Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории
учебно-методический материал

Анашкина Оксана Михайловна

Цель: Распространение опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Задачи:1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода на уроках истории; 2. Моделирование участниками мастер-класса методов проектно-исследовательской деятельности для учащихся, готовых к практическому применению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс 

«Организация проектно-исследовательской деятельности

на уроках истории»

Цель: Распространение опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Задачи:

1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода на уроках истории

2. Моделирование участниками мастер-класса методов проектно-исследовательской деятельности для учащихся, готовых к практическому применению.

Добрый день, дорогие коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории».

Меня зовут Анашкина Оксана Михайловна -  учитель истории и обществознания в МБОУ СОШ №7 станицы Воронежской.

Как всем нам известно в основе нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Он подразумевает, что достижения учащихся в области образования не могут быть ограничены только получением предметных знаний, умений, навыков. Обучающиеся должны уметь работать с быстро изменяющейся информацией, самостоятельно получать новые знания, уметь применять их на практике. Кроме того, они должны быстро адаптироваться в новых условиях, уметь критически мыслить, решать проблемы. И одной из педагогических технологий, при помощи которой возможно реализовать эти навыки, является метод проектов.

Преимущества этого метода проектов очевидны:

  • во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.
  • во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход, когда каждый учащийся может выбрать ту тему проекта, которая ему интересна, и в рамках которой он сможет реализовать себя наиболее полнее.
  • в-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации.
  • и, в-четвертых, метод проектов тесто связан с информационными технологиями, без знания и использования которых современное общество существовать просто не может.

Проекты являются прообразами их будущей деятельности, когда они войдут в самостоятельную жизнь. Работая над ними и выполняя их, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, учатся идти прямо к поставленной цели, приобретают необходимый багаж знаний.

Поэтому, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, исходя из перечисленных преимуществ, очень важно научить школьников проектной деятельности. А уроки истории дают для этого неограниченные возможности!

Привлекать учащихся к выполнению проекта необходимо уже начиная с V класса, что, собственно мы и делаем в конце учебного года и во время него. В V классе учащиеся еще не в полной мере владеют знаниями проектной работы, поэтому работа тут необходима постепенная. Сначала детей необходимо заинтересовать предметом, подходить к уроку творчески, материал подбирать углубленный, выходящий за рамки школьного учебника, обращать внимание на детали. Если ребенка заинтересует какая-то тема, отдельный вопрос, если он захочет получить больше информации об этом, тут и начинается проектная деятельность.

Она, на мой взгляд, может быть следующих типов: информационная (например в виде сообщений, «Развитие письменности в Древнем мире», «Знаменитые греки», «История олимпийских игр»); творческая (например создание макетов; «Семь чудес света», «Наскальная живопись», «Мода в Средние века) и ролево-игровая (Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций», где дети побывают в различных странах древнего мира, сами подготовят костюмы, во время игры освоят письменность древнего мира, построят жилье, создадут художественное произведение и т.д.).

Форма работы может быть – как групповой, так и индивидуальной. Но, чаще всего, в этих классах дети предпочитают групповые проекты, так как еще не обладают навыками самостоятельности в полной мере.

Эти формы работы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности: так, например, после изучения соответствующих параграфов, посвященных письменности тех или иных народов, ребятам предлагается изготовить папирус с иероглифами, глиняную табличку с клинописью, берестяную грамоту и т.д. После тем, посвященных быту древних народов, мы изготавливаем жилища древних людей. После изучения культуры той или иной страны, мы строим пирамиды, делаем наскальные рисунки или после изучения темы, посвященной рыцарям, ребятам предлагается придумать свою историю жизни рыцаря, свой герб, знамя, девиз, отправить его в поход, описать приключения. Все это оформить в виде древнего манускрипта.

Впоследствии проекты, выполненные учащимися на уроках истории и во внеурочной деятельности, могут использоваться как наглядный материал: макеты средневековых замков, разнообразных египетских пирамид, даккар, древняя катапульта, макеты семи чудес света. Это позволяет на уроках более наглядно представить материал, окунуться в эпоху, рассмотреть историю более детально и подробно.

В VII-IX классах, когда ребенок овладеет первоначальными навыками проектной деятельности, то, помимо творческих проектов, целесообразно переходить к более сложным типам проектов – исследовательским, практико-ориентированным и другим. В этих классах учащиеся имеют уже некоторый запас исторических знаний, овладевают навыками самостоятельной работы, умеют анализировать, сравнивать, выбирать главное. Поэтому темы проектов уже более сложные, требующие значительного количества времени, изучения большого числа источников и литературы, глубокого осмысления, анализа, сравнения, для примера можно привести следующие темы: «Можно ли назвать эпоху Н.С. Хрущева великой?»; «Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика» и т.д..

Также можно использовать математические методы в исторических исследованиях: клиометрию, методики факторного анализа, корреляцию и т.д. К примеру, поставить перед обучающимся цель выяснить «Повлияло ли количество тяжелой бронетехники СС на изготовление танков КВ-1 в СССР» или «Что было бы если бы Наполеон не потерпел поражение в войне с Россией в 1812 г.».

Список можно продолжать бесконечно, ведь вся история основана на загадках и противоречиях.

Предлагаю вам на себе опробовать конструирование исследовательского проекта «По страницам семейных архивов: моя семья в годы Великой Отечественной войны». По продолжительности проект: средней продолжительности – один месяц (в несколько этапов).

Наша задача: Научиться конструировать исследовательский проект.

Комплектация групп: по два-шесть участников в каждой группе.

Цель: проанализировать и составить описание подвига героев Великой Отечественной войны из числа родственников.

Что же такое «Проект»?

Некоторые ученые говорят «проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (Планирование)

3. Поиск Информации

4. Продукт (Создание Проектного Продукта)

5. Презентация Проектного Продукта.

Этап 1. Проблема

Коллеги, каким самым дорогим праздником для всех жителей нашей Родины отмечен месяц май?

Сейчас я прошу вас внимательно посмотреть кадры (показ кадров фильма «Битва за Кавказ»)

Какие чувства у вас вызывают военные кадры?

Перед вами фотография моего дедушки по папиной линии Никитенкова Сергея Прохоровича. Он родился 14 сентября 1923 года в деревне Бель, Куйбышевского района Калужской области.

Призван на фронт 7 мая 1942 года, в 13 пулеметную роту, 1 стрелкового батальона 577 стрелкового полка.

В рота состояла из двух расчётов станкового пулемёта, соответственно каждый расчёт был вооружён пулемётом Максима, командиром расчёта был также вооружён пистолетом; в составе расчёта было четыре рядовых с винтовками. Сергей Прохорович был пулеметчиком такого расчёта, сначала в звании ефрейтора, затем в звании младшего сержанта.

За проявленные мужество и героизм в борьбе за свободу нашей Родины был награжден орденами и медалями. В их числе: орден Отечественной войны I степени, орден Славы III степени, медаль за победу над Германией.

 А можете вы назвать родных, которые принимали участие в борьбе с немецко-фашистским захватчиком, где они сражались, были ли награждены?

Видите, как мало мы знаем о героях своей семьи.

Коллеги, какую проблему вы увидели из всего увиденного и услышанного?

Ответы: Надо побольше узнать о героях своей семьи, ответить на вопросы где воевал мой дедушка, за что награждена моя бабушка…

Какую же цель мы поставим в нашей исследовательской работе?

Цель: организуем работу над исследовательским проектом, куда поместим все собранные воспоминания, документы о своих родных – участниках Великой Отечественной войны.

Как же мы назовём тему нашей исследовательской работы?

Ответ: «По страницам семейных архивов: моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Какие задачи нам необходимо решить для этого?

Задачи (составляем вместе):

- Собрать сведения о своих родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны, посетить своих родителей, бабушек, дедушек, записать воспоминания, по возможности собрать фотографии, документы военных лет.

- С помощью учителя организовать работу с информационными порталами Министерства обороны РФ «Память народа» и «Подвиг народа», и обобщенным банком данных «Мемориал».

- Собранный материал обработать, оформить исследовательским проектом и поместить в классный уголок.

Этап 2. Проектирование (Планирование)

Для работы над проектом мы должны создать три группы. Затем определим задания для каждой из них.

Сейчас вы по своему желанию поделитесь на три группы.

На доске вы видите три конверта с георгиевскими лентами, символами Победы в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас выберет себе конверт, который ему по душе.

Задание всей команде (на ленте): сформировать список своих родственников-участников Великой Отечественной войны, в котором будут указаны: Ф.И.О, дата рождения, место рождения или проживания на момент призыва. (2 минуты), а также иные данные и фотографии из семейных архивов.

«Архивариусы» Используя полученные данные обратитесь в архивы Министерства обороны РФ и установите судьбы защитников Отечества. Для этого перейдите на следующие сайты:

 «Поисковый отряд» вы постарайтесь собрать сведения о битвах, в которых участвовали защитники Отечества, значимость сражений, судьбу регионов, где проживали и воевали защитники.

 «Оформители» ваша задача оформить лист «Книги Памяти», где разместите полученную информацию (схематически).

Этап 3. Поиск Информации

Теперь каждая группа подумает над планом действий для ответа на главный вопрос, над заданием для каждого члена группы.

Ответ:

1-е задание: обратиться к своим родным, материалам семейных архивов:

1-ый – выбирает необходимые данные;

2-ой –делает записи.

2-ое задание: установить судьбу родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, найти информацию о награждениях, ознакомиться с подлинными архивными документами, содержащими информацию об участниках войны.

1-ый и 2-ой – выбирает необходимые данные;

3-ий –делает записи.

3-е задание: собрать сведения о битвах, в которых участвовали защитники Отечества, значимость сражений, судьбу регионов, где проживали и воевали защитники.

1-ый – собирает материалы из сети-Интернет

2-ой – работает с письменными историческими источниками (посещение библиотеки)

3-ий- делает записи

4-е задание: оформить лист «Книги Памяти» на листе А2 (схематически расположить данные на листе, подписать)

При выполнении заданий каждый участник должен запомнить несколько правил:

1. Все в группе равны.

2. Все трудятся дружно, помогают друг другу.

3. Каждый выполняет задание с большим удовольствием

4. Продукт труда – это активный и творческий труд каждого члена группы.

Этап 3. Поиск Информации

Итак, мы начинаем сбор информации.

Этап 4. Продукт (Создание Проектного Продукта)

Этап 5. Презентация Проектного Продукта.

Свое общение с вами я хочу закончить притчей: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец неправ и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках».

Давайте сделаем вывод: в наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...

«Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»

Сегодня  набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях  наиболее успешными становятся люди, которые могут пред...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории

О некоторых приемах по организации самостоятельной деятельности обучающихся...