему

Пермина Оксана Александровна

Организация исследовательской деятельности на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Сама жизнь выдвигает неотложную задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора. 
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.
Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися будет актуальной.
Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики. Учащиеся могут усвоить инструментарий, с помощью которого он сможет познать действительность, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее.

Главная цель учителя – подготовка учеников к творческой деятельности, учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы.
В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории можно выделить несколько видов и приемов.

Развитие творческих способностей учащихся с помощью оформления стендов.

Ко «Дню народного единства» был создан патриотический стенд «Я – ученик, человек, гражданин». К 200-летию войны 1812 года с учениками 8 класса был разработан проект «Недаром помнит вся Россия», результатом которого стал тематический стенд, где была размещена информация, собранная, обработанная и оформленная ребятами. Результат – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовка презентаций.

Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.
В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов.   

Например, в 5 классе, при изучении темы «Искусство Древнего Египта» дается задание: составить рассказ от имени египтянина о посещении храма. В 6 классе после изучении разделов связанных с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают задание: придумать и написать свою «Истрию рыцаря», придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту странствий, описать реальные сражения.  При выполнении данных заданий учащиеся проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления . Такие задания  очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно. В старших классах чаще используем форму семинара, где идет обсуждение разных точек зрения, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, при изучении темы «Первая мировая война», учащиеся делятся на группы по странам. Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы («Была ли неизбежна мировая война?», «Почему война стала мировой?», Каковы главные итоги и уроки войны?» и т.д.), выступить со своими предложениями о заключения мира и др.
Результатом нетрадиционных форм проведения занятий являются умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, выделение главного, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками.

  • Организация учебно-исследовательской деятельности на обычных уроках.
    Исследовательский метод используется и на обычных урока: 
  • Творческие домашние задания
  • Написание рефератов
  • Подготовка сообщений
  • Составление схем, кроссвордов, вопросов
  • Работа с историческими источниками
  • Поиск ответов на вопросы

 Большое значение для развития исследовательских качеств имеют практические работы по истории. Примером может послужить  практическая работа учащихся с материалом учебника при изучении темы «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века». Ребятам предлагаются различные задания, ответы на которые они самостоятельно находят в материалах учебника.  

Результатом этого этапа является включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, повышение коммуникативной культуры.

Проектная деятельность учащихся.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.

На уроках по истории средних веков работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Примером такого проекта можно представить  проект, разработанный учениками 6 класса «Традиции Востока».

Изучение прошлого России также даёт необозримое поле деятельности для претворения проектов ("История в портретах", "Загадки истории" и т.д.), где также возможен переход от индивидуального к групповому способу работы.

К несомненным достоинствам метода проектирования относится умение публичному выступлению. С инициативной группой учащихся 6-9 классов, мы готовим информацию к государственным и школьным праздникам, и представляем ее в виде небольшого доклада и презентации.

Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества, занятиях кружка, элективных курсах. В этом учебном году мы с учениками 7 «Б» класса готовились к районному конкурсу «Отечество».  Тема над, которой мы работали «Неизвестные поэты нашего города».  Мы рассказали о творчестве юрюзанских поэтов Шумилове О.В. и Козловой Р.А.  Результатом нашей работы стало 1 место в номинации «Открываем новые имена».

Исходя из небольшого опыта моей работы, могу сделать вывод о том, что применение исследовательской деятельности, проектов  на уроках истории позволяют заинтересовать учеников предметом, повысить качество обучения, добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков и умений у каждого отдельного ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

«Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»

Сегодня  набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях  наиболее успешными становятся люди, которые могут пред...

Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье рассказывается о личном  опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории  и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

Технология организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.

Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения такими средствами, к...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории

Цель: Распространение опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...