Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Кружаев Александр Владимирович

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Монгольское нашествие на Русь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx31.32 КБ
Файл nashestvie_mongolov.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет___история__Учитель__Кружаев А.В.___класс 6

Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь»

Цель:  рассмотреть понятие «опричнина», цели, основные события и последствия опричнины.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Личностные:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; способствовать нравственному самоопределению личности, умениюоценивать чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению личности.

Метапредметные:формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: развитие речи; формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания; обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умения находить решение на проблемный вопрос

Предметные: овладение целостными представлениями об опричнине; выделять из него необходимую информацию;развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты из  фильмов и извлекать из них необходимую информацию;овладение понятиями опричнина, земщина, опричник.

Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод ролевой игры.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, раздаточные материалы, опорные конспекты, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы у доски, сигнальные карты, «новгородская грамота».

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: опричнина, земщина, опричник.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 Самоопределение к деятельности (1 минута) Орг.момент

Мотивация

Приветствие, Включение в деловой ритм. Мотивирование учеников к познавательной деятельности

Здравствуйте ребята, рад вас видеть. На столе у вас лежат сигнальные карточки. Если вы согласны с каким-либо утверждением, вы поднимаете зелёную карточку, если нет, то красную. Давайте потренируемся: вы согласны дружно, активно работать? Спасибо. И тогда урок у нас получится очень познавательным и интересным. Горит зеленый свет – значит можно двигаться дальше. А вернее, назад, в прошлое. Мы с вами перенесемся в  16 век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.

Приветствуют учителя

дети сигнализируют

Личностные: самоопределение к деятельности; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

   Актуализация знаний

Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы

Давайте вспомним основные моменты правления Ивана IV.

Кто хорошо знает даты  идёт к доске и работает с датами, 2-ой должен выбрать реформы «Избранной рады».

На доске 1 ученик «Напишите даты»

  1. Годы правления Ивана Грозного?
  2. Год венчания на царство?
  3. Год создания Судебника Ивана IV?
  4. Год создания Земского собора?

На доске 1 ученик «Выберите реформы Избранной рады»

  1. Создание Земского собора.
  2. Введение уроков и погостов.
  3. Создание стрелецкого войска.
  4. Отмена кормлений.
  5. Создание Сената.
  6. Создание приказов.

А пока ребята работают у доски, давайте с вами вспомним, что такое «Избранная рада?

?Кто входил в состав «Избранной рады»? (работа с интерактивной доской слайд 3)

Проверка заданий у доски

Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске.

Просигнализируйте карточками

Итак,

 При Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства.

В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ. В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством.

Отвечают на вопрос

Смотрят на слайд презентации

1 ученик работает у доски с датами

1 ученик работает у доски с реформами избранной рады

Проверяют правильность выполнения заданий на доске и сигнализируют карточками

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: актуализация ранее полученных знаний для изучения новой темы;

личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Постановка учебной задачи

Слайд 4

Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли».

?Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?

?А вы знаете, что такое опричнина?

Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема урока «Опричнина Ивана Грозного».

Перед вами белые листы, переверните их, на них вы увидете число и тему нашего сегоднешнего урока. Вы будете работать в этих опорных конспектах.

Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? (Что такое опричнина)

?А зачем она нужна была…,т.е нам нужно выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина..? привела),т.е. её…? (последствия).

Слайд 5 «Цели урока»

Т.е. мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.

Проблемный вопрос

?Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?

На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока

Отвечают на вопросы

Выделяют цели урока

Знакомятся с проблемным вопросом, на который им необходимо будет ответить в конце урока

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

Решение учебной задачи через включение нового материала

Существуют два определения опричнины: в узком и широком смысле. Прочтите оба определения в ваших опорных конспектах (задание №1) и выберите какое определение дано в узком, а какое в широком смысле и подпишите.

Слайд 6

Проверим.

Зачитать 1 определение и спросить у 1 ученика. ?Как ты считаешь, это определение дано в узком или широком смысле?

Теперь зачитай определение в широком смысле

Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены, за что и расправился с «Избранной радой».

3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе. (презентация слайд 7) Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их  измены. А во втором…А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1 (это ваши розовые листочки)

? О чём говорилось во втором послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1)  опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.

Слайд 8

В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Давайте запишем годы опричнины в ваш опорный конспект

Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы. Слайд 9 В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной. Слайд 10. Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной.

Как я уже и говорил, царь создал своё опричное войско.  Перед вами  опричник. Слайд 11  Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.

Итак, ребята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV  хотел добиться? (укрепить свою власть хотел? Приструнить бояр хотел? Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств? В это время  Россия учавствовала в Ливонской войне, о которой вы узнаете на следующем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения?)

(одновременно с этим появляются цели на слайде 11)

Ребята, а теперь переверните зелёный листочек, который лежит перед вами,  на нём напечатаны цели опричнины, дома вы их вклеите в опорный конспект.

Цели опричнины (зачитывают по 1 цели)

  • Установление неограниченной власти царя
  • Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)
  • Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)
  • - сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)

В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?

Физическая минутка

 (тут из-за двери появляется гонец, который принёс послание)  Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульчиков и передавайте это послание из рук в руки стоя,  это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в руках и прикоснуться к истории)  В это время играет Песня Федора Басманова (главы опричников) с опричниками (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Вы услышали Песню Федора Басманова (главы опричников) (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Ребята, так это же новгородская грамота!

«Польскому королю Сигизмунту Августу.

Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе»

?Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на Новгород? (из-за измены новгородцев)

Вот как этот поход изобразил Андрей Эшпай в своём фильме «Иван Грозный»

После просмотра фрагмента фильма ответьте на вопрос:

? «Как была ликвидирована новгодская вольность, как велии себя опричнии, какими методами ини действовали?» (?Как они поступали с новгородцами) Вопрос записан на доске

?Какие чувства у вас вызвали у вас эти кадры? Вам наверное, также как и мне больно за этих невинно пострадавших от опричнины людей, за бедный русский народ  (как хорошо, что этот отрывок вызвал у вас столько эмоций)

Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею и поэтому в 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. После её отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.

Выполняют задание №1 в опорных конспектах и определяют какое определение опричнины дано в узком, а какое в широком смысле

Слушают рассказ учителя

Смотрят на слайд презентации

Отвечают на поставленный вопрос через работу с текстом раздаточного материала

Записывают даты опричнины в опорный конспект

Смотрят презентацию и усваивают новую информацию

Отвечают на вопрос

Формулируют цели опричнины

Смотрят презентацию и проверяют правильность своих предположений

Приветствуют новгородского гонца

Учавствуют в физической минутке

Слушают чтение учителя новгородской грамоты и отвечают на поставленный вопрос (всё это происходит в процессе разминки)

Смотрят отрывок из фильма и отвечают на поставленные вопросы

Слушают рассказ учителя

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение предположений и их обоснование; работа с текстом; анализ полученной информации; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки.

Первичное закрепление

Первичное закрепление полученной информации через выделение последствий опричнины

Итак, ребята, к чему же привела  политика опричнины Ивана Грозного?Т.е.,  давайте, выделим последствия опричнины. Давайте поработаем в группах, поворачивайтесь друг к другу. Выполняйте задание №3 в ваших опроных конспектах. Классифицируйте, т.е. распределите  предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставте «+», с отрицательными «-«.  Какая группа первая закончит поднимает руку.

Задание №3 из опорного конспекта

  • Тяжёлый экономический кризис «-«
  • Укрепление самодержавия «+«
  • Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»
  • Укрепление обороноспособности государства «+»
  • Помогла утверждению крепостного права, т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день. «-«

Слаженее всех сработала 1 группа вам и называть положительные последствия опричнины.

Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

?Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой.

Отвечают на поставленный вопрос через работу в группах

Выделяют положительные и отрицательные последствия опричнины

   

Сигнализируют карточками согласие или несогласие

Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Включение знаний в систему через контроль и самопроверку

Обобщение полученных знаний и проверка усвоенности знаний

Т.о., мы можем сделать вывод,  Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.

Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина»

Перед вами голубые листочки, возьмите их выполните на них тест, обведите кружочком правильный ответ (возможен только 1 вариант ответа). На работу вам даётся 1 минута.

После того как ребята выполняют  тест

А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.(в это время появляются ответы на экране).  Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Поднимите зелёную сигнальную карточку те, кто получил 5, кто получил 4. А кто получил 2 поднимите красную сигнальную карточку. Ничего страшного ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится.

Тест

  1. 1. Годы опричнины?

А) 1613-1645

Б) 1565-1572

В) 1558-1583

2. Иван Грозный разделил территорию государтсва на 2 части. На какие?

А) уроки и погосты

Б) полюдье и повоз

В) опричнину и земщину

3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?

А) преданность царю

Б) жестокость

В) с тем, что они едут на охоту

4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины

А) царь хотел царь больше вольностей боярам

Б) укрепление власти царя и централизация государства

В) ослабление государства

5. Опричнина – это

А) удел  царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями

Б) территория, которой управляли бояре

В) имя собаки Ивана Грозного

Выполняет самопроверку через решение тестов.

Осуществляют взаимоконтроль  через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему.

Поднимают зелёные сигнальные карточки, сначала те, кто получил 5, кто получил 4. А кто получил 2 поднимите красную сигнальную карточку. кто получил 5, кто получил 4. А кто получил 2 поднимите красную сигнальную карточку.  

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение, умение давать оценку себе и другим ученикам.

Познавательные: умение систематизировать и использовать полученную информацию.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания и его запись учениками в тетрадь

Давайте теперь определимся с домашним заданием.

Оно записано с обратной стороны ваших опорных конспектов. §31 прочитать, ответить на вопрос №1 на с.230 письменно, в тетрадях.

Дополнительное задание повышенной сложности по желанию

С.230 задание №2 письменно в тетрадях

При подготовке дом. задания вам поможет опорный конспект, который мы с вами составляли на протяжении всего урока.

Смотрят в опрорный конспект и слушают инструкции по выполнению домашнего задания

Оценивание

Оцение результатов работы учеников на уроке

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали затоками темы «Опричнина Ивана Грозного»

Слушают учителя

Личностные: умение оценивать себя и своих одноклассников;

Регулятивные: осуществление контроля и самоконтроля.

Рефлексия и прогнозирование дальнейшей деятельности

Получение обратной связи от учеников и прогнозирование деятельности на следующий урок

Ребята, если вы согласны с этим утверждением, то оставьте свой автограф для истории, подойдите к доске и поставьте  свою подпись цветными фломастерами на «историческом» документе.

 «Сей урок премного полезен и увлекателен был, знаний много дал и мыслить заставил! О чём свидетельствуем, ученики 6 класса».

Ребята, спасибо вам за урок!

Подпишите свои тесты и уходя положите их мне на стол. Заранее спасибо.

Осуществляют обратную связь с учителем через свою подпись на историческом документе

Личностные: умение оценивать себя и своих одноклассников;

Регулятивные: осуществление контроля и самоконтроля и прогнозирование дальнейшей деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К последнему морю стремятся тумены , - Монгольское войско летучей ордой, У каждого конь запасной на замену, Аркан, щит, и лук непомерно тугой. К Итилю подходят Батыева кони, На запад славянский разрозненный край, Булгария Волжская стонами стонет, И половцев вежи бегут за Дунай . Рязань уж встречает незваного гостя, Дружины навстречу туменам идут. За родину честно бесценные кости, И головы честно рязанцы складут . И Русь захлестнули такие пожары, Что в море Азовском не хватит воды, Да так, что в паденье иные державы, Во сне не видали подобной беды.

Слайд 2

Нашествие монголов на Русь

Слайд 3

1. В каком веке произошло объединение монгольских племен под властью Чингисхана? 2. Что в это время происходило на Руси?

Слайд 4

«причины завоевательных походов»

Слайд 5

1. Какой хан возглавил завоевательный поход на запад ? 2. П роследите по карте маршрут этого похода.

Слайд 6

Какие последствия имело монгольское нашествие для Руси?

Слайд 7

А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией ». Объясните слова поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...