Рабочая программа по истории (5 класс)
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Рабочая программа поИстории Древнего мира (5 класс) . Учебник "История Дравнего мира" (Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vseobshchaya_istoriya_5_fgos.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО __________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ СОШ № 10

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Приказом №_____

от «____»_________20___г.

Рабочая программа

 по  истории

для  5  класса

основного общего образования

базовый уровень.

Учитель: Жукова Елена Борисовна

Квалификационная категория: высшая.

2014/2015  учебный год


 

Паспорт рабочей программы

Классы:  5А

Количество часов:   всего -  68 ч.,   в неделю -  2 ч.

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по истории и составлена на основе:

 авторской программы  Андреевская Т.П., Журавлева О.Н., Майков А.Н.: История Древнего мира.- М.: «Вентана-Граф», 2012

Учебники: 

Майков А.Н. : Введение в историю. 5кл. - М.: «Вентана-Граф», 2012

Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В.: История Древнего мира. 5 кл. -  М.: «Вентана-Граф», 2012

Для учащихся 5 класса  «История Древнего мира» это первый систематический курс Всеобщей истории.  Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций  в складывании основ современного мира.

Курс построен  по  проблемно - хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание  наиболее важным сквозным проблемам древнего мира, и особенностям развития каждого раннего государства, а также проследить динамику исторического развития  и выделить его основные этапы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70часов для обязательного изучения учебного предмета «История»на ступени среднего (полного) общего образования в 5 классе, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

 Учебный план МБОУ СОШ №10 отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования в 5 классе, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Цели и задачи учебного предмета (курса)

Цель: изучение особенностей хозяйственной жизни, своеобразие обществ, складывающихся в цивилизациях Древнего мира, представлений людей об окружающем мире, истории повседневности.

Задачи:

•        формирование исторического мышления учащихся на основе общего и особенного при характеристике древних обществ;

•        формирование условий для развития у учащихся  свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости;

•        приобщение пятиклассников к истории развития мировой культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса):

Содержание курса ориентировано на системно-деятельносную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.  

Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

— развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелатель но относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

— формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:

Образовательные результаты освоения предмета

— освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, таки в реальной жизни;

— развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях про шло го и настоящего;

— умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать ин формационно-коммуникационные технологии;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

— умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:

— усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

— расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

— приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

— освоение приёмов установления причинно-следственных связей.


Учебно-тематический план курса

Дата

(план/

факт)

№ п/п

Название раздела, тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Д/з

Введение в историю (пропедевтический модуль) 7 час

1

2

3

4

5

6

7

Что изучает история

Источники знаний о прошлом

Измерение времени

Историческая карта

Археология-помощница историков

Наука о народах и наука о прошлом

Как работать с учебными материалами по истории

Работа с  иллюстрациями учебника. Работа со схемами. Составление плана, схем. Решение задач на счет времени.

Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первон-ачальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Развивать способности оценивать действия и поступки людей. Развивать умение классифициро-вать информацию, давать описание вещественных исторических источников. Понимать сущность порядка в исторической хронологии. Начать  овладевать навыками работы с единицами измерения времени. Понимать методы современного  летосчисления: счёт лет нашей эры и до на шей эры. Усвоить, что означают понятия «периоды истории», «курсы истории». Понять особенность работы с иллюстрациями в учебнике. Понимать, какую информацию несет историческая карта.

§1

§2

§3

§4

§5

§6

§12

Раздел I . Первобытный мир. (4 ч.)

Тема 1.  У истоков истории (4 ч.)

8

9

10

11

Возникновение человека.

Появление современного человека

Зарождение искусства и религиозных верований

Человечество на пути к новому обществу

Работа с картой, с учебником, терминами, рабочей тетрадью, картой. Работа с дополнительной литературой. Тестирование

Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Используя памятку, составлять рассказ на

основе материала учебника.  Раскрывать роль орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя». Давать описание иллюстрации. Сравнивать по иллюстрации предметы материальной культуры (орудия труда). Определять предпосылки зарождения примитивных религиозных верований. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять значение терминов «скульптура»,«обряд», «магия», «миф». Характеризовать основные занятия древнейших людей. С помощью схемы определять, в чём заключалось отличие родовой общины от соседской. Уметь находить в них общие черты.

§1

§2

§3

§4

Раздел II. Древний Восток. (15 ч.)

Тема 1.  Древний Египет (6 ч.)

12

13

14

15

16

17

Образование государства в долине Нила

Религиозные верования в Древнем Египте

Правитель Древнего Египта

Подданные фараона

 Повседневная жизнь древних египтян.

Культура Древнего Египта

Работа с учебником, картой, историческим  документом, понятиями,  рабочей тетрадью.

Тестирование.

Выявлять особенности природных условий  Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника. Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Характеризовать систему власти в Египте. Давать типологический портрет (фараона). Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника. Определять роль раз личных групп населения в древнеегипетском обществе. Создавать собирательные портреты представителей раз личных социальных групп Древнего Египта. Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника. Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники  культуры Древнего Египта.

§5

§6

§7

§8

§9

§10

Тема 2.  Древняя Азия  (9 ч.)

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Шумер и Аккад.

Древний Вавилон.

Ассирийская держава.

Финикия.

Древняя Палестина.

Древняя Персия.

Древняя Индия

Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии.

Древний Китай.

Работа с учебником, картой, историческим  документом, понятиями,  рабочей тетрадью.

Тестирование.

Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф). Характеризовать Вавилонское царство при царе Хаммурапи. Выявлять особенности религиозных верований вавилонян. Извлекать информацию из источника государственного характера. Раскрывать особенности памятников культуры Вавилона, используя иллюстрации из учебника. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Раскрывать причины военных успехов Ассирии и распада Ас сирийской державы. Рассказывать на основе исторической карты о хозяйствен ной жизни страны. Характеризовать изобретения финикийцев. Определять по карте границы древних государств. Раскрывать особенности природных условий Палестины. Составлять простой план по разделу параграфа.  Раскрывать причины военных успехов Персии. Давать пояснения к схеме «Управление сатрапией». Сравнивать ассирийскую и персидскую армию. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка.

Выявлять особенности хозяйственной жизни Древней Индии. Раскрывать суть варного и кастового деления общества в Индии Выявлять особенности образа жизни в Древней Индии. Определять общие черты в религиозных верованиях

древних народов и указывать особенности индуизма. Извлекать информацию из изречений религиозного деятеля». Раскрывать особенности хозяйственной жизни и образа жизни в Древнем Китае. Характеризовать открытия и изобретения древних

китайцев.

§11

§12

§13

§14

§15

§16

§17

§18

§19

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»

Игра-викторина

Раздел III. Древняя Греция. (19 часов) 

Тема 1.  Древнейшая Греция (4 ч.)

28

29

30

31

Природа Греции и занятия древних греков

Древнейшие государства Греции: Крит и Микены

Верования древних греков

 «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел

Работа с учебником, картой, историческим  документом, понятиями,  рабочей тетрадью.

Тестирование.

Определять общее и особенное в развитии государств Древнего мира. Извлекать информацию из фрагментов письменных источников разных типов: древние законы, мифы, летописи, труды древних историков. Показывать по карте территории древних государств и как они изменялись. Раскрывать особенности природы Балканского полуострова. Характеризовать занятия древних греков. Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи».

Сравнивать по заданным параметрам верования народов Древнего Востока

и древних греков. Извлекать информацию из фрагмента мифа. Объяснять значение крылатых выражений: «ахиллесова пята», «троянский конь», «яблоко раздора».

§20

§21

§22

§23

Тема 2.  Государства-полисы Древней Греции. (3 ч.)

32

33

34

Греческий полис — город-государство. Великая греческая колонизация

Законодатели в жизни Афин

Спарта.

Работа с учебником, картой, историческим  документом, понятиями,  рабочей тетрадью.

Тестирование.

Объяснять понятия «аристократия»,«демос», «метрополия», «колония». Раскрывать причины колонизации и её роль в жизни греческих полисов. Показывать по карте территории, колонизированные греками. Раскрывать причины и последствия реформ Солона. Объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тирания». Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности. Сравнивать по за данным параметрам государственное устройство Афин и Спарты. Определять особенность спартанских законов.

§24

§25

§26

Тема 3. Греко-персидские войны. (2 ч.)

35

36

Причины и начало войны греков и персов

Победа греков

Работа с учебником, картой, рабочей тетрадью.

Раскрывать причины греко-персидских войн и победы в них греков. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из источника  литературного характера. Рассказывать о ходе битвы, используя схему.

§ 27

§28

Тема 4.  Расцвет Греции и величие Афин. (7 ч.)

37

38

39

40

41

42

43

Греческий полис и его жители

Развитие демократии при Перикле.

Олимпийские игры

Повседневная жизнь древних греков

Греческая наука

Архитектура и скульптура Греции

Рождение театра. Театральные представления

Работа с учебником, картой, таблицей, историческим  документом, понятиями,  рабочей тетрадью.

Тестирование. Работа в группах.

Раскрывать значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеризовать положение рабов в Древней Греции.  Раскрывать изменения в жизни греков при Перикле. Под руководством учителя составлять схему «Управление в  Афинах». Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности. Раскрывать роль Олимпийских игр в  жизни древних греков. Давать оценку олимпийского движения в античном мире. Используя памятку, составлять простой план раздела параграфа. Характеризовать особенности повседневной жизни древних греков. Самостоятельно создавать типологические портреты жителей древнегреческих полисов. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древ них историков. Раскрывать основные достижения греческой науки. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Раскрывать особенности греческой архитектуры. Сравнивать памятники архитектуры и скульптуры Древней Греции и Древнего Египта. Рассказывать об Афинском акрополе, используя схему. Раскрывать роль театральных представлений в жизни древ них греков. Сравнивать современный театр с театральными постановками в Древней Греции по заданным параметрам. Извлекать информацию из источника литературного характера.

§29

§30

§31

§32

§33

§34

§35

Тема 5.  Упадок Греции и Возвышение Македонии. (3 ч.)

44

45

46

Греция и Македония в IV в. до н. э.

Завоевания Александра Македонского и их последствия

Основание Александрии

Работа с картой, учебником, рабочей тетрадью

Раскрывать значение Пелопоннесской войны для греческих полисов. Выявлять особенности македонского войска. Извлекать ин формацию из адаптированных сочинений древних историков. Раскрывать значение похода Александра Македонского на Восток для греков и для жителей Индии. Показывать по карте завоевания Александра Македонского. Оценивать результаты правления Александра Македонского. Раскрывать особенности планировки Александрии Египетской. Определять территориальные изменения и показывать границы государств.

§36

§37

§38

47

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

Игра-викторина

Раздел V. Древний Рим. (19 ч.)

Тема 1. Ранний Рим. (4 ч.)

48

49

50

51

Древняя Италия и начало города Рима

Рим в эпоху царей.

Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев

Завоевание Римом Италии

Работа с учебником, картой, историческим  документом, понятиями,  рабочей тетрадью.

Тестирование.

Выявлять влияние природных условий на хозяйственную жизнь людей. Находить общие черты в природных условиях Италии и Греции и их различия. Указывать, чем отличалась царская власть в Риме от древневосточной деспотии. Определять значение реформ Сервия Туллия. Объяснять понятия «патриции», «плебеи». Раскрывать причины борьбы между патрициями и плебеями и знать её итоги. Извлекать информацию из адаптированного древнего закона. Раскрывать причины, способствовавшие установлению власти Рима в Италии. Составлять, используя памятку, простой план раз дела параграфа.

§39

§40

§41

§42

Тема 2. Расцвет Римской республики. (7 ч.)

52

53

54

55

56

57

58

Армия Древнего Рима

Пунические войны

Завоевания Рима на Востоке

Государственное устройство Римской республики

Римское общество: его нравы и обычаи

Повседневная жизнь римского общества

Рабство в Риме

Работа с учебником, картой, таблицей, историческим  документом, понятиями,  рабочей тетрадью.

Тестирование.

Раскрывать роль армии в истории Рима. Характеризовать, используя схему, органи-зацию римской армии. Составлять, используя памятку, план раздела параграфа.

Раскрывать причины пунических войн. Выявлять причины победы Рима над Карфа-геном. Составлять рассказ о сражении по карте-схеме. Подготавливать рассказ об исторической личности по памятке. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Давать описание битвы, используя схему. Раскрывать систему управления римскими провинциями. Определять место провинций в римской общественной и хозяйственной жизни. Составлять хронологическую таблицу. Сравнивать, используя схему,  государствен-ное устройство Римской республики и Афин. Раскрывать роль Сената в жизни Римской республики. Сравнивать Народное собрание в Риме и Афинах. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Характеризовать группы на селения в Риме. Составлять типологический портрет типичных представи-телей различных групп римского общества. Находить общие черты в религии и одеж-де римлян и греков. Рассказывать о повседневной жизни римлян, используя иллюст-рации из учебника. Выделять особенности рабовладения в Риме. Выявлять причины поражения восстания рабов в Риме. Рассказывать о ходе событий, используя карту.

§43

§44

§45

§46

§47

§48

§49

Тема 3. Кризис и падение Римской республики. Римская империя. (8 ч.)

59

60

61

62

63

64

65

66

Начало гражданских войн.

Гай Юлий Цезарь.

Октавиан Август и рождение Римской империи

Императоры Рима I-II вв.

"Вечный город"

Культура Римской империи.

Возникновение христианства.

Римская империя в III-V вв.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Раскрывать суть реформ братьев Гракхов.  Характеризовать  диктатуру Суллы. Характеризовать реформы Цезаря.

Выявлять особенности единоличной власти в Риме. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Извлекать

информацию из адаптированных сочинений древ них историков. Раскрывать причины по беды Октавиана Августа в гражданской войне. Составлять хронологи-ческую таблицу.  Определять по карте границы государства. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков.  Оценивать значение изобретений, сделанных в Древнем Риме, для современной жизни. Составлять рассказ о достопри-мечательностях Древнего Рима, используя план города в учебнике. Раскрывать предпосылки возникновения христианства. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. Определять важнейшие достижения в области культуры (архитектуры, литературы). Характеризовать достижения римлян в области культуры, используя иллюстрации из учебника.

§50

§51

§52

§53

§54

§55

§56

§57

67

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»        

Игра-викторина

68

Итоговое повторение по курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...