Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Андрян Карине Григорьевна

Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_voennyh_zhurnalistov_i_korrespondentov_v_gody_vov.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:            

  Роль военных  журналистов  и корреспондентов в  годы ВОВ

Тип урока:

Интегрированный(исследовательский -творческий)

Форма работы: групповая

Цели:

  •  Образовательные- Познакомить учащихся с трагическими событиями ВОВ.
  • Развивающие-  Формировать умение работать с историческими  документом, способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные- Охарактеризовать героизм советских людей разных профессии. 

Проблемный вопрос:

В виде выводов назовите все функции , которые выполняли военные корреспонденты?

                               Ход урока

I. Организационный момент

II.Учитель: Великая Отечественная Война…

Чтобы не говорили, ни писали , время не изгладит из памяти народа самую тяжёлую из всех войн в истории человечества , тем более в истории нашей Родины.

В этом году наша страна отмечает семидесятую годовщину Великой Победы .ВОВ заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные жители одевали военную  форму и брали в руки оружие. Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром красноречия.

«Война не существует, если о ней ничего не известно». Да, этот урок мы посветим всем фронтовым и тыловым журналистам- корреспондентам ВОВ. Они не думали о том, что совершают подвиг, они просто выполняли свою работу.

Задача вашей исследовательской работы показать и рассказать о подвигах этих людей.

III.Первая группа учеников – Первые военные корреспонденты в России появились во время Кавказской войны(1817-1864 гг). Издававшаяся в Тбилиси газета «Кавказ» правдиво описывала события, а авторы печатались под псевдонимом, потому что власть не хотела огласки. По этому поводу в «Русском слове» Немирович Данченко писал: «многие журналисты просили указаний, о чём писать».Благодаря таким смелым корреспондентам, как Всеволод Гаршин, Всеволод Крестовский и знаменитый художник Василий Верещагин жители Царской России получали достоверную информацию о русско- японской войне.

Грозный вихрь событий, натиск брони и стали ,несущий смерть и разрушения, явился испытанием на крепость не только для советского оборонного и политического строя, мастерства и доблести советской армии, но и для духовной силы народа, испытанием его патриотичности и преданности Родине, воли и жизнестойкости, мужества и силы человеческих сердец. Миллионы людей, взяв в руки винтовки и автоматы, стали ратниками. На горькую и кровавую дорогу войны вступили также и писатели, поэты, публицисты и журналисты, оружием которых стало не только перо, разящее врага не мене эффективно , чем свинцовый град, но и штык. Советская печать, радио, литература и искусство были направлены на обеспечение разгрома врага.

Слайд№1

Особенно важно отметить роль периодической печати в годы ВОВ. Утро первого дня ВОВ советскими жителями было встречено по- разному. Первым приняли боевое крещение работники газет приграничных соединений. Вместе с бойцами переднего края они вступили в бой с врагом, в то время как в редакциях тыловых газет заново переделывались подписанные к печати номера. Вместо мирных воскресных заголовок на газетных полосах запестрели «шапки», звавши советских людей на священную войну: «Фашистская Германия вероломно напала на нас!», «Фашистская Германия будет разгромлена!». Одно из ведущих мест в этой области играла газета «Правда». Газета явилась мощным проводником идеологического воздействия, поскольку в стране, где идеология играла ключевую роль, очень важно было мобилизовать духовный потенциал, чтобы компенсировать неудачи первых дней войны, нехватку вооружения.

Писатель Пётр Павленко говорил, что газета на фронте представляет собой тот обязательный поёк духовной пищи. Тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходится в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний. Анализируя факты о периодической печати можно сказать, что она олицетворяла собой также один из ярчайших примеров монолитности, единства и братства народов Советского Союза.

Слайд 2:

Во время ВОВ очень важно было поднять всю страну, весь многонациональный народ на защиту Родины. Эту задачу можно было решить только с помощью прессы. Дружные, сплочённые коллективы фронтовых газет, где писали свои очерки сыны многонационального советского народа: русские, украинские, грузинские, белорусские, армянские, казахские корреспонденты. Всех имён назвать, конечно же невозможно. Это Александр Анохин-корреспондент газеты «Красная звезда», погиб под Великими Луками в феврале 1943 года, Павел Апрышков - сотрудник краснодарской краевой газеты «Комсомолец», по совместительству гвардий сержант, разведчик, Аман Бердыев- писатель, журналист туркменской газеты «Яш Коммунист»,погиб на фронте при выполнении профессиональных обязанностей. Григор Зограбян- журналист , на фронте был заместителем командира роты, затем сотрудником многотиражки 89-ой Таманской стрелковой дивизии. Абдулла Шарафутдинов- журналист фронтовой газеты «Красноармейская правда», выпускавший специальные номера для воинов-узбеков, погиб в январе 1945г.

 IV (вторая группа)

Слайд 3

Очень часто журналисты оказывались лицом к лицу с огнём и смертью вместе с героями своих очерков и статей. Например, когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун-гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем взобрался на гору и молодой корреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

Творческая группа- Опять война, опять Блокада…(Ю. Воронов)

Опять война, 
Опять Блокада, - 
А может, нам о них забыть? 

Я слышу иногда: 
«Не надо, 
Не надо раны бередить. 
Ведь это правда, что устали 
Мы от рассказов о войне. 
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне». 

И может показаться: 
Правы 
И убедительны слова. 
Но даже если это правда, 
Такая правда 
Не права! 

Я не напрасно беспокоюсь, 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память - наша совесть. 
Она, как сила, нам нужна.

Слайд 4

Роль советской журналистики, в том числе и глубоко периферийной «районки», в системе идеологического воспитания тыла в годы ВОВ была очевидна. В газете «Большевик», редактором которого был Иван Юдин, вышел его очерк « По следам фашистского зверя». Во время оккупации, кубанские журналисты в тылу врага издавали « газеты- мстители».Партийное руководство очень большую роль уделяло региональным газетам. На Кубани, в начале ВОВ издавались 154 газет. Самыми известными считались «Советское казачество», «Сталинец». Поручив журналистам вести патриотическое воспитание, советскому руководству пришлось даже вспомнить о казачестве и его военно- патриотических традициях. Прежде всего, было объявлено, что всё казачество стало советским. Даже одну из районных газет переименовали в «Советское казачество».Самая востребованная населением тема была военная хроника «от советского информбюро».

Слайд 5

Подвиги известных советских писателей – Ангелина

Невозможно не восхищаться подвигами советских писателей. Без преувеличения  и излишнего пафоса можно сказать, что эти талантливые люди, выразители дум и чаяний народа сражались в первом эшелоне, щедро отдавая Родине свой талант и духовный потенциал. Их песни, поэмы, стихи читались в траншеях и землянках, в тылу врага, от Балтики до Чёрного моря. В музеях хранятся не мало книг , обагрённых кровью и пробитых пулями. К некоторым из них приложены письма солдат и офицеров, говорящие об их любви к литературе. В одном из таких писем говориться: «Вашу книгу ( речь шла о книге М.А.Шолохова «Они сражались за Родину») я нашу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться. Ваша книга нам нужна». Во время ВОВ М.Шолохов был военным журналистом «Правды» и «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерк «На Смоленском направлении» публиковалась в разных изданиях, и вдохновлял солдат на ратные подвиги. Строки из поэмы « Книга про бойца» А. Твардовского опубликованы в «Красноармейской правде», стали молитвой для многих солдат:

«Буду пикать, выть от боли

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда».

Слайд 6 (вторая творческая группа)- Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов, писателей были высоко оценены советским правительством. На груди многих журналистов сверкали заслуженные ими ордена Красного Знамени, Отечественной Войны , Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Об этих отважных и смелых мастеров слова можно говорить бесконечно. О них слагали , слагают стихи, поэмы, прозы, песни. Но нам кажется , что «Песня военных корреспондентов» есть и останется на все времена гимном всех журналистов.

V( Поёт вся группа)

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались

Мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу, мы прошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Школьный корреспондент"

Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....

Православная культура – духовная основа воспитания подростков (интервью корреспонденту районной газеты)

Это интервью, данное корреспонденту районной газеты год назад, вызвало большой интерес читателей. Предлагаю его более широкой аудитории.Упоминаемые в интервью материалы можно найти по ссылкам:Авторски...

"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....

Презентация "Военные корреспонденты"

В презентации представлены наиболее известные журналисты периода ВОВ....

разработка урока английского языкав 5 классе "Встреча с корреспондентами журнала"по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English"

Разработка урока в 5 классе «Встреча с корреспондентами журнала» может быть использована коллегами при  изучении темы «Семья», «Черты характера» в разделе «Узнаем  больше друг о друге»...

Программа деятельности кружка "Собственный корреспондент"

Цель кружка "Собственный корреспондент" -  это просветительская деятельность ученика через выпуск школьных стенгазет, чтобы каждый приходящий в школу ученик, учитель, родитель и гость могли ознак...