МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
учебно-методический материал на тему

Марушина Эльвира Алексеевна

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_met.seminaru.docx27.12 КБ
Файл презентация2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года 2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Марушина Эльвира Алексеевна

Учитель специального(коррекционного)класса VIIIвида

МБОУ Яковская ОШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Использование ИКТ на уроках истории в специальном(коррекционном)классе VIII вида»(Слайд 1)

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности(слайд 2)

(Слайд  3) Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.    Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь педагогу представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. С декабря 2010 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования,  построенный  на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение.

Целью личностно-ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности. Именно такая форма обучение  дает возможность детям с ОВЗ полностью социализироваться и получать образование наравне с остальными.

 ( Слайд 4)Актуальность использования ИКТ на уроках истории в специальном (коррекционном)классе VIII вида :

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение информационных и коммуникационных технологий в обучение может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

(Слайд 5) ИКТехнологии, которые я применяю в работе помогают решить ряд следующих проблем: 

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации системы приемов логического мышления;
  • развитие интереса к истории Родины;
  • реализация творческого потенциала;
  • адаптация детей с ОВЗ в современном мире.

(слайд 6)

Объект. Активизация интереса учащихся с ОВЗ в процессе обучения истории с применением ИК технологий.

Предмет. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации интереса учащихся с ОВЗ на уроках истории.

Целью исследования является изучение применения ИКТ на уроках истории на протяжении всего процесса обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в школе.

Задачи.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть виды развивающих заданий с применением ИКТ.

3. Проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения ИКТ на уроках истории.

4. Доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ для достижения качества образования и активизации интереса.

В системе обучения истории по развитию познавательных интересов важную роль играет разнообразие и оптимальное сочетание методов, так как уже сама новизна методов снижает утомляемость учащихся, что очень важно на занятиях с детьми с ОВЗ, повышает работоспособность; методы работы позволяют соотносить процесс обучения с особенностями деятельности учащихся; разнообразие методов обеспечивает воздействие на разные виды чувственного восприятия учащихся.

(Слайд 7)История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее тайны помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.

(слайд 8)  Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям с ОВЗ возможность в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников.

(слайд 9) Работая учителем в специальном (коррекционном) классе, не раз сталкивалась с такими проблемами как: нечеткие образы, неяркая картинка, устаревшая таблица, мелкий шрифт, да и просто не всегда каллиграфично написано на доске. Это,   как правило, приводит к отсутствию интереса к предмету. Выходом для меня стало применение ИКТ. Первое с чего я начала – это разработала все проверочные работы в печатном варианте которые использую как карточки на уроках истории. Теперь все мои проверочные работы выглядят следующим образом:  

( слайд 6) Сразу же исчезли такие фразы как «доска отсвечивает», «мне не понятно, что написано», «а где мой вариант?». Также использую просмотр фрагментов исторических фильмов, работаем с единой интерактивной системой голосования и с интерактивной доской.

Слайд 11-12) Применение ИКТ в учебном процессе при изучении истории в специальном (коррекционном)классе VIII вида позволяет:

  • сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
  • приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
  • использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • ИКТ на уроках истории эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.

(слайд 13)Систематическое использование ИКТ на уроках истории приводит к целому ряду важных изменений:

  • резко возрастает уровень использования наглядности;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся;
  • устанавливаются межпредметные связи с основами математики, чтения и развитием речи;
  • изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, особенно увлеченными ПК;
  • учащиеся начинают воспринимать ПК не как,увлекательную игрушку, а в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере деятельности.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

(Слайд 14) Учитывая психологические особенности ребенка с ОВЗ и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируются соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «История нашей страны древнейшего периода», я демонстрирую показ восточных славян, славянский посёлок, соседей восточных славян, славянские воинов и богатырей, а также использую различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.

(Слайд 15) Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны. Поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России». В одних случаях предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В других случаях после ознакомления с материалами ЦОР я сама составляю план экскурсии и планирую этапы ее проведения. У детей с ОВЗ появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что  способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию.

   (Слайд16)   Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОР. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событии или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Возможность увидеть то или иное сражение в движении, с соответствующими комментариями существенно повышает интерес обучающихся к предмету. Это настраивает детей на изучение определенного материала, и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности .

Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность у детей с ОВЗ.

(слайд 17)Кроме этого, я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет.  Рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.

.
      (слайд 18) Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ, ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности.

С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.

(Слайд 19)В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:

  • рост положительной мотивации на уроках истории в специальном(коррекционном)классе с применением ИКТ.
  • повышение уровня использования наглядности.
  • Повышение производительности образовательной деятельности
  • Качественное повышение взаимоотношений между участниками образовательной деятельности.
  • Рост качества знаний

(Слайд 20) используемая литература.

 Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации \Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003.

Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011

Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.

Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).

спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года 2016» Методический семинар « Использование ИКТ на уроках истории в специальном (коррекционном)классе VIII вида» Марушина Эльвира Алексеевна I квалификационная категория МБОУ Яковская ОШ

Слайд 2

Стаж педагогической работы – 13 лет Категория – первая Победитель школьного и районного конкурса методических разработок среди учителей специальных(коррекционных)классов Достижения обучающихся: Победители муниципального этапа XVIII Международного фестиваля «Детство без границ» Победители регионального этапа XVIII Международного фестиваля «Детство без границ» Призёры Всероссийского этапа XVIII Международного фестиваля «Детство без границ» Победители и призёры районного конкурса для детей с ОВЗ «Зимнее настроение» Призёры муниципального этапа областного конкурса социальной рекламы

Слайд 3

«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» К.Д.Ушинский

Слайд 4

Актуальность использования ИКТ на уроках истории в специальном(коррекционном)классе VIII вида Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение информационных и коммуникационных технологий в обучение может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала. .

Слайд 5

готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации системы приемов логического мышления; развитие интереса к истории Родины; реализация творческого потенциала обучающихся; адаптация детей с ОВЗ в современном мире. Проблемы

Слайд 6

Объект. Активизация интереса учащихся с ОВЗ в процессе обучения истории с применением ИК технологий . Предмет . Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации интереса учащихся с ОВЗ на уроках истории. Целью исследования является изучение применения ИКТ на уроках истории на протяжении всего процесса обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в школе. Задачи. 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Рассмотреть виды развивающих заданий с применением ИКТ. 3. Проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения ИКТ на уроках истории. 4. Доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ для достижения качества образования и активизации познавательного интереса.

Слайд 7

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее тайны помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.

Слайд 8

Причины необходимости применения ИКТ на уроках истории: Новые возможности в преподавании предмета; Изучение предмета с использованием ИКТ дает детям с ОВЗ возможность в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников; Организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.

Слайд 10

Печатные карточки Просмотр фильмов Работа с единой интерактивной системой голосования Работа с интерактивной доской

Слайд 12

Применение ИКТ в учебном процессе при изучении истории в специальном(коррекционном)виде позволяет: сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени; приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем; активизировать познавательную деятельность учащихся. ИКТ на уроках истории эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.

Слайд 13

Систематическое использование ИКТ на уроках истории приводит к целому ряду важных изменений: резко возрастает уровень использования наглядности; повышается производительность труда учителя и учащихся; устанавливаются межпредметные связи с математикой, чтением и развитием речи; изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, особенно увлеченными ПК; учащиеся начинают воспринимать ПК не как,увлекательную игрушку, а в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере деятельности. НОВИЗНА Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Слайд 19

рост положительной мотивации на уроках истории в специальном(коррекционном)классе с применением ИКТ повышение уровня использования наглядности. повышение производительности образовательной деятельности качественное повышение взаимоотношений между участниками образовательной деятельности рост качества знаний Результативность

Слайд 20

Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации \Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011 Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. 7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...