Технологическая карта урока Древняя Индия
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Хохлова Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока Древняя Индия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_indiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                МБОУ «СШ № 34»

                                                                г. Нижневартовск ХМАО-Югра

                                                                учитель истории и обществознания

                                                                первой квалификационной категории

                                                                Хохлова Ирина Анатольевна

Предмет:  ИСТОРИЯ 

Класс: 5

Технологическая карта урока

Тема урока:  «Древняя Индия»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Применяемая технология: технология проблемного диалога.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. История Древнего мира, 5 кл., Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., 2013.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003.
  3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2013.

 Цели урока: 

  1. Сформировать  представление учащихся о географическом положении Древней Индии, познакомить с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.
  2. Развивать умение работать с историческим документом, умения систематизировать информацию, умение извлекать информацию из исторической карты.
  3. Приобщить к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов.  

Планируемые образовательные результаты:

Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

· осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· пониманию культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантности.

♦ планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

♦ формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам, вести конструктивный диалог (на уровне возраста);

♦ проводить поиск основной информации в учебной литературе, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в, схеме (кластере);

♦♦ работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.).

♦ выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

♦ развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

♦ выделять главное в тексте и второстепенное;

♦ организовывать свою деятельность;

♦ локализовать во времени становление и развитие Древней Индии;

♦ использовать историческую карту как источник информации о географическом положении, о природных условиях и климате, о занятиях жителей Древней Индии;

♦ проводить поиск информации в исторических текстах и учебнике;

♦ составлять описание природных условий  и занятий жителей Древней Индии;

♦ раскрывать характерные черты религиозных воззрений и представлений о мире жителей Древней Индии.

♦ сопоставлять развитие Древней Индии и других стран в период Древнего мира, показывать общие черты и особенности;

♦ сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

♦ изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.

Структура урока: 

  1. Организационный этап.
  2. Подготовка к активному усвоению знаний.
  3. Изучение новой темы (план урока):
  • Местоположение Древней Индии.
  • Природные условия Древней Индии.
  • Занятия жителей Древней Индии.
  1. Подведение итогов. Рефлексия.
  2. Объяснение домашнего задания.

I. Организационный этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учеников

II. Подготовка к активному усвоению знаний

Слайд 1 шахматы

Готовит к усвоению нового знания:

Что изображено на слайде?

Кто знает где (в какой стране?) появилась эта игра?

Кроме шахмат, эта страна является родиной цифр и Маугли

Отвечают на вопросы:

-Шахматы, игра

- Индия

Слайд 2

Так что мы будем изучать сегодня?

Древнюю Индию (запись темы урока в тетрадь)

Слайд 3

Вопрос урока

Древние греки называли Индию «сказочной» страной. Почему?

Что мы должны узнать об Индии, чтобы ответить на этот вопрос?

- Где она находится?

- природные условия

- климат

- занятия жителей

- религию

III. Изучение новой темы: местоположение и природные условия Древней Индии

Слайд 4 – географическая карта

Откройте учебник на с.96 и посмотрите на карту:

  1. На каком полуострове расположена Индия?
  2. Какими водоемами омывается этот полуостров?
  3. Какие горы расположены на севере Индии?
  4. Какие реки протекают по территории Индии?

4 ученика показывают объекты на карте и называют их:

- Индостан Южная Азия

- Индийский океан и Аравийское море.

- Гималаи – самые высокие горы в мире

- это реки Инд и Ганг.

Слайд 5 к/карта

Давайте заполним вашу к/карту

Вывод: Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?

Заполняют к/карту

был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.

Проблема

Тогда если все одинаково, почему греки называли Индию «сказочной» страной?

Чем же она отличалась от изученных стран?

Давай опять посмотрим на карту. Что означает зеленый цвет на карте, с чем ассоциируется?

Действительно, часть Индии была покрыта зеленью – джунглями. Что это такое?

1 отличие – «сказочный лес» - джунгли

Выявляют отличия:

Зеленью, лесами

Читают текст учебника

П.2 параграфа 20

Слайд 6

А какие животные жили в Индии?

2 отличие – необычные животные

Называют животных:

Слоны, змеи, тигры, буйвол, рысь, пантера, обезьяны, крокодилы, попугаи.

Физминутка

 Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).
4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Выполняют физминутку

Слайд 7

Боги

Слайд 8

(после чтения)

Необычными в Индии были не только животные, но и боги.

Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных – могучего свирепого льва, хитроумной обезьяны. Индийцы поклонялись слону – одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.

Прочитайте текст учебника, какому домашнему животному поклонялись индийцы?

Читают  п.4 пар.20 «С особой любовью …» и отвечают на вопрос:

- Корове.

III. Изучение новой темы: занятия жителей Древней Индии

Можем ли мы назвать одно из занятий древних индийцев?

Отвечают на вопрос:

- Да. Это – скотоводство.

Слайд 9

Карта

Слайд 10 кластер

Чем занимались еще жители Древней Индии?

Какому занятию индийцев способствовали географическое положение и климат Индии?

- вода

- тепло

- плодородная почва

- горы, защищавшие от ветра

Заполняют кластер:

1).Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;
2) теплый климат помогал снимать урожай 2 раза в год

3)Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

Делают вывод:

- Всё это способствовало занятию земледелием.

Проблема

Но ведь в занятии земледелием нет ничего необычного и сказочного, тогда почему греки назвали Индию сказочной страной?

Слайд 11 с текстом

Может вам поможет ответить на вопрос рассказ одного путешественника

«Индия удивительнейшая страна. Там на кустах растет белая шерсть...
Индийцы срезают ее с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани... А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед».

Что же необычного выращивали индийцы?

Читают  рассказ путешественника и называют растения

Слайд 12

С растениями

Что же необычного выращивали индийцы?

3 отличие – выращивание хлопчатника, сахарного тростника и риса.

Закрепление

Слайд 13 с проблемным вопросом

Мы много узнали сегодня об Индии.

И теперь мы можем ответить на вопрос

Древние греки называли Индию «сказочной» страной. Почему?

Отвечают на вопрос, выявляя различия Индии от других изученных стран:

1 отличие – «сказочный лес» - джунгли

2 отличие – необычные животные

3 отличие – выращивание хлопчатника, сахарного тростника и риса.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

Слайд 14

вопросы

Давайте проверим, как вы усвоили новую тему, ответив на вопросы

Если верно +, если неверно –

  1. Инд и Ганг – главные реки Индии
  2. Индия расположена на п-ве Индокитай
  3. Индия – родина шахмат, цифр и сахара.
  4. Основными занятиями древних индийцев были торговля и мореплавание.
  5. Индийцы поклонялись слону и корове.

Отвечают на вопросы

Взаимопроверка

Слайд 15

ответы

Обменяйтесь с соседом  работами и проверьте работы друг друга

Кто получил 5, 4, 3?

Всем спасибо за урок, вы отлично поработали.

Осуществляют взаимопроверку и выставляют оценки

V. Домашнее задание

Слайд 16

Объясняет домашнее задание:

  1. Закончить заполнение к/карты:

- обведите границы древнеиндийского государства

- отметьте места раскопок

  1. Составить 5 «тонких» и 5 «толстых» вопросов к §20 .
  2. Составить синквейн по теме «Древняя Индия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...

Технологическая карта урока "Древняя Спарта". ФГОС

Урок - семинар, основанный на изучении источников....

Технологическая карта урока "Древние Олимпийские игры"

Разработка урока физической культуры по теме "Древние Олимпийские игры". Расчитана на учащихся 5 классов, обучающихся в системе ФГОС....

Технологическая карта урока "Древнейший Рим"

Технологическая карта урока истории 5 класс тема: "Древнейший Рим"...

Технологическая карта урока "Древний Египет и Междуречье"

Обобщающий урок-сравнение Египта и Междуречья...

Технологическая карта урока "Древняя Спарта"

В данном технологической карте урока "Древняя Спарта" учащиеся знакомятся с географическим положением, категориями населения Древней Спарты, управлением и воспитанием спартанцев...

Технологическая карта урока Древнее Двуречье. 5 класс.

Технологическая карта урока Древнее Двуречье и раздаточный материал к уроку....