Урок по истории "Нашествие с Востока"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Спирина Светлана Анатольевна

Методическая разработка открытого урока по истории 6 класса на тему "Нашествие с Востока". Разработка состоит из технологической карты урока и презентации к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

  1. Спирина Светлана Анатольевна
  2. ГБОУ СОШ №654
  3. Учитель истории и обществознания

Тема урока

"Нашествие с Востока".

Тип урока

Открытие новых знаний.

План урока

1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке.

2. Вторжение в Рязанскую землю.

3. Разгром Владимирского княжества.

4. Поход на Новгород.

5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Цели урока

  • Продолжить работу над формированием умений  работы с картой, схемами, таблицами, а также самостоятельной работы с историческим источником.
  • Познакомить с ходом монгольского нашествия.
  • Проанализировать  обстоятельства первых поражений русских  дружин.
  • Определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

Формы и методы, технологии обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; диалог, диспут; проблемно-поисковый;   анализ; обобщение.

Формы: работа в парах и индивидуальная.

Технология: проблемно-развивающая технология обучения.

Приемы: вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок.

Планируемые образовательные результаты

Научатся находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую  для решения учебных задач.

Научатся представлять информацию в разных формах (таблицы, схемы).

Умение работать в группе, индивидуально.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Организационный

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, садятся за парты.

Актуализация знаний. Постановка цели.

Сообщает об изучении новой темы на уроке, и предлагает учащимся сформулировать тему урока, выполнив задания. Для этого необходимо исследовать  карты.

«Феодальная раздробленность Руси в 12-13 вв.» и «Борьба с иноземными захватчиками в 13 в.» и ответить на вопросы:

1.Что общего вы увидели на картах и что особенного можете отметить?

2. Какую тему урока вы можете сформулировать, исследуя карты?

Предлагает исследовать документ №1.

Исследуют карты.

Выявляют факт, что в 13 в. начинается вторжение иноземных захватчиков востока на Русь. Этими завоевателями являются  монголо-татары.  

Озвучивают варианты темы.        

Записывают тему в тетради: "Нашествие с Востока".

Работа с документом: постановка цели урока.

Цель: почему монголо-татары победили Русь?

Личностные УУД - устойчивый  познавательный интерес к описываемым событиям на Руси.

Изучения нового материала

1.Создание державы Чингисхана. Битва на реке Калка. 

Знакомит учащихся с занятиями и образом жизни монгольских племен. Предлагает исследовать документ №2.

- обсуждает с учащимися впечатление, которое произвел на них образ Чингисхана

- в чем заключается причины успеха завоевательных войн монголов

Как вы можете объяснить причины поражения русских князей на р.Калке в 1223г.? (работа с видеофрагментом)

Битва на Калке сделала Русь врагом монголов. Совет монгольских ханов – принял решение наказать Русь. В 1237году на Русь отправилось монгольское войско во главе с ханом Батыем.

Сейчас мы по карте проследим поход Батыя на Русь.

2. Вторжение в Рязанскую землю.

3. Разгром Владимирского княжества.

4. Поход на Новгород.

5.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Высказывают свои мысли об образе Чингисхана.

Работают в парах, отвечают на вопросы.

Причины поражения русских князей на  

р. Калке:

- отсутствие  единой армии

- техническая отсталость

Работа с картой стр.109

Заполнение таблицы.

Подводят итог нашествия монгол, объяснив слова А.С. Пушкина который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией»

Коммуникативные УУД – устанавливают рабочие отношения в парах для исследования документов.

Используют  разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) при работе с исторической картой, документом;

Личностные УУД - формирование социально-критического мышления при работе с историческими источниками;

Познавательные УУД - знать хронологию событий завоевательных походов на Русь монголов; 

Регулятивные УУД - Определять проблему в деятельности по выполнению заданий к документу.

Познавательные УУД - группировать факты по различным признакам при составлении сравнительной таблицы.

Личностные УУД - Устанавливать причинно следственные связи завоевательных походов монголов;

Познавательные УУД - Находить в источнике достоверную информацию, необходимую  для решения проблемного задания.

Подведение итогов

Просит подвести итог изученной темы, ответив на вопрос:

Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Отвечают на вопросы:

1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);

2. Высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);

3. Умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Коммуникативные УУД - Умение делать выводы.

Закрепление изученного материала

Предлагает работу с контурной картой.

Работают с контурными картами.

Домашнее задание

Домашнее задание:

§ 12

Приложение

Документ№ 1 (ряд 2)

Прочитайте документ и ответьте на вопрос: Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого  главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.

Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и  Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

 Племена не очень дружно жили между собой.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней

У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родоплеменного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья - нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.

Документ№ 1 (ряд 3)

Прочитайте документ и ответьте на вопрос: На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?

Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и  Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

 Племена не очень дружно жили между собой.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней

У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родо-племенного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья - нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.

Документ № 1 (ряд 1)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

  1. Где родина монголов?
  2. Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний?

Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и  Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

 Племена не очень дружно жили между собой.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней.

У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья - нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.

Документ № 2 (ряд 2)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Кто такой Темучжин и Чингисхан?

2. Что вы узнали о происхождении Чингисхана?

3. Как можно охарактеризовать Чингисхана?

4. Какую задачу он поставил для развития своего государства?

О предводителе монголов

Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году в бассейне реки Амур.

В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.

Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.

Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом (т.е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингиз - ханом – «Великим ханом».  Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек.  Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.

Документ № 2 (ряд 1)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Почему монголы были прекрасными воинами?  (расскажите о быте)

2. В чем была сила монгольского войска? Что можно сказать о дисциплине воинов?

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал  к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками.

Семьи воинов могли сопровождать и  наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражения и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — Яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан – предводитель монголов - дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя, которые закрепил в своде законов - Великой Ясе. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. За менее тяжкие преступления полагался штраф.

Документ № 2 (ряд 3)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Какова организация войска монголов, их вооружение?

2. Из каких частей состояло войско? Кратко расскажите о вооружении.

3. Какова тактика монголов в бою?

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.

По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.

Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в  предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)

Технологическая карта составлена к  уроку на тему: "Нашествие с Востока" (с использованием электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. С древнейших времен до...

Презентация к уроку на тему:"Нашествие с Востока" (6 класс)

Презентация к уроку на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)...

Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Нашествие с Востока"

Данный урок - урок изучения нового материала. Основная задача урока: направить учебные действия на формирование планируемых результатов согласно требованиям стандарта. Основные методы работы на уроке:...

Разработка урока по истории "Нашествие персидских войск на Элладу"

Урок для учащихся 5 класса, разработан по требованиям ФГОС....

разработка урока по теме "Нашествие с востока"

разработка урока по теме "Нашествие с востока"урок истории, 6 класс...