Будем помнить...
классный час по истории (10 класс) на тему

Материал взят из школьного музея.Музей школы вел и ведет работу по поиску материалов о выпускниках 1941 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budem_pomnit.docx169.76 КБ

Предварительный просмотр:

Будем помнить…

Чувство  Родины…   Одно  из  самых  глубоких  и   естественных  чувств  человека.  Оно  входит  в  сознание  каждого  с  первыми  звуками  родного  языка,  с  трепетной  любовью  к  матери.  Нужно  ли  говорить  о  воспитании  этого  чувства?   Не  просто  нужно – необходимо.Чтобы  полюбить  Родину  сильно  и  страстно,  как  саму  жизнь,  надо  знать  её  прошлое,  задумываться  над  настоящим,  верить  в  будущее.
Где  бы  мы  ни  были,  прошлое  за  нами.

1941 год.В  первые  дни  войны  в  школе  состоялась  открытое  комсомольское  собрание,  на  котором  присутствовали  старшеклассники  и  учителя.  Все  они  решили  идти  на  фронт. Ушёл  на  фронт  и  директор  школы  Бушманов  Михаил  Емельянович.пл.86 (4144); кд.20.jpg

Бушманов  Михаил  Емельянович – директор  школы  № 24 (98)  с  1939  по  1941  годы. 
 Настоящий  педагог,  который  с  большим  уважением  относился  к  ученикам  и  они  платили  ему  тем  же.Родился  Михаил  Емельянович  в  селе  Яшкино  Сорочинского  района  Чкаловской  области.  Закончил  Куйбышевский  педагогический  институт.1  апреля  1941  года  Бушманов  М.В.  был  призван   на  учебные  сборы.  В  июле  того  же  года  он  погиб  под  г.  Жлобиным.  Подробные  данные  о  его  гибели  и  месте  захоронения  неизвестны  до  сих  пор.
 Из  воспоминаний  о  Бушманове  М.Е.
Калмыков  Виталий  Александрович.
1939 – 1940  учебный  год  мы  начали  только  что  в  отстроенной  большой  двухэтажной  школе.  Я  учился  тогда  в  6-ом  классе.  Директором  школы  был  Михаил  Емельянович  Бушманов,  молодой,  энергичный,  красивый  шатен.  Он  преподавал  в  старших  классах  историю.  В  свободное  от  уроков  время  на  переменах  Михаил  Емельянович  любил  беседовать  с  учениками,  делился  с  ними  проблемами  и  планами  развития  школы.  Он  мечтал  построить  во  дворе  школы  спортивный  городок,  однако  эту  мечту  осуществить  не  успел.  Несмотря  на  кратковременность  пребывания  на  посту  директора,  Михаил  Емельянович  сыграл  значительную  роль  в  формировании  моей  личности.  Навсегда  запомнился  мне  такой  случай.  Однажды  я  напроказничал  на  одном  из  уроков  и  был  препровождён  к  директору.  Михаил  Емельянович  не  шумел  и  не  грозил,  не  стыдил  меня.  Он  просто  беседовал  со  мной.  Но  мне  было  очень  стыдно  за  мой  нелепый  поступок.  От  директора  я  вернулся  с  книгой  о  жизни  М.В.  Фрунзе.  Потом  Михаил  Емельянович  давал  мне  другие  книги.

 Макитрина  Наталья  Яковлева.
В  нашем  классе  проводил  уроки  истории  директор  школы  Михаил  Емельянович  Бушманов.  Все  уроки  были  очень  интересными.  После  его    уроков  часто  на  переменах  возникали  обсуждения  тех  событий,  о  которых  он  рассказывал.  Особенно,  как  нам  казалось,  Михаил  Емельянович  любил  рассказывать  о  великих  русских  полководцах,  о  крупных  государственных  деятелях.  Конечно,  этих  сведений  в  учебниках  не  было.  У  меня  была  старинная  книга  по  истории  России,  я  с  большим  удовольствием  подарила  эту  книгу  любимому  учителю.  Как  мне  кажется,  он  остался  очень  довольным.
Трудовые  навыки  пригодились   учащимся  в  трудные  годы  Великой  Отечественной  войны  с  1941  по  1945  годы,
Силами  учащихся  проводилась  расчистка  от  снега  взлётного  поля  на  военном  аэродроме  близ  Смышляевки,  набивали  пулемётные  ленты  и  диски  патронами.  В  военные  годы  в  Зубчаниновке  были  расквартированы  лётчики  со  Смышляевского  аэродрома.  Рядом  со  школой,  в  бывшем  доме  купца  Черникова  находился  военный  госпиталь,  куда  учащиеся  школы  охотно  приходили  с  концертами.  
       Учащиеся  тех  лет  заготавливали  топливо  для  населения  школы,  обрабатывали  земельный  участок,  собирали  урожаи  овощей,  что  использовалось  для  обеспечения  учащихся  завтраками.
       Многие  ученики  старших  классов  в  период  1941 – 45 годов  с  оружием  в  руках  защищали  нашу  любимую  Родину  от  фашистских  захватчиков.
       Так,  например,  в  1941  году  со  школьной  скамьи  ушли  на  фронт  десятиклассники:
Тарасенко  Григорий,  Хохлов  Радий,  Немальцева  Галя,  Токарева  Любовь,  Евдокимов  Александр,  Могутов  Матвей  и  многие  другие.
       Вечная  память  директору  и  ученикам,  погибшим  в  годы  Великой  Отечественной  войны  1941 -1945  год.



                               
БУШМАНОВ  Михаил  Емельянович

Шевченко  Евгений                                           Боженко  Роберт
Щербаков  Леонид                                            Бондаренко  Виктор
Ковятковский  Роман                                        Печеев  Алексей
Зюзин  Евгений                                                  Чугуров  Павел
Цыганкова  Валентина                                      Михеев  Валентин
Яковлев  Александр                                           Жданов  Пётр
Хамов  Юрий                                                      Харченко  Иван
Шевченко  Владимир                                         Евдокимов  Николай
Могутов  Моисей                                                Крыжановский  Вячеслав
Мухортов  Леонтий                                            Никифоров  Владимир


Они  сражались  за  Родину.
                                                                                                 
                                                                                               
img 006 (2) фото № img 006 (2); 
                                                                                                                                                                     
 папка «Выпускники
На  занятиях  стрелкового  кружка  1940 г.                                          1940 г.»                 
Стоят:  Моторин  Б.,  Лукин  П.
Сидят:  Борисов  Ф,  Горин  Н.,  Яковлев  А.,  Белоусенко  В.,  Хамов  Ю.,
             
Новиков И.                                                                                                                                                                       



Богдановский Георгий  Александрович
1940 г.   Принят  без  экзаменов  на  физический  факультет  Ленинградского  Государственного  унивеситета  им.  Жданова.
Июнь  1941 г.   По комсомольской  мобилизации  работал  на  строительстве  аэродрома.
Сентябрь по ноябрь 1941 г.   Курсант  автошколы.
Ноябрь  1941 по  1944 г.   Шофёр  автобата
                                                 
аэродрома  Левашово
                                                   
Ленинградской  обл.
1944  по  1945 г.    В  составе  13  воздушной 
                                   армии  в  Эстонии. 
Награды:  Орден  «Красной  звезды».
Медали:  «За оборону Ленинграда», «За победу над  Германией в Великой Отечественной войне               

           
                                                                 

                                                                                     

Лаптев  Борис  Алексеевич.                                                                                                                                 
1940.  Окончил  курсы  нормировщиков  при  УОС  НКВД
           
СССР.  Работал  нормировщиком 
С 28 сентября 1941 г.  Рядовой  Советской  армии. 
по  февраль 1945 г. Участвовал  в  боях  в  составе
                                        Степного,  Донского, 
                                         1го Украинского,
                                          1го Белорусского фронтов. 
                                          2  ранения.  2ое  на  Одерском 
                                           
плацдарме.
По  1947 г.  Служил  ст.  радиотелеграфистом  в  ракетных                                             
                     
войсках  в  звании  сержанта.
Награды:  Медали:   «За отвагу»,  «За боевые заслуги», «За  победу над  Германией  в Великой Отечественной 
 
войне  1941 -45 гг.»                                                                                                      
                                         
img 008 (2)

 Ефремычева Анастасия  Артемьевна.
         
XI. 1940 – I.1941 г.  Училась  на  физическом  факультете  Ленинградского
Государственного  университета  им. Жданова.
II. 1941 – III. 1942 г.  Секретарь  и  преподаватель  военно – санитарной
подготовки  в  ж.д.  средней  школе  № 24.
III. 1942 г.  По личному  заявлению призвана  в  ряды  РККА  и  комиссована
по  состоянию  здоровья.
V. 1942 – XII. 1942 г.  Инструктор  районного  совета  Осоавиахима.
XII. 1942 – 1944 г.  Преподаватель 
военного  дела  в  ж.д.  средней  школы 
№ 24.
1944 – 1946 г.  Воспитательница  дет.яслей  фото  № img 020 (2);  папка  «Выпускники  1940 г.». № 36.
1946 – 1955 г.  Воспитательница  в детдоме  № 8  и  № 6.
1955 – 1967 г.  Зав.  отделом  натуралистов  в  городском  Дворце  пионеров
и  школьников.
1967 – 1972 г.  Воспитательница  во  вспомогательной  школе  № 158.

Награждена  грамотами  Г.К. ВЛКСМ,  О.К. ВЛКСМ,  ГорОНО,  Горисполкома, Обл.совета  ВООП,  Ц.С.  ВООПimg 020 (2).jpg

Сметанникова - Городничева
      Лидия  Васильевна.
Родилась в августе 1923 года. В 1930 году
поступила в 1ый класс. В 1940 году окончила 10 классов в железнодорожной школе № 24 посёлка Зубчаниновка. В 1940 году поступила в Куйбышевский государственный педагогический институт, где проучилась до 1941 года. Началась Великая Отечественная война. В августе 1941 года я поступила на работу на одно из оборонных предприятий. Работала до 1945 года. С 1945 года до 1960 года не работала – воспитывала  2х  дочерей. Обе дочери окончили Куйбышевский педагогический институт и работают учителями. 
С 1964 года работала секретарём -   машинисткой,  откуда и пошла на пенсию.

фото № img 026 (2); папка « Выпускники 1940 г.»
   
                                                             
img 026 (2).jpg

Сеняхин  Владимир  Васильевич
                             
    Родился в 1923 году в Смышляевке.
В 1941 году окончил школу № 24.
Утром после выпускного вечера началась война. Как и все его одноклассники 22июня он явился в РККА Молотовского сельского района, но по зрению не был допущен до службы в армии.
    В 1942-1947 годах учился в Куйбышевском авиационном институте и был распределён в ГВФ.
Но один год проработал намоторостроительном заводе, желая хоть немного помочь родителям,которые растили ещё двоих детей.В 1949 году ГВФ направил его в     Троицкое авиатехучилище, где он
  работал 5 лет преподавателем.С 1954 года по 1957 год учился в аспирантуре по тракторным двигателям. В 1960 году защитил диссертацию, но ВАК её не утвердил.И тогда, взяв более узкий вопрос первой диссертации, он защитил её в 1973 году. После защиты Владимир Васильевич ушёл работать в Челябинский филиал Московского тракторного института старшим научным сотрудником.Как и его родители, Сеняхин отличался трудолюбием, добросовестностью,честностью, был инициативным, принципиальным работником, хорошим семьянином. Материальные трудности, преследовавшие его с детских лет, возможно, приблизили безвременную кончину. Ушёл он из жизни 4 октября 1980 году.
   






             img 032 (2).jpg

Минуло 70 лет. Отгремели последние залпы и победные салюты Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г.  Время неудержимо отдаляет нас от той героической поры. С каждым годом остаётся всё меньше живых участников той войны.
      70 лет – срок немалый и, тем не менее, победа советских людей в той войне не забыта. Она остаётся выдающим подвигом, ярчайшим событием в судьбе нынешней цивилизации. Ещё бы, ведь в жёсткой схватке сил  «света»  и  «тьмы»  поверженным  оказался гитлеровский нацизм…  Вот только россияне и, в первую очередь, русский народ потеряли лучших своих сынов и дочерей.  Нет не случайно ту войну наши люди окрестили  Отечественной и Великой.
      Война…  Это жутковатое слово. В сознании взрослого человека вызывает такие же ассоциации, как страх, смерть, голод, разрушения, террор, кровь, страдания. Нужно ли знать об этом сегодняшним детям?
      Великая Отечественная война, к сожалению, одно из крупнейших событий минувшего столетия. Это и героика, и жестокость. Второе легче прививается, проще усваивается. Отсюда – каждое последующее мирное поколение не только благополучно забывает основные исторические сражения, имена героев, полководцев, но и позволяет себе усомниться в верности военного исхода. В перестроечную эпоху  «всеобщего развенчания»   распространилась мысль о том, что «если бы Германия победила, то мы жили бы сейчас в цивилизованной Европе».   Однако!
      Согласно первоначальным замыслам фашисткой верхушки нас ждала отнюдь не такая уж счастливая участь. Мы бы перестали быть полноценным государством, лишились бы своей самобытности, культуры, родного языка…
      Во время Великой Отечественной войны,  в восстановительный период, при технической революции,  приведшей нашу Родину,  с её богатейшими духовными традициями,  к прорыву человека в Космос,  отношение к нравственности в обществе было иным. На видном месте тогда оказалось понятие  «труд»,  «самоотверженность»,  «мужество». Не забывались и  «сострадание»,  «милосердие».
      В недавнем прошлом тоже не всё было идеально. Но в то время неослабевающее внимание  уделялось теме нравственности, памяти. В том числе и, когда речь заходит о войне.  Это обеспечивало духовную направленность образования и воспитание в молодом человеке гуманности и патриотизма.
      Наши деды и прадеды пережили все тяготы режима, но противоречивое время всё- таки сформировало в их душах систему ценностей, которая помогла им сделать правильный выбор. Очень важно оставить в сознании нашего поколения значимость подвига. Нам необходимо помнить об этом…
      С 1981 по 1992 год  директором школы № 98 (24)  был Морозов Н.Р.  Именно в этот период времени в школе велась большая работа по увековечиванию памяти выпускников, павших в годы Великой Отечественной войны.  В 1985 году школьники во главе с организатором по воспитательной работе Руденко Ю.П. обратились за помощью в комитет комсомола базового предприятия КБАС.  Комсомольцы  КБАС  в день  Коммунистического субботника  -  4
го  мая изготовили стелу.
      Сорок пятый выпуск школы. Все учащиеся построились на торжественную линейку. Вынос знамён пионерской дружины и комсомольской организации.  Наступает долгожданный момент – открывается стела памяти выпускникам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны.  Шестиметровая стела из нержавеющей стали  играет на солнце своими гранями…
      По сложившейся традиции все торжественные мероприятия  проводятся на площади перед стелой.

                                                       img325.jpg
                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий 9 мая "Мы будем помнить павших имена..."

Сценарий 65-летия Великой Победы. Много стихов, музыки....

Проект "Будем помнить"

Подростковый - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, закладываются основы...

Будем помнить?! (Уроки Холокоста - путь к толерантности)

Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню толерантности". Материал содержит краткие исторические сведения о В.О.в, термины -холокост, геноцид, толерантность, стихи о зверствах фашистов в Бабьем Яре и ...

Школьный проект "Будем помнить..."

Школьный проект, посвященный 70-летию Великой победы, созданный педагогическим коллективом совместно с  учащимися школы и родительской общественностью....

Мы будем помнить о войне!

Презентация посвещена к 70 летию Великой Отечественной Победы. Значение символов Победы. Информация об участниках войны нашего района. Их имена , награды. Встреча с Ветеранами ВОВ....

Я буду помнить всегда!

Это небольшое воспоминание об участнике Великой Отечественной войны Есине Михаиле Николаевиче....

Исследовательская работа-проект "Мы будем помнить"

Данная исследоваттельская работа-проект "Мы будем помнить"  была реализована. Благодаря работе поисковой группы к сельскому памятнику-мемориалу воинам родного села была добавлена плита с именами ...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Вера Александровна! Спасибо за рассказ об участниках ВОВ. На сайтах Память народа,Подвиг народа,Мемориал должны быть сведения о ваших солдатах. Хорошо бы вам разделить материал, о каждом солдате отдельно рассказать. Так на вашем сайте будет небольшой Музей памяти, и легче будет дополнять материал. У каждого солдата будет своя страничка памяти. Успехов вам в поисковой работе!