Развитие парламентаризма в России
план-конспект урока по истории (9, 11 класс) на тему

Данная разработка урока предназначена для учащихся 9 и 11 класса на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_parlamentarizma_v_rossii.rar2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие парламентаризма в России»

Цели:

- в ходе проведения мини-дебатов обобщить знания учащихся по развитию парламентаризма и его особенностях в России , доказывать свою позицию;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;

-рассмотреть особенности развития молодежного парламентаризма;

- воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Word Power Point «Развитие парламентаризма в России», плакаты, карточки, учебный диск «История России. XX век»

Тип урока: мини-дебаты (2 команды)

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Я рада приветствовать вас. Встали, посмотрели друг на друга, улыбнулись. И с таким зарядом бодрости начнем урок. Проведем не совсем обычно, в виде мини-дебатов.

  1. Вступительное слово учителя.

Итак, тема нашего урока «Парламентаризм в России». Цель: выяснить, существовал ли парламентаризм в России в начале XX века или об этом можно утверждать, только беря временные рамки конца XX -  начала XXI вв.

         К нам сегодня пришли гости, известные люди нашего города, да и не только. Это помощник депутата областной Думы 5-го созыва Клепикова Ю. Гуртовой Иван Иванович. И, конечно, вы узнали нашего любимого директора, но сегодня она у нас в качестве депутата городского поселения г. Валуйки Дуброва Ирина Вячеславовна. Они займут почетное место в жюри.

        Мы образовали 2 команды, которые будут доказывать свою точку зрения. Возглавляют эти группы участники школьной команды, ставшие победителями правовой игры «Дебаты – 2010» и призерами «Дебатов – 2011» Шаронова Анна и Гревцев Сергей. А проведет игру капитан этой команды, ученик 11 «В» класса Шахов Сергей.

        Итак, начинает 1 команда, которая попытается доказать, что парламентаризм зародился в начале XX века.

(выступление 1-го спикера)

- просмотр фрагмента диска «История России. XX век» (о событиях октября 1905 года)

17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.    (слайд 2 – I Дума)

1 ученик. На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.                 (слайд 3 – II Дума)

В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона  демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.

Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.        (слайд 4 – III Дума)

2 ученик. Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года. (слайд 5 – IV Дума)

15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко.

- выступление 2-го спикера

- выступление 3-го спикера.

- вопросы противоположной команды.

Учитель: В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд народных депутатов СССР, в период между съездами руководили члены Политбюро. Коренным образом события изменились после осеннего политического кризиса 1993 года. Давайте посмотрим отрывок из документального фильма «Тайны России» ( просмотр фрагмента диска «История России. XX век»).

         После принятия Конституции 12.12.1993 года в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе. Так ли это?

Давайте предоставим слово второй команде, команде С. Гревцева.

- Выступление 1-го спикера.

- Выступление 2-го спикера.

-Выступление 3 спикера.

- Вопросы противоположной команды.

3 ученик. В 1993 году была избрана Дума первого созыва. В Думе было десять депутатских объединений, это обозначает, что десять партий преодолели 5% барьер и были представлены в составе Думы. Чем больше процентов набрала партия, тем больше депутатских мест она получила.

Задание 3. Посмотрите внимательно на схематичное изображение Думы, скажите, какая партия была представлена большинством депутатов? (“Выбор России”)

Кроме названной партии были представлены фракции ЛДПР, “Женщины России”, “Яблоко”, Аграрная партия, КПРФ и другие партии. Были созданы 23 комитета и одна комиссия. Две трети депутатов – в возрасте от двадцати до пятидесяти, остальные – за пятьдесят и старше. Около 95% законодателей – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Возглавлял Думу Председатель Иван Рыбкин. За время работы Государственной Думы первого созыва вступили в силу 310 законов. Полномочия Думы закончились в 1995 году.      (слайд 10 – II Дума)

С 1995 по 1999 год работала Дума второго созыва. В составе Думы было уже меньше фракций – всего семь. Большинство во второй Думе представляла партия КПРФ, сохранили своё представительство партии: ЛДПР, “Яблоко”, появилась партия “Наш дом – Россия”. Увеличилось количество комитетов – их стало 28, сохранилась одна комиссия. Средний возраст депутатов – 47 лет. Почти все имели высшее образование, 150 – доктора и кандидаты наук. Возглавлял Думу Председатель Геннадий Селезнев, за время работы приняли 749 законов.       (слайд 11 – III Дума)

В 1999 году прошли новые выборы в Государственную Думу. Дума третьего созыва была представлена девятью депутатскими объединениями. Резко сократилось представительство партии КПРФ, но все равно вместе с партией “Единство” она представляла самую большую фракцию. Вновь 5% барьер преодолели партии ЛДПР, “Яблоко”, Аграрная партия. Увеличилось количество комиссий – до 18, количество комитетов осталось прежним – 28. Большинство депутатов в возрасте от сорока до шестидесяти лет, 52 – свыше шестидесяти. Почти у всех (437 человек) высшее образование. Большинством голосов на пост Председателя Думы был вновь избран Геннадий Селезнёв. Дума приняла 772 закона, закончила свою деятельность в 2003 году.              (слайд 12 – IV Дума)

Государственная Дума четвертого созыва заметно отличается от предыдущих – в её составе всего четыре депутатских объединения.

Задание 4. Посмотрите внимательно на схематичное изображение Думы, скажите, какая партия представлена большинством депутатов? (“Единая Россия”).

Наряду “Единой Россией” сохранили места в Государственной Думе ЛДПР, КПРФ. В Составе Думы работают 29 комитетов и одна комиссия. Свыше 270 депутатов работали прежде в структурах государственной власти, 205 их них раньше избирались в Государственную Думу. Возглавляет Думу уже известный вам Борис Грызлов, Дума была избрана в 2003 году и срок её полномочий продлится до 2007 года.                         (слайд 13 – V Дума)

2 декабря 2007 года граждане Российской Федерации избрали новую Государственную Думу. В ее составе осталось также четыре партии, однако некоторые изменения произошли. В связи с тем, что выборы проходили только по партийным спискам - в составе новой Думы отсутствуют независимые депутаты. Наряду с партиями “Единая Россия”, ЛДПР, КПРФ в состав Думы прошла партия “Справедливая Россия”. Председателем Государственной Думы остался Борис Грызлов. Работа Думы нового созыва завершится в 2011 году.

Учитель. Давайте познакомимся с порядком принятия законов в Государственной Думе.

(слайд 14 – Принятие законов)

Кроме работы внутри страны наша Государственная Дума занимается международной деятельностью, решая важные вопросы межгосударственного сотрудничества.       (слайд 15, 16 - Международная деятельность)

- Пока жюри совещается и принимает решение, в качестве закрепления проведем небольшой блиц-опрос: «Узнай исторического деятеля».

III. Итог.

-Слово уважаемым гостям: - Гуртовому Ивану Ивановичу

                                               - Дубровой Ирине Вячеславовне

IV. Рефлексия. (ответить на вопросы)

        - На этом наш урок закончен. Всем спасибо!

На уроке мне запомнилось…

Меня заинтересовало…

Сегодня я узнал, что…

Мне захотелось...

Мне показалось трудным…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.

Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...

Развитие парламентаризма в России

Цель: Показать учащимся развитие парламентаризма в России. Задачи:1.    Познакомить с историей парламента в России2.    Показать эволюцию паламентаризма от гос...

развитие парламентаризма в России

презентация по обществознанию 11 класс...

Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"

Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....

Открытый урок по обществознанию. Тема: «Развитие парламентаризма в России».

Форма урока:  урок – лекция, с элементами беседы.  (ученические сообщения , презентация докладовЦели и задачи урока:формировать представление об исторических этапах развития отечественного п...

Методическая разработка "Развитие парламентаризма в России"

 Открытый тематический классный час с приглашением гостей.Учитель истории Ромахова А. Г.Тема: «Развитие парламентаризма в России».(К 105-летию начала работы Первой Государственной Думы в Ро...

Развитие парламентаризма в России

В презентации представлен практикум к уроку по теме "История развития парламентаризма в России". Задания по выбору правильного ответа....