Организация исследовательской деятельности на уроках истории
материал по истории ( класс) на тему
Организация исследовательской деятельности на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Сама жизнь выдвигает неотложную задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора.
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.
Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися будет актуальной.
Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики. Учащиеся могут усвоить инструментарий, с помощью которого он сможет познать действительность, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее.
Главная цель учителя – подготовка учеников к творческой деятельности, учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы.
В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории можно выделить несколько видов и приемов.
Развитие творческих способностей учащихся с помощью оформления стендов.
Ко «Дню народного единства» был создан патриотический стенд «Я – ученик, человек, гражданин». К 200-летию войны 1812 года с учениками 8 класса был разработан проект «Недаром помнит вся Россия», результатом которого стал тематический стенд, где была размещена информация, собранная, обработанная и оформленная ребятами. Результат – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовка презентаций.
Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.
В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов.
Например, в 5 классе, при изучении темы «Искусство Древнего Египта» дается задание: составить рассказ от имени египтянина о посещении храма. В 6 классе после изучении разделов связанных с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают задание: придумать и написать свою «Истрию рыцаря», придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту странствий, описать реальные сражения. При выполнении данных заданий учащиеся проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления . Такие задания очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно. В старших классах чаще используем форму семинара, где идет обсуждение разных точек зрения, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, при изучении темы «Первая мировая война», учащиеся делятся на группы по странам. Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы («Была ли неизбежна мировая война?», «Почему война стала мировой?», Каковы главные итоги и уроки войны?» и т.д.), выступить со своими предложениями о заключения мира и др.
Результатом нетрадиционных форм проведения занятий являются умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, выделение главного, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками.
- Организация учебно-исследовательской деятельности на обычных уроках.
Исследовательский метод используется и на обычных урока: - Творческие домашние задания
- Написание рефератов
- Подготовка сообщений
- Составление схем, кроссвордов, вопросов
- Работа с историческими источниками
- Поиск ответов на вопросы
Большое значение для развития исследовательских качеств имеют практические работы по истории. Примером может послужить практическая работа учащихся с материалом учебника при изучении темы «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века». Ребятам предлагаются различные задания, ответы на которые они самостоятельно находят в материалах учебника.
Результатом этого этапа является включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, повышение коммуникативной культуры.
Проектная деятельность учащихся.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.
На уроках по истории средних веков работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Примером такого проекта можно представить проект, разработанный учениками 6 класса «Традиции Востока».
Изучение прошлого России также даёт необозримое поле деятельности для претворения проектов ("История в портретах", "Загадки истории" и т.д.), где также возможен переход от индивидуального к групповому способу работы.
К несомненным достоинствам метода проектирования относится умение публичному выступлению. С инициативной группой учащихся 6-9 классов, мы готовим информацию к государственным и школьным праздникам, и представляем ее в виде небольшого доклада и презентации.
Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества, занятиях кружка, элективных курсах. В этом учебном году мы с учениками 7 «Б» класса готовились к районному конкурсу «Отечество». Тема над, которой мы работали «Неизвестные поэты нашего города». Мы рассказали о творчестве юрюзанских поэтов Шумилове О.В. и Козловой Р.А. Результатом нашей работы стало 1 место в номинации «Открываем новые имена».
Исходя из небольшого опыта моей работы, могу сделать вывод о том, что применение исследовательской деятельности, проектов на уроках истории позволяют заинтересовать учеников предметом, повысить качество обучения, добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков и умений у каждого отдельного ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/13/picture-13629.jpg)
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588958-1423386180.jpg)
«Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»
Сегодня набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях наиболее успешными становятся люди, которые могут пред...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-520958-1415535224.jpg)
Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье рассказывается о личном опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-948425-1606677942.jpg)
Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-560632-1420731751.jpg)
Технология организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения такими средствами, к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1121783-1551271095.jpg)
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории
Цель: Распространение опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...