Исследовательская работа
проект по истории (9 класс) на тему

Давлетбаева Рамиля Расиловна

Творческая работа моего ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………………...4

Глава 1  Великая Отечественная  война ………………………………….…8

Глава  2  Жизненный и боевой путь ветерана Вов Юсуповой С.С……….10

Заключение …………………………………………………………………..15

Использованная литература  ………………………………………………..17

Приложения  ……………………………………………………………..….18

                                       

                                                        Тезисы

Номинация:    история                                              

Цель исследования:   рассказать о моей бабушки,  которая  как и миллионы других женщин  воевала во имя победы над фашизмом.

Задачи исследования:

  - изучение краеведческих материалов, опубликованных в печати и местной прессе на исследуемую тему;

 - встреча с живой участницей событий, запись её воспоминаний на диктофон;

 - перевод диктофонной записи на электронный носитель;

- создание брошюрованного текста, сопровожденного фотографиями и копиями личных документов;

 - воспитывать у подрастающего поколения  патриотизм  и сопричастность к истории малой Родины и традициям родного края, нравственным ценностям человечеств

              Источник информации:

  - рассказы моей бабушки, родственников  ветеранов тыла, фотографии военных лет, копии  грамот, документов.  

Практическое значение: хочу рассказать  о жизненном   и боевом подвиге моей бабушки   своим одноклассникам, также считаю, что данную работу можно будет использовать при проведении классных часов в школе, посвящённых Дню  Победы  и хочу передать свое исследование музею МОБУ СОШ№3 с. Бураево.  

                                           Введение

Великая Отечественная война для истории нашей страны стала одним из тех событий, над которым время не властно - оно незабвенно. Эти годы- уроки испытания народов страны, испытания на подлинность её руководителей, её идеологии, её крепости и жизнеспособности.  Вторая Мировая война, поглотившая сначала Маньчжурию и Китай, потом Абиссинию, Испанию, почти всю Европу, закончилась, когда героический народ Советского Союза смог остановить и растоптать гитлеровскую гидру. Фашистская Германия, мечтающая захватить целый мир,  потерпела крах благодаря  великой борьбе славных сынов и дочерей нашей Родины  и ценою многомиллионных  человеческих жертв. Отпор врагу, считавшему себя непобедимым, показал силу духа и мощь моей родины всему миру. Наша победа принесла свободу народам мира  и Европы.  И все это – благодаря  мужеству солдат,  каждый из которых - патриот своей  родины и мой соотечественник.

Герои этой самой масштабной, самой кровопролитной, ожесточенной войны  будут воспеты в легендах, они предстанут богатырями былин, народного творчества. Чем дальше от нас это время, тем загадочнее и ценнее оно станет. Но все ли страницы этой героической книги прочитаны, все ли раскрыто и рассказано в ней? Честно ли мы,  сегодняшние учащиеся, поступаем, увлекаясь компьютерными играми о звездных войнах? Так ли мы верны памяти наших реальных героев, мы - их потомки, живущие в достатке, жадно поглощающие плоды цивилизации. Я заинтересовался славной военной биографией моего деда и бабушки. Воспоминания бабушки, рассказы ветеранов и их родственников, фотографии, собственные впечатления стали основой исследовательской работы. Мы знаем термин «фронтовики». В основном  под фронтовиками подразумеваются участники войны - мужчины. Если про них написано много, то про женщин - фронтовичек – почти ничего. Кажется, слова «война»  и «женщина» несовместимы.  И вот когда я узнал цифру об участницах прямых военных действий - до 1млн.- и о том, что не так уж много о них  написано, я не смог остаться равнодушным  к их судьбам и героизму. А то, что  женщины, старики и дети сутками не спали в тылу и отдавали последний кусок хлеба для фронта, умирали  от голода  даже в маленьких деревнях, - это что, не та же самая битва? Я понял, что самое ценное представление о лишениях в той войне  могут дать лишь они сами - живые участницы этих событий. Моя бабушка живой пример этому.  

Поэтому я и решил исследовать, как вошла в мою семью эта беспощадная война, какие тяготы и лишения достались на долю бабушки. Это история моей бабушки значит, и моя история. От неё я узнал про события военных лет и  хочу довести до моих сверстников доблестную историю жизни бабушки, которая служила в рядах Красной Армии, принимала самое непосредственное и деятельное участие в изгнании врага с советской земли и в полном их разгроме.

          Я повторяю, что актуальность моего исследования обусловлена тем, что в исторических публикациях, посвященных Великой Отечественной войне, традиционным сюжетом всегда являлся массовый патриотизм и трудовой вклад мужчин, при этом недостаточно отводилось места изучению вклада женской части населения Советского Союза в обеспечение стабильности тыла и помощи фронту. В отечественной историографии до сих пор эта проблема слабо изучена.  Патриотизм и героизм женщин,  их выносливость, великое терпение, осознанная жертвенность, исходящая из их душ, переданная в их воспоминаниях, - вот что составило основу моего исследовательского материала. Я буду очень рад, если моя краеведческая работа внесет свой вклад в эту многогранную тему. 

Мы с классом посетили районный краеведческий музей. Во время беседы с заведующей Бураевского краеведческого музея я обратил внимание на фотографию 1937года.

На фото 30 учащихся в красных пионерских галстуках сидят вокруг вожатого Вафы Ахмадиева. И на ней я увидел свою бабушку- Юсупову(Сагитову) Сагдию Сагитовну. Такой фотографии у нас в семейном архиве нет. До выпускного  в классе было 40 человек. Когда началась Великая Отечественная война, каждый из них по-разному принял в ней участие. Как мне рассказала заведующая музеем Алия Закиевна  Хайруллина, 12 юношей были призваны на фронт. Шестеро из них погибли, остальным шестерым удалось вернуться живыми. Шесть девушек участвовали на Сталинградском фронте в войсках воздушного наблюдения, оповещения и  связи (ВНОС). Остальные девушки  трудились в тылу. Меня особо взволновала судьба девушек. В тот момент я осознал, что непременно должен рассказать о судьбе бабушки своим одноклассникам. Меня охватило чувство гордости, что  моя бабушка освобождала нашу отчизну от фашистской нечисти.

  Также мне стало любопытно, есть ли еще в живых те, кто воевал, трудился в тылу, кто сейчас смотрит на меня с фотографии подростком почти моего возраста? Какие лишения выпали на их долю? А кроме них кого еще я смогу найти?» Вот на  все эти вопросы я захотел ответить и начал делать шаги к своей цели.

Оттолкнувшись от истории этой фотографии, вдохновлённый находкой в краеведческом музее, я пришел в районную библиотеку. Какие краеведческие материалы мне могут помочь, что уже изучено, описано?  Я перелистал подшивки  районной газеты «Алга». Частично там имелись материалы о моих героях. Среди нескольких книг республиканского издания о Великой Отечественной войне не нашлось ни одной, пусть совсем тоненькой  книжки ни о женщинах- фронтовичках, ни о труженицах тыла. Отдельные главы общего содержания найти удалось. О моих землячках - почти ничего. Как можно было равнодушно смотреть на это? Теперь уже я поставил себе задачу: обязательно встретиться с живыми героями и собрать их воспоминания об ушедших. Посчитал,  что нужно записать на диктофон голоса живых героев. Война оставила неизгладимые впечатления в их сердцах. Каждое интервью-это живое, пронзительное свидетельство реальных очевидцев тех страшных событий. Каждое слово бесценно своей достоверностью и объективностью. Ведь их осталось совсем немного. Пройдет время, и мы будем узнавать о них лишь по книгам, по рукописям. И не у кого будет спросить: «А как это было?» Первым делом я записал на диктофон  повествование моей бабушки, рассказы родственников – младших сестёр ветеранов, которых уже нет в живых.

          Я старался построить свои действия так, чтобы добиться как можно большего успеха в раскрытии темы, многосторонне  осветить её. Я выработал для себя определенный алгоритм и строго его придерживался. Старался применить разные методы работы: интервью  со своими героинями,  поиск и изучение материалов, их анализ, сбор необходимых документов,  перевод текста на русский язык, оформление письменного текста на основе устного рассказа, перенос аудиозаписи на язык  компьютера, создание электронного варианта в формате CD диска.  

                                                      Глава1

Великая Отечественная война.

                Великая  Отечественная война( 1941-1945г.г.) – война между СССР, Германией и её союзниками в рамках Второй  Мировой  войны на территории  СССР  и Германии. Германия напала на СССР 22 июня 1941 года с расчётом   на короткую военную компанию, однако, война затянулась на несколько лет и окончилась  полным поражением  Германии. Великая  Отечественная  война стала завершающим  этапом Второй Мировой.

Нападение  было стремительным, однако не принесло желаемых результатов – советская армия оказала более сильное сопротивление, чем предполагали немцы, и война затянулась на долгие годы.

 Основные битвы  Великой Отечественной войны:

-  Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 – 27 января 1944);

-   Битва за Москву ( 30 сентября 1941 – 20 апреля 1942);

-   Курская  битва ( 5 июля – 23 августа 1943);

-   Сталинградская битва ( 17 июля 1942 – 2 февраля 1943);

-   Битва за Кавказ ( 25 июля 1945 – 9 октября 1943);

-   Белорусская операция ( 23 июня – 29 августа 1944);

-   Битва за Правобережную Украину ( 24 декабря 1943 – 17 апреля 1944);

-   Будапештская операция ( 29 октября  1944 – 13 февраля 1945);

-   Прибалтийская операция ( 14 сентября – 24 ноября 1944);

-   Висло- Одерская операция (12 января – 3 февраля 1945);

-   Восточно –Прусская  операция (13 января – 25 апреля 1945);

-   Берлинская операция (16 апреля- 8 мая 1945). 

          Каждая битва, каждое сражение давалось советскому народу  потом и кровью. Моя бабушка была  свидетельницей  событий под Сталинградом. Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости советского народа, необычайного героизма. Со Сталинградом связана решающая битва, определившая перелом в ходе Второй Мировой войны.

Несмотря на то, что основная цель Великой Отечественной войны была оборонительная, в итоге советские войска перешли в наступление и не только освободили свои территории, но и  уничтожили немецкую армию, взяли  Берлин и остановили победоносное шествие Гитлера по Европе. Великая Отечественная война стала последним этапом  Второй Мировой войны.

         К сожалению, несмотря на победу, для СССР эта война оказалась разорительной – экономика страны после войны находилась в глубоком кризисе,  так как промышленность работала на военную отрасль исключительно, а большая часть населения была убита, оставшиеся голодали.

Тем не менее, для СССР победа в этой войне означала, что теперь Союз становился мировой  сверхдержавой, которая вправе диктовать  свои условия на политической арене.    

  « НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ,

                                  ГДЕ Б  НЕ ПАМЯТЕН   БЫЛ  СВОЙ  ГЕРОЙ

                                                            Война ещё исчезнуть не готова.

                                                            Те годы – миллионы личных драм.

                                                            А потому, давайте вспомним   снова

                                                            Всех тех, кто подарил  Победу  нам.

                                                                                                 Пётр  Давыдов.  

                                                            Глава 2

                                 Жизненный  и боевой путь ветерана

Великой  Отечественной войны

Юсуповой ( Сагитовой)  Сагдии  Сагитовны.

                     

Моя бабушка- Сагдия Сагитова. Она – единственная из тех девушек с фотографии в музее, кто остался в живых. А ведь ехали на войну шестеро:  Сагдия Сагитова (Юсупова), Сагира Давлетбаева (Аслямова), Наиля Юсупова, Накия Галлямова, Дания Шабанова, Марзия Миннегалиева.  В составе первого эшелона  в числе 3747 башкирских девушек, призванных из Уфы на Сталинградский фронт, тринадцать  были из  Бураевского района. Они были отобраны из числа 150 девушек, добровольно изъявивших желание пойти на фронт.

Бабушка  родилась 1 сентября 1923 года в селе Бураево Бураевского района  БашАССР. В данное время  моей бабуле 91 год. В1931 году поступила учиться  в 1 класс  Бураевской СОШ,  которую  окончила в 1941 году. После окончании  школы  всех выпускников распределили по школам, так как  учителей мужчин отправили на фронт. Сначала она работала в деревне Калмыково, потом  в деревне Шабаево.

Из рассказа моей бабушки, непосредственной участницы  тех трагических событий:  

« 27 апреля 1942года  мы пешком отправились в Янаул.

Шли 2 дня. Вместе с одноклассницами были и  Хакима Камалова,  Расмия Галиева, Багия Князева,  Аниса Гареева,  Рахиля Усманова, Зоя Аллаярова, Альбина Ахтямова,  Хуршида Кудашева (сестренка известной башкирской певицы Фариды Кудашевой) и эвакуированные девушки Денесенко, Хейфиц, Шабад, Ольховская, Немеровская.  Их провожали секретарь райкома комсомола Сания Бикбова и представитель районного военного комиссариата. Переправившись через реку Танып на лодке, переночевали в деревне Кузбаево. Затопили баню, высушили вещи.  Воды было много, промокли сухари, взятые в дорогу.   Из Янаула через станцию Агрыз,  Челябинск,  а потом через Уфу 3747 девушек эшелоном направляются на  Сталинградский фронт. Уезжали в нарядных вагонах, украшенных цветами, гирляндами, пели песни. Никто из этих девчонок не представлял себе, что такое война. Но у всех было одно желание – защищать Родину. Ехали 15 дней, потому что дорога была перегружена эшелонами разного назначения.   Эшелон прибыл в Сталинград, красивый город, которому суждено было скоро превратиться в руины. Не знали мы, сколько тягот выпадет на нашу долю.   После обучения на станции Чернышевская Ростовской области в июле 1942 года наши  дороги расходятся. Нас определили служить в различные части: прожекторные, зенитные, батальоны воздушного наблюдения, оповещения и связи.    

  Я  попала в батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи.    Мы учили различать марки немецких самолетов, их устройство, форму фюзеляжа,  хвоста,  их звуки. «Мессершмитт-109», «Юнкерс- 88», «Хенкель-111», «Фоке-Вульф-198» гудели по-разному.  Самолеты трудно было отличить от  своих.  Например, «Мессершмитт-109» сбоку был похож  на наш «ДБ-3»(дальний бомбардировщик). Приближение транспорта часто приходилось слушать, приложив ухо к земле,  чтобы узнать,  воздушное  оно или наземное. Еле успевали передавать донесения,  количество самолетов было огромным.

Я попала в группу с Оренбургскими девушками. Сказали: выкопайте себе землянку, располагайтесь.  Группы оповещения должны были располагаться через каждые 10 километров,  почти от Астрахани до самого Сталинграда в шахматном порядке на опушках леса, на кургане, чтобы не заметили вражеские самолёты. Стоял июнь. Кругом степь,  жара. Очень сложно было с водой.

Жить в землянках нам не пришлось. Все 3 года жили на открытом воздухе, ночевать приходилось и  в стогах сена. Были дни, когда невозможно было снять ботинки и носки. Они прилипали к ногам. После войны приехала домой с опухшими ногами. Долго лежала в больнице. Одна из девушек была командиром. Сталинград бомбили сотни  вражеских самолетов, из которых  большинство не возвращались, ввиду наших доблестных воинов-зенитчиков. Казалось, что небо и земля соединились воедино. Стоял сплошной гул. Кухня снабжала один раз в несколько дней продуктами. Один раз надолго остались без пищи. Было такое сведение, что приближаются немецкие танки, мы должны были сообщить про них. Так  нам приходилось вести наблюдение   за врагом не только в воздухе, но и  на земле.  Через некоторое время получили приказ от командования усилить наблюдения, так как  оказались на переднем крае, а передовые части сзади от нас на 5 км. Однажды утром на горизонте виднелись чёрные предметы. Это оказались немецкие танки, которые  один за другим приближались прямо на наш пост. Их было пять штук. Когда первый танк приблизился до 1-2 км, разрешили уйти с поста на опушку леса, которая находилась за 500 метров. Ползли по-пластунски по бурьянам, поэтому немцы не смогли нас заметить. Танки подошли к нашему посту и начали его  разрушать, жечь. Кажется, они что-то искали на посту. Нам на встречу приехала машина и забрала нас. По мере передвижения передовой части передвигались и мы. Бои были настолько сильные, погибших возили на телегах и хоронили в общей яме внушительных размеров. После бомбежки в Сталинграде от шестиэтажных домов оставались лишь железные лестницы. Одна из таких лестниц служила нам местом для поста. Очень хочется увидеть снова эти места.  

На посту стоим по 4 часа. В постоянном напряжении слушаешь и сортируешь   доносящиеся звуки. Копаем котлованы три метра диаметром и глубиной в один метр. В глубине котлована хорошо различаются звуки наземной техники. Когда начали отступать наши части,   погибли три  наши девушки: Хуршида Кудашева, Багия Князева из Кудашево, Бронислава Немеровсая.  Взвод девушек попал в плен. Там были и наши бураевские девушки: Сагира, Нуржиян, Райса. После освобождения англичанами из плена  они  вернулись домой.

Мы постоянно перемещались с одного места на другое.

Шли долго. На ногах у нас тяжелые английские ботинки. Решили отдохнуть, да не тут-то было. Только я поставила вещмешок на землю, подошел всадник, сообщил, что в другой конец деревни, которую мы оставили, вступили немцы.

Пошли через грязь и по бездорожью, вышли на калмыцкие степи.  

Воды нет, засуха, куцая трава. Впереди показалось что-то голубое. Подошли, а это соленое озеро. Не доходя до Астрахани,  нас остановили. Наш пост там оставили для наблюдения и сообщения. Дней через 15 у нас закончилась пища. Мы выпросили одну овцу у пастухов, сами зарезали и сварили без соли – соли не было.

Немцы расстреливали целые посты девушек. Нам, к счастью, повезло.  Однажды видим: из - за  деревьев показалась  черная точка. А в степи деревьев нет, видно далеко,  километров на 15. Мы смотрим в бинокль. Точка приближается. Это был немецкий танк. Следом  появился еще один. Мы сообщили об этом своим,  и  нас забрали.  Если бы пришлось там остаться, погибли бы. Во время нашего наступления стали нападать немцы, которые отделились от главных сил. Ночи темные,  везде бурьяны, рядом ничего не видно.  Было очень страшно.

Постепенно на Сталинградском фронте произошел перелом. Скоро мы переправились в Ростов и там продолжили службу. В воздухе регулярно летали советские истребители ЯК-7,  ЯК-1,  МИГ-3,  ДБ-3,  штурмовики  ИЛ-2.  Мы очень радовались, слыша  рев моторов родных самолетов. Тоже изучили их, который разведчик, который истребитель. Вместе с нашими частями я дошла до  Запорожья.  Демобилизовали нас в августе 1945 года. О конце войны сообщили по телефону. Мы были около одной деревни.  Прибежали к нам около десяти женщин с палкой,  к которой была привязана красная тряпка.  

Оставшиеся в живых девушки по пути с войны встретились в Уфе и все вместе приехали в родное село.

У меня нет особых заслуг, но я горда тем, что внесла частицу пользы во имя освобождения Родины и выполнила долг перед Отечеством».

Моя отважная бабушка  награждена «Орденом Отечественной войны второй степени»,  «Медалью за оборону Кавказа»,  «Медалью за победу над Германией»,  «Медалью Маршала Жукова»,  восемью юбилейными медалями, грамотой за боевые успехи в противовоздушной обороне в дни ВОв.

После войны по указу ПВС  СССР от 23.06.1945 года была демобилизована. В 1946 году вышла замуж за Юсупова  Наиля Гилемзадиновича. Он воевал  на  3-ем Украинском фронте  в пехотных  войсках. Был демобилизован по ранению, получил  II  группу инвалидности. Бабушка и дедушка прожили  вместе 42 года, вырастили и воспитали   троих детей. После войны 10 лет проработала  в социальном обеспечении, остальное время до пенсии работала Госстрахе. С 1979  года находится на заслуженном отдыхе.    

Также мне удалось найти информацию и о других девушках, воевавших и работавших в тылу в то непростое  для всей страны время.

Сагира  Давлетбаева -  бабушкина одноклассница, подруга. Их вместе с  бабушкой призвали  на фронт. Её  уже  нет в живых. Бабушка рассказала её судьбу. Остальные сведения я дополнил воспоминаниями, опубликованными в районной газете « Алга». В плен девушка попала, когда немцы летом 1942 года перешли реку Дон. Побывала в двух концлагерях, пыталась бежать. В 1945 году была освобождена англичанами.

Амина Акбаровна  Насибуллина ещё одна  живая участница тех лет. С

ней мне посчастливилось  беседовать лично. Она защитница Сталинграда. Из её рассказа я узнал, что она была бортрадисткой  на борту самолёта ЯК. Ей скоро исполнится девяносто лет. Её заветная мечта -  побывать в Волгограде и увидеть город семьдесят лет спустя.

Ещё я встречался с родственниками Камалтдиновой  Анисы и Миннегалиевой Марзии. Узнал очень много о жизни людей в тылу.

                                                   Заключение

                                                          Огнём   негасимым  солдатская  слава

                                                          Пылает над миром, бессмертна  в  веках,

                                                          Твоей победой гордится держава,

                                                          Твой образ нетленен  в  народных  сердцах

         Прошло почти 70 лет с той весны, когда советский народ, все прогрессивное человечество отпраздновало победу над фашизмом. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне явилась свидетельством несокрушимого единства всего советского народа,  фронта и тыла, могущества Советского государства.

Россия с благодарностью вспоминает доблестных воинов  Вооруженных Сил СССР,  отважных партизан,  тружеников тыла,  чьи героические усилия обеспечили успешное решение великой задачи защиты свободы и независимости нашей Родины. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне избавила многие народы Европы и Азии от ига фашистских захватчиков.  Эта победа ковалась и на фронтах и в тылу, и неоценимый вклад в неё внесли женщины нашей родины.

Я на примере своей бабушки хочу донести молодому поколению, что мы должны помнить о них, завоевавших счастье и свободу для нас,  нынешнего поколения. Мы должны стать такими же патриотами,  как и они.        

Пусть о них знают как можно больше людей.  Ведь война оставила свой след в каждой семье – это и погибшие, это и пропавшие без вести. Я хочу, чтобы  каждый  участник войны был известен.  Я многое понял, исследуя проблему. На войне каждый - герой. О них нужно знать, нужно знать, что такое горе матерей, чтоб никто не   слышал больше  слово «война».

Образ женщины - бойца с винтовкой в руках, у штурвала самолета, образ санитарки, медсестры или врача с погонами на плечах всегда должен   храниться в нашей  памяти как светлый пример самоотверженности и патриотизма.

На примере своей бабушки я хочу поблагодарить всех  женщин - участниц Великой Отечественной войны  и тружениц тыла. Спасибо вам за нашу мирную,  безоблачную жизнь!  Пусть всегда будет мир на земле! Я  считаю, что задача нашего поколения – сохранить в себе силу духа и любовь к Родине,  которая питала сердца  наших дедов  и бабушек,  и не допустить повторения тех страшных событий,  не дать поднять голову сторонникам войн,  забывших уроки истории.

Летом 2012 года праздновали 200-летний юбилей  победы в Отечественной войне 1812 года.  История ведет поиск следов героев этой монолитной войны, не имеющей себе равных  до нее. Великая Отечественная война – следующая грандиозная битва, но уже XX века. Я  очень надеюсь, что мое маленькое исследование поможет моим потомкам  изучать историю своей страны через героев, разгромивших фашизм.

Хочу закончить свою исследовательскую работу строками из стихотворения:

                                                К мерцающим звёздам ведя корабли, —
                                               о погибших помните!
                                               Встречайте трепетную весну,
                                              люди Земли!
                                              Убейте войну,
                                              прокляните войну,
                                              люди Земли!

                                                                                        (Р. Рождественский)     

                             Список использованной литературы:

  1. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. Составители: Т.Х. Ахмадиев, Г.Д.Иргалин, Н.П.Каменев, Г.Р.Мухаметдинов. Уфа. Издательство «Китап». 1995
  2. «Великая отечественная война: вопросы и ответы». М.: Политиздат, 1984
  3. Говорят герои великой победы. Диалог поколений. Сборник интервью и воспоминаний участников Великой Отечественной войны. М.:ЗАО «СВР-Медиа», 2010.-288с.
  4. Еремин В.Г., Исаков П.Ф. Молодежь в годы Великой               Отечественной войны. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1984.
  5. «История Великой Отечественной войны в Советском Союзе.                                                     1941-1945 гг.» в 6 т. М., 1960-1965 гг.  
  6. Козлов М.М.. Великая Отечественная война 1941-1945:                                Энциклопедия - М.: Сов. энциклопедия, 1985.

7.     Летопись Великой Отечественной 1941-1945, краткий    справочник. Москва «Молодая гвардия», 1985

8.     Районная общественно-политическая газета «Алга»

а) 1995г. 25 марта №35 (7263)

б) 2004г. 15 июля

в) 1994г. 27января

г) 1994г. 22декабря №147 (7525)

9.  Синенко С.Г. Глубокий тыл. Башкирия в годы Великой                   Отечественной войны. Художественно-документальное  повествование. Уфа, Государственное республиканское   издательство «Башкортостан»; 2005.-224с.

10.    Шмелева А.Ф. «Советские женщины в Великой Отечественной войне» (М., 1947)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...