Тест по теме "Смута".
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тест промежуточный по истории России конца XVI-начала XVII века. Вариант I
1. В 1589 году в жизни Русской Православной церкви произошло важное событие. Что это за событие?
1)Прошёл первый Церковный Собор
2)Введено патриаршество на Руси
3)Проведена Церковная реформа.
4)Главой церкви стал царь Борис Годунов
2. Годы правления Фёдора Ивановича:
1) 1581-1598 2) 1584-1598 3) 1598-1603 4) 1584-1605
3. Какое событие не относится к периоду правления Бориса Годунова?
1) заключение мира с Крымским ханством; 3) Тявзинский мир со Швецией;
2) начало похода Ермака в Сибирь; 4) неурожай и голод в Российском государстве.
4.Назовите важнейшую причину Смуты:
1) неурожай
2) вмешательство Речи Посполитой
3) восстание Хлопка
4) неспособность государства помочь народу в тяжёлое время
5.Кем объявил себя Григорий Отрепьев?
1) сыном царя Федора Ивановича; 3) сыном царя Ивана IV;
2) племянником царя Бориса Годунова; 4) сыном короля Сигизмунда III.
6. Следствием правления Василия Шуйского не было:
1) восстание под предводительством Ивана Болотникова
2) появление Лжедмитрия II
3) освобождение крестьян от крепостной зависимости
4) польско-шведская интервенция
7. Назовите годы восстания под руководством Ивана Болотникова:
1) 1606-1607 гг. 2) 1604 – 1605 гг. 3) 1598 – 1605 гг. 4) 1611 – 1612 гг.
8. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:
1) Дания, Норвегия 3) Речь Посполитая, Швеция
2) Англия, Швеция 4) Турция, Крымское ханство
9.Кто был одним из руководителей Первого ополчения?
1) К, Минин; 2) И. Болотников; 3) П. Ляпунов; 4) П. Басманов
10.К последствиям Смуты не относится:
1) нравственный упадок в обществе
2) нарушение международных торговых связей
3) упадок в сельском хозяйстве
4) появление новых видов ремесел
11.Что было одним из аргументов в пользу избрания новым русским царем Михаила Федоровича Романова?
1) он состоял в родстве с Борисом Годуновым;
2) он обладал большим политическим опытом и выдающимся умом;
3) его отец боярин Федор (митрополит Филарет) сыграл значительную роль в изгнании поляков из Москвы;
4) он был родственником последнего «законного» царя Федора Ивановича
12.Соотнесите явления и их последствия:
1) введение патриаршества А) пресечение династии Рюриковичей
2) война со Швецией Б) повышение авторитета России
3) строительство крепостей В) возвращение Балтийского побережья
4) указ об «урочных летах» Г) укрепление хозяйства
5) гибель царевича Дмитрия Д) повышение обороноспособности страны
13. Установите правильное соответствие:
1) 1589г. а) начало вторжения иностранных войск в Россию
2) 1597г. б) создание Второго ополчения
3) 1609г. в) избрание на царство Михаила Романова
4) 1612г. г) введение патриаршества
5) 1613г. д) указ об «урочных годах»
14. Укажите верные утверждения:
а) со смертью царя Фёдора прервалась правящая династия в России
б) настоящее имя Лжедмитрия 1 Григорий Отрепьев
в) Лжедмитрию 1 удалось долго удержаться на московском престоле
г) основной военной силой движения И.Болотникова были стрельцы
д) ослабление центральной власти привело к Смуте
е) вторым избранным царём на русский престол был польский королевич Владислав
ж) после свержения Василия Шуйского в стране наступило междуцарствие
з) летом 1611г. Россия оказалась в исключительно тяжёлом положении
15. О каком событии идёт речь?
«Шуйский мобилизовал всю страну и имел войско 100 тыс. человек. Войско, вышедшее из Тулы, было значительно слабее, поэтому оно было вынуждено вновь отступить в крепость Тулу. В июне их осадили осадили войска Шуйского. Никто не мог войти в город, ни выйти из него. Царь повелел запрудить реку Упу невдалеке от города».
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 16-18.
Из «Роспросных речей, отобранных от московских выходцев».
«Мая в 8 день, Московского Судного Приказу молодой подьячий Матвей Денисов... в
роспросе сказал: вышел он с Москвы, на Государево Царство и Великого Князя Дмитрия
Ивановича всея Руси имя... с тем: приходил к нему, в Приказ, сын боярский москвитин
Савва Тараканов, тому четвертый день, а сказывал: которые бояре, и дворяне, и дети
боярские, и торговые люди, были в заговоре с Иваном Фёдоровичем Колычевым, и
хотели Шуйского убить на Вербное воскресенье, и тогда не случилося; из их думы один
Иван был на пытке и ни на кого из них не говорил, потому одного и казнили; а их никого
казнить не велел: и они же своим старым заговором умышляют и хотят его убить на
Вознесеньев день из самопала; а на Николин день какая замятия будет ли, того не ведает.
А дети боярские и чёрные всякие люди приходят к Шуйскому, с криком и вопом, а
говорят: до чего им досидеть? Хлеб дорогой, а промыслов никаких нет, и ничего нигде не
взять, и купить не за что. И он у них просит сроку до Николина дня, а начнётся де на
Скопина, что будто идёт к нему Скопин с немецкими людьми, а немец де с ним семь
тысяч. Король будто дал четыре тысячи, а ещё де нанял три тысячи; и как только он к
Москве с силою подойдёт, и ему де Шуйскому со своею силою его встретить и приходить
на большие таборы.
А весть де про Скопина на Москве есть, что пошёл из Новгорода.... А про
Шереметьева сказывают, что... из Владимира ждут [его] к Москве; а сказывают, что с
ним... идёт вся Понизовная сила, а ждут на просухе, как вода сольёт и конский корм
поспеет. А се идёт на Украину Крымский Царь, а из земли де уж вышел; а весть про то
пришла к Москве недели с две, пригнал из Польских городов гонец, а кто именем, и того
не ведает; а слышал он про то не в Разряде, в миру...»
16. Какой самозванец появился в период, о котором идёт речь в источнике? Используя
знания по истории, назовите не менее двух других событий, происходивших в стране в то
же время.
17. Используя текст документа и знания курса истории, укажите не менее трёх причин
начала исторического периода, иллюстрацией которого является приведённый документ.
18. Приведите не менее трёх итогов исторического периода, о котором идёт речь.
Тест промежуточный по истории России конца XVI-начала XVII века. Вариант II
1. Событие, которое не происходило в правление Федора Ивановича:
1) появление самозванца 3) введение патриаршества
2) война со Швецией 4) указ об «урочных летах»
2. Годы царствования Бориса Годунова:
1) 1584-1598 2) 1584-1605 3) 1598-1603 4) 1598-1605
3.К событиям царствования Бориса Годунова не относится:
1) голод 3) преследование бояр Романовых
2) восстание Хлопка 4) введение патриаршества
4.К причинам Смуты не относится:
1) раскол в правящей верхушке
2) преследование правительством еретиков
3) неурожай
4) пресечение династии Рюриковичей
5. В период Смутного времени «тушинским вором» называли:
1) Холопко 2) И. Болотникова 3) Лжедмитрия II 4) П. Ляпунова
6.Василий Шуйский стал царём в результате:
1) избрания всероссийским Земским собором
2) получения власти по наследству
3) захвата власти силой
4) избрания Земским собором из москвичей
7. Назовите годы восстания под руководством Ивана Болотникова:
1) 1606-1607 гг. 2) 1604 – 1605 гг. 3) 1598 – 1605 гг. 4) 1611 – 1612 гг.
8. Какой русский город сдерживал осаду войска польского короля в 1609-1611 гг.?
1) Псков; 2) Смоленск; 3) Нижний Новгород; 4) Изборск.
9. В каком городе началось формирование Второго ополчения?
1) Рязань; 2) Ярославль; 3) Нижний Новгород; 4) Кострома.
10. К последствиям Смуты не относится:
1) появление новых видов ремесел 2) нравственный упадок в обществе
3) упадок в сельском хозяйстве 4) нарушение международных торговых связей
11. Какое собрание представителей народа избрало Михаила Федоровича новым русским царём в начале XVII века:
1)Боярской думой 2)Земским собором 3)Государственным советом 4)Семибоярщиной
12. Установите соответствие:
- И. Болотников 2)Василий Шуйский 3)Борис Годунов 4)Лжедмитрий I 5)Лжедмитрий II
а) своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями…возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность его не ослабевала.
б) он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Отказался от политики устрашения и массовых казней, но со своими врагами не церемонился. Неудачи его царствования подготовили почву для самозванца.
в) «…был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. В книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственно к тем благоволил, кто нашёптывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью».
г) его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилось прозвище «тушинский вор».
д) возможно он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой «истинного царя», о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царём.
13. Установите правильное соответствие:
1)1598-1605 а) оборона Смоленска
2)1605-1606 б) период «семибоярщины»
3)1606-1607 в) царствование Бориса Годунова
4)1609-1611 г) царствование Лжедмитрия 1
5)1610-1612 д) восстание под предводительством И. Болотникова
14. Укажите правильные утверждения:
а) преемником Ивана Грозного на русском престоле стал Борис Годунов
б) одной из причин Смутного времени стало пресечение московской династии
в) Лжедмитрию 1 оказала поддержку шведская знать
г) восставшие под предводительством И. Болотникова предприняли попытку захватить Москву
д) с 1608г. в стране имелось два центра власти с двумя столицами: в Москве и Тушино
е) мирный договор со Швецией, подписанный В. Шуйским, послужил поводом к восстанию под предводительством И. Болотникова
ж) в начале 1612г. стало формироваться Первое ополчение
з) Кузьма Минин был одним из руководителей Первого ополчения
15. О каком событии идёт речь?
«К началу 1611г. запасы продовольствия в городе стали иссекать. Болезни и голод косили горожан. Многие были убиты или умерли от ран. В живых осталась лишь пятая часть защитников. Появились перебежчики. Изменник Андрей Дедешин указал полякам слабое место в крепости – стену, сложенную осенью. Под прицельным огнём пушек стена рухнула. Враг ворвался в город». Взятие этого города позволило Сигизмунду заявить о правах на русский престол.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 16-18.
Из «Роспросных речей, отобранных от московских выходцев».
«Мая в 8 день, Московского Судного Приказу молодой подьячий Матвей Денисов... в
роспросе сказал: вышел он с Москвы, на Государево Царство и Великого Князя Дмитрия
Ивановича всея Руси имя... с тем: приходил к нему, в Приказ, сын боярский москвитин
Савва Тараканов, тому четвертый день, а сказывал: которые бояре, и дворяне, и дети
боярские, и торговые люди, были в заговоре с Иваном Фёдоровичем Колычевым, и
хотели Шуйского убить на Вербное воскресенье, и тогда не случилося; из их думы один
Иван был на пытке и ни на кого из них не говорил, потому одного и казнили; а их никого
казнить не велел: и они же своим старым заговором умышляют и хотят его убить на
Вознесеньев день из самопала; а на Николин день какая замятия будет ли, того не ведает.
А дети боярские и чёрные всякие люди приходят к Шуйскому, с криком и вопом, а
говорят: до чего им досидеть? Хлеб дорогой, а промыслов никаких нет, и ничего нигде не
взять, и купить не за что. И он у них просит сроку до Николина дня, а начнётся де на
Скопина, что будто идёт к нему Скопин с немецкими людьми, а немец де с ним семь
тысяч. Король будто дал четыре тысячи, а ещё де нанял три тысячи; и как только он к
Москве с силою подойдёт, и ему де Шуйскому со своею силою его встретить и приходить
на большие таборы.
А весть де про Скопина на Москве есть, что пошёл из Новгорода.... А про
Шереметьева сказывают, что... из Владимира ждут [его] к Москве; а сказывают, что с
ним... идёт вся Понизовная сила, а ждут на просухе, как вода сольёт и конский корм
поспеет. А се идёт на Украину Крымский Царь, а из земли де уж вышел; а весть про то
пришла к Москве недели с две, пригнал из Польских городов гонец, а кто именем, и того
не ведает; а слышал он про то не в Разряде, в миру...»
16. Какой самозванец появился в период, о котором идёт речь в источнике? Используя
знания по истории, назовите не менее двух других событий, происходивших в стране в то
же время.
17. Используя текст документа и знания курса истории, укажите не менее трёх причин
начала исторического периода, иллюстрацией которого является приведённый документ.
18. Приведите не менее трёх итогов исторического периода, о котором идёт речь.
Ответы
Номер задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
А1 | 2 | 1 |
А2 | 2 | 4 |
А3 | 2 | 2 |
А4 | 4 | 2 |
А5 | 3 | 3 |
А6 | 3 | 4 |
А7 | 1 | 1 |
А8 | 3 | 2 |
А9 | 3 | 3 |
А10 | 4 | 1 |
А11 | 4 | 2 |
Б1 | БВДГА | ДВБАГ |
Б2 | ГДАБВ | ВГДАБ |
Б3 | АБДЖЗ | БГД |
Б4 | Восстание Болотникова | Оборона Смоленска |
16. Ответ:
Может быть указано, что
1) самозванец – Лжедмитрий II(«тушинский вор»);
2) события:
а) восстание под предводительством И. Болотникова (1606 – 1607 гг.);
б) начало открытой польской интервенции (1609 -1610 гг.)
в) поход Лжедмитрия на Москву и расположение лагерем в селе Тушино(1608 г.)
г) распад «тушинского лагеря» и бегство самозванца в Калугу.
17. Ответ:
Могут быть указаны следующие причины:
1) последствия разорения страны в период опричнины;
2) обострение социальной ситуации вследствие процессов закрепощения крестьян;
3) пресечение княжеской династии;
4) претензии Польши на русские земли;
5) голод 1601 – 1603 гг.
18. Ответ:
Могут быть приведены следующие итоги Смутного времени:
1) воцарение новой династии Романовых;
2) спасение российской государственности;
3) разорение центральных и западных районов страны;
4) временное усиление сословно-представительных органов власти – Боярской Думы,
Земского собора;
5) ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за
годы Смуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина
Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...
Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»
Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать им первоначальные...
Тест по физике_Итоговый тест. Законы электрического тока
Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый - Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest....
Тесты. Виды тестов
Важнейший элемент рейтиноговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет...
ЕГЭ английский Тест toefl Тест ielts CAE tests Тесты по аудированию Тесты по чтению Словарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ
Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу...
Тест по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка",тест по лирике поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне и итоговый тест по курсу литературы 8 класса.
Тесты рекомендуются как итоговый контроль....
Урок по технологии. "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"
Разработка урока по теме "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"....