Урок логического мышления. Полисы Древней Греции. Афины
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Чудакова Анна Ярославовна

 Територия Афинского полиса.Аттика.

Занятость населения:разведение оливок и винограда.

Законы Драконта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polisy_drevney_gretsii.afiny_.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок логического мышления

Тема: Полисы Древней Греции. Афины

  1. Микромодуль интригующего образа

Учитель: Ребята, что считается символом мира?

Дети: «Голубь»

Он символизирует мир во всем мире. А как вы считаете, что могло быть символом мира у древних греков?

Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить, что же могло означать мир.

  1. Микромодуль мышления на основе воспоминания
  2. А) Фронтальный опрос-мини-тест:

1. Больших и полноводных __________в Греции нет.

2. Самый большой остров-это___________

                    Крит                                    Самос

3. Что ели древние греки?

      4. Перечислите великих людей Греции.

5. Микены, Пилос,  Афины- это города Греции.

              верно                                    неверно

6. Соотнесите:

                     Афины                               царь Минос

                     Крит                                   царь Эгей

7. Гора, на которой жили греческие боги.

Б) Индивидуальное задание:

Из списка имен Зевс, Аид, Посейдон, Геракл, Деметра, Персефона выберите те, кто относится - к богам, а кто- к героям.

В) Творческая лаборатория:

 собрать картинку, и определить ее название

3. Новый материал.

Логические части:

1.Территория Афинского полиса.

Ребята, назовите вашу любимую оценку!

Дети называют «5»

Сейчас я вам приведу пять составляющих очень важного древнегреческого понятия (на доске появляется 5 листочков с буквами, но буквы будут открываться по одной)

По ходу моего рассказа вы должны будете все записать  в таблице.

Аттика- это область на Юго-востоке Средней Греции.

реки

горы

почвы

ремесло

чего не хватало

Историческое: спустя два века после разрушения Микен греки научились обрабатывать железо. Развились кузнечное дело, кораблестроение и др. ремесла

В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства- полисы.

П-город

О-хлебные поля

Л – пастбища

И-олвковые поля, виноградники

С-поселения землевладельцев, усадьбы богачей

(на доску крепятся буквы)

В Средней Греции находилась область АТТИКА. Ее главным городом были АФИНЫ. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

( во время рассказа дети заполняют таблицы)

реки

горы

почвы

ремесло

Чего не хватало

нет полноводных рек

большая часть покрыта горами

каменистые

много мастерских лавок

хлеба

Учитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать свои таблицы

2.Разведение оливок и винограда

Актуальное: Ребята, что ваши мамы добавляют в салат для придания ему нежности?- ответ  «масло».

Историческое:

«В Аттике природные условия позволяли выращивать оливки и виноград. Но, это требовало много труда. ( По ходу рассказа дети рисуют  оливковое дерево)

Оливки росли на вечнозеленых деревьях с искривленными стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками, трясти ветви не следовало, упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками и тут же собирали.

Оливки ели соленые и вымоченные в уксусе. Из них выдавливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употребляли для освещения.

В Аттике на склонах холмов выращивали виноград. С его сока делали вино. Греки пили вино, разбавляя водой. Пьянство резко осуждалось.

Учитель: Ребята, покажите ваши оливковые деревья.

Интересное:

Чтобы осветить жилое помещение, оливковое масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, тогда тело становилось скользким, и труднее доставалась победа.

3.Знать и демос в Афинском полисе.

Архонты

Ареопаг

Демос

Законы Драконта

По ходу рассказа на доске появляются части дерева, которые обозначат систему власти в Афинах

  1. Историческое:
  2. В 7 веке до нашей эры власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ- демос- в управлении не принимал участия.
  3. Ареопаг- совет знати, судивший демос
  4. Архонт- правители, выбираемые из совета знати, 9 человек
  5. Ареопаг и архонты судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни. В 7 в. до н.э. Архонту Драконту поручили пересмотреть и записать законы.
  6. ЗАКОНЫ ДРАКОНТА.

Лучшими землями владели знатные люди, простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки земли на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжелым трудом. В неурожайные годы приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Со временем долговых камней стало так много, что земледелец уже не мог отдать долг. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

С развитием хозяйства и торговли в Аттике, в городе Афины нельзя было допускать самоуправство. Расправы и ссоры мешали спокойно торговать в городе. Самоуправство было запрещено  Недовольные и обиженные были обязаны жаловаться в суд. Были установлены подробные и точные правила. Устанавливались наказания и штрафы.
Впервые в Законах Драконта было точно определено, как наказывать за убийство со злым умыслом и за убийство без намерения. Эти законы были выставлены на видном месте на главной площади в виде записей  на деревянных, каменных и медных досках. Всякий мог их теперь прочитать и требовать к себе справедливого суда

Интересное: человек становившийся должником, мог потерять не только весь урожай, но у него могли забрать жену, детей, а его сделать рабом.

    Рабство-должничество

  1. Действенное закрепление.

Вопросы от ареопага и демоса, написание на отдельных листах. Правильный ответ- «белый камень», неправильный – «Черный камень»

Ареопаг:

Что такое полис?

Что входило в состав полиса?

Как называлась область в Средней Греции?

Главный город Аттики?

Ареопаг-это…..

Демос:

Из слов река, горы, почвы, ремесло составьте рассказ.

Чем занимались жители Аттики?

Что делали с оливок?

Архонт – это…

Что такое долговой камень?

5.Раскрытие интриги.

Символом мира в Древней Греции являлась оливковая ветвь

Домашнее задание §29, выучить термины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обобщение по теме Древняя Греция 5 класс

Представляется урок с тестами, презентацией, видеофрагментом...

Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс

Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок обобщения по теме "Древняя Греция"

Материал может быть использован для проведения урока закрепления знаний и обобщения материала по теме "Древняя Греция" в 5 классе. Предполагается разбивка класса на команды. Можно провести конкурс меж...

Урок логического мышления на Тему "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

Урок логическогомышления,разработан на основе методики В.В.Шогана....

Разработка урока. Урок-игра "Путешествие по Древней Греции"

Урок-игра "Путеществие по Древней Греции"...