Рабочая программа по внеурочной деятельности по истории
рабочая программа по истории (5 класс)

Харисова Ризида Хафизовна

На занятиях  "клуба любителей истории", предполагается использовать разнообразные формы работы, такие как; диспут, беседы,викторина, конкурс,составление кроссворда, экскурсии. Эти формы работы помогут более глубокому и вдумчивому пониманию истории Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_14-15_vneurochka_harisova_r.h.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«кружок любителей истории»

для 5 класса

на 2014-2015 учебный год

РП  2014 (04)

Стр.  из

 Принято

Педагогическим советом

Протокол № 1

от  «28» сентября 2014 г.

                                                                       

                                                      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Клуб любителей истории»

для 5 - классов

на 2014-2015 учебный год

РП  2014 (04)

Составитель

Харисова Р.Х.,

учитель высшей квалификационной  категории

Согласовано                                      

Заместитель директора по ВР

____________________________

от  «27»  сентября 2014 г.

                                                                       

         

                                                      Новокузнецк

2014

                                                                       

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка_________________________________________3

  1. Учебный план____________________________________6

  1. Учебно-тематический план_________________________7

  1. Методическое обеспечение программы_______________10

  1. Список      литературы_____________________________11

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Клуб любителей истории»

составлена на основе программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. «История

России с древнейших времен до конца 16 в.», М. Просвещение, 2011

Актуальность  программы обусловлена тем, что история является одним из ведущих гуманитарных  предметов в системе школьного образования. История России имеет огромное значение для формирования гражданской позиции юного гражданина РФ, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без нее не возможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном мире.

Анализ результатов современного школьного  образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладевание историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов. На занятиях «клуба любителей истории» ,  предполагается использование разнообразных форм работы таких как;  диспут, беседа, викторина, конкурс, составление  кроссворда, экскурсии. Эти формы работы помогут  более глубокому и вдумчивому пониманию истории Отечества.

Описание  места курса в плане внеурочной деятельности.

В соответствии с планомМНБОУ «Лицей №76» на 2014-2015 учебный год программа курса «Клуб  любителей истории» реализуется в 5- х классов по 1 часу в неделю, на 35 часов в год

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

В процессе познания истории школьники знакомятся с общечеловеческими ценностями:

- ценностью жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и природе;

- ценностью добра – направленность на развитие и сохранение жизни через милосердие и сострадание как проявление любви;

- ценностью свободы, чести и достоинства как основой современных принципов и правил межличностных отношений;

- ценностью гражданственности - познание себя как члена общества, народа,  - ценностью патриотизма - любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей;

- ценностью человечества - осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса  которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Таким образом, данный курс имеет ценностно-ориентированноеи общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоиндефикации подростков.

Паспорт  рабочей программы

Наименование программы

Клуб  любителей истории

Годовой объем

рабочей программы

30 часов

Количество учебных часов в неделю по учебному плану

1 раз в неделю

Цель рабочей программы

 Развитие познавательной активности учащихся и интереса к отечественной истории

Задачи рабочей программы

Обучающие:

-восполнить пробел знаний по истории России

- показать особенности исторического развития Отечества

Воспитательные:

- воспитать любовь к своей родине

- обогащать нравственный опыт учащихся

-формировать навыки правильного поведения в социальной сфере

Развивающие:

- развивать умения пользоваться научно-художественной и энциклопедической литературой, исторической картой;

- развивать навыки самостоятельной работы

Прогнозируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Предметные: 

- Знать и уметь работать с хронологией, историческими фактами, историческими источниками в т.ч. картографическими;

- Проводить поиск необходимой информации;

-  Описывать исторические события, участников, объекты;

  1. Метапредметные: 

- Сознательно организовывать свою учебную и общественную деятельность;

- Уметь работать с информацией, используя  источники; - Способность решать творческие задачи в сотрудничестве и представлять их результаты в различных формах

3. Личностные: 

- Осознавать свою идентичность как гражданина страны; - - Понимать  культурное  многообразие мира;

- Уважать  культуру своего и других народов.

Прогнозируемый воспитательный  результат

-формировать  и развить  личностное  отношение к историческим и культурным ценностям  России;

- осознавать  личную  сопричастность к истории России, гордость  за ее достижения;

- проявлять  активную жизненную  позицию

Особенности реализации рабочей программы

Для повышения эффективности занятий предполагается сочетание различных типов заданий:

- работа с документом;

- работа с картой и графическим материалом;

- решение кроссвордов;

- устные сообщения учеников;

- диспуты, дискуссии;

- создают презентации

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Раздел программы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Что изучает история Отечества

7

1,5

5,5

Перезентация генеалогического древа

2

Древняя Русь

10

2,5

7,5

Презентация учащихся «Великие князья»

3

Культура Древней Руси

5

0,5

4,5

Презентация моделей средневековой одежды

4

Московская Русь

7

3

4

Защита проекта «Экскурсия по Московскому Кремлю»

5

Родной край в Древности

5

5

Познавательная викторина «знатоки истории»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Что изучает история Отечества

Кол-во

часов

7

Цель

темы

 Дать учащимся  общее представление о том, что изучает история, познакомить с периодизацией мировой истории; раскрыть сущность понятий «историческое время» и «исторические источники». Познакомить с причинами возникновения прозвищь у исторических лиц, уметь составлять генеологическое древо.

Темы lдля  изучения

№ занятия,

дата

проведения

Наименование темы занятия

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности , формы занятий

1

2

3

4

1

Что такое история

История

Участвуют в игре-путешествии: «История человечества»

2

Исторические источники

Исторические источники

Час общения

3

Лента времени

Счет лет в истории

 Решают исторические задачи на определение времени: до нашей эры (до н.э.) и нашей эры

4

Как появились прозвища исторических личностей

прозвища исторических личностей

Анализируют, что означают  прозвища  исторических деятелей. России, слушают  товарищей, участвуют в диспуте

5 - 6

Генеалогическое древо

Генеалогичекское древо

Составляют родословную, генеалогическое древо своей семьи.

7

Итоговое занятие по разделу

Презентация:  генеалогическое древо семьи.

Тема

Древняя Русь

Кол-во

часов

10

Цель

темы

Познакомить с предисторией восточных славян, предпосылками и причинами образования Древнерусского государства; особенностями политической структуры, экономики, внешней политики, историческим и культурным наследием Древней Руси

8/1

 

Восточные славяне

Славяне, восточные славяне

Совершают  виртуальную экскурсию

Работают с исторической картой

9/2 - 10/3

Первые киевские князья

полюдье, государство, урок, погост

Составляют презентацию о деятельности первых русских князьях.  

11/4

 

Путешествие в Древний Новгород

Посадник, архиепископ, тысяцкий, новгородское вече

Экскурсия по древнему Новгороду

12/5

 

 

Владимиро -Суздальское княжество

Князь

Работают с документом. Выступают с сообщениями

13/6 - 14/7-

Батыево  нашествие

курултай, фураж, нойон

Изучают  историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.,

 15/8

 

 

Борьба со шведскими и немецкими захватчиками

Крестоносцы, дружина, ополчение, боевой порядок «свинья»

Клуб общения

16/9

 

 

Александр Невский

Кинолекторий: Александра Невского.

Обсуждение – диспут: роль личности в истории.

17/10

Итоговое занятие по разделу

Составление   тематического кроссворда

     Тема

Культура Древней Руси

Кол-во

часов

5

Цель

темы

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве, Новгороде) и древнерусской живописи, устного народного творчества, одежды.

18/1

 

Средневековая архитектура

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Составляют кроссовод.

19/2

 

Былинные герои Древней Руси

Игра - путешествие

20/3 -21/4

 

Как одевались в Древней Руси

Описывают жизнь и быт в Древней Руси.

Делают рисунки одежды  того времени.

22/5

 

Итоговое занятие

Презентация моделей средневековой одежды

   Тема

Московская Русь

Кол-во

часов

7

Цель

темы

 Раскрыть причины возвышения Москвы и объединения Руси вокруг Москвы, особенности политики московских князей.  Познакомить учащихся с развитием культуры в ХΙҮ-ХҮΙ вв,

23/1

Возвышение Москвы

Боярская дума, самодержавие, политическая

Исследование

24/2

Куликовская битва

Темник, хан, князь, рать

Диспут;   роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в истории страны

25/3

Иван III- «государь всея Руси»

, «Москва – Третий Рим»,

Составляют  характеристику Ивана ΙΙΙ. Устные сообщения

26/4

 

 

Андрей Рублев

Троица

Кинолекторий.

 Обсуждение

27/5-28/6

 

Московский кремль

Работают  над проектом «Экскурсия по Кремлю»

29/7

Итоговое занятие по разделу

Викторина:  Дреняя Русь.

   Тема

Родной край в древности

Кол-во

часов

5

Цель

темы

Познакомить учащихся с историей родого края

30/1- 33/4

 

Родной край в древности

Экскурсия в краеведческий музей

Называют   основные события из истории родного края

34/5 -

35/6

 

Итоговое занятие

Анкетирование, подготовка к викторине, познавательная викторина «Знатоки истории»

 

 Обеспеченность программы методическими видами продукции

Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, сбор материалов (фотографии, работа с литературой), работа с источниками интернет-сайтов встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе исполбзуются : книги, брощюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы .

Список литературы

1.  МитрофановК.Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории /К.Г.Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.

2. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа, 2002.

3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М., 2010

4. История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.

5. Я познаю мир: Дет.  энцикл. : История / Сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М. : ТКО «АСТ», 1995. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М. : Просвещение, 1993.

6. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод. разработок (под ред. Е.Н. Степанова)

Электронные пособия и ресурсы:

1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007

2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly, 2004.

3. Православная икона: крупнейшёё собрание репродукций икон, фресок и книжной миниатюры Византии, Руси, стран Восточной Европы, Армении и Грузии с 5 по 20 вв. ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

Ресурсы Интернет:

http://www.school.edu.ru

http://window.edu.ru

http://standart.edu.ru