Города Греции подчиняются Македонии. История 5 класс.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Сухорукова Любовь Владимировна

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  В.И. Уколовой и Л.Н.Маринович "История Древнего мира", 5 класс. Разработка урока состоит из технологической карты и презентационного сопровождения. Перед учениками ставится цель осмысления причин ослабления греческих полисов и утраты ими самостоятельности. Деятельность на уроке содержит элементы ТРКМ (приемы: мозговой штурм, эстафета, фишбоум). Для достижения планируемого результата организуется учебное сотрудничество разных уровней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории

Тема урока. Города Греции подчиняются Македонии

Урок № ______

Дата _________

Класс: 5

Учитель: Сухорукова Любовь Владимировна

Вид учебного занятия: теоретическое.

Тип занятия: открытие нового знания.

Тема: Города Греции подчиняются Македонии.

Цель урока: осмысление причин ослабления греческих полисов и утраты ими независимости.

Задачи:

Познавательная:

- узнать об изменениях, произошедших в Греции в период с V в. по  IVв. до н.э.;

     - уяснить причины  возвышения Македонии;

     - усвоить новые понятия, даты, ознакомиться с личностями Демосфена, Филиппа.

Развивающая:

- развитие навыков работы с текстом учебника, исторического источника, картами, иллюстрациями;

- развитие умений аргументировано доказывать свою точку зрения;

     - развитие  способностей аналитического и критического мышления учащихся.

Воспитательная:

- на примере деятельности Демосфена воспитывать гражданские качества,  чувство ответственности,

- воспитание уважения к личности.

- развитие коммуникативных умений.

Межпредметные связи: география.

Педагогические технологии: элементы ТРКМ.

Методическая цель:  организация учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа)  для   достижения  планируемых результатов.

Форма организация: фронтальная, индивидуальная, парная.

Используемые методы обучения: деятельностный метод.

Планируемые результаты:

Предметные – обучающиеся смогут объяснить причины роста могущества Македонии и рассказать о завоевании македонянами греческих городов.

Личностные – смогут дать оценку личностям Фемистокла и Филиппа.

Метапредметные – научатся моделировать ситуацию, рассуждая «что было бы, если …», смогут подготовить дополнительную информацию.

Время проведения урока: 45 минут

Обеспечение урока: 

1. Материально-техническая база:

  1. компьютер, проектор, экран;
  2. ЦОР;
  3. настенная карта.

2. Дидактическое обеспечение:

         1.  учебник «История Древнего мира», В.И.Уколова, Л.Н.Маринович. М.: Просвещение, 2013 г;

        2.  атлас «История Древнего мира. 5 класс». М.: Дрофа, 2012.;

        3.  листы  с заданием. 


Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа:  

настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

1 – 2 мин.

Учитель:

- приветствует,

- проверяет явку учащихся,

- напоминает о самоконтроле подготовки к уроку.

Самоконтроль подготовки к уроку учебных принадлежностей.

                               Личностные

                                     УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

5

мин.

III. Мотивация познавательной деятельности

3 мин.

Организация  повторения. Что мы знаем о Греции V в. до н.э.?

 Вопрос учителя. Могла ли Греция сохранить свое могущество и в последующий период после Перикла?

Организует деятельность, направленную на выявление целей и задач урока.

Учитель ставит проблемный вопрос.  Почему Греция, отра- зившая  в 5 в. до н.э. вторже- ние  Персидской державы, не смогла в 4 в. до н.э. проти- востоять  небольшой Македонии?  Используется прием «мозговой штурм».

Сообщают известные им факты: географическое положение  Греции, наиболее известные полисы (показывают на карте). Отмечают причины процветания Афин в V в. до н.э. (достижения в экономике, военном деле, культуре) и связывают это с именем Перикла. Отвечают поочередно в каждом ряду (прием «цепочка»).

Выясняют и делают вывод о том, что их знания являются неполными, недостаточными.

Дети высказывают свои предположения (соотношение военных сил, коварство врага, талант полководца и т.д.).

Личностные

УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний,
  • активное погружение в тему.

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соответствии с целевой установкой,
  • дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познаватель-

ные УУД

Осуществляемые действия

  • отвечают на вопросы учителя, 
  • выдвижение  предположений о теме урока и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения извлекать информацию и находить ответы на вопросы,
  • формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуни-

кативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействие с учителем во время опроса,
  • участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
  •  формирование умения работать в парах, в группах.

Практический этап (решение учебной задачи)

IV. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа:

  • зафиксировать  причину затруднения у учащихся
  • сформулировать и согласовать тему,  цели урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
  • организовать фиксацию преодоления затруднения

15 мин.

После ответов учеников учитель открывает слайд 1 - 3  с названием темы, перечнем целей и задач.

Рассказ учителя  о войнах между Спартой и Афинами и о росте могущества Македонии при Филиппе. Слайд 4. Карта Балканского полуострова с обозначением Греции и Македонии.

Слайд 5. Македонская фаланга.

Слайд 6. Изображение царя Филиппа и Демосфена.

Рассказ учителя об организации оратором Демосфеном противостояния завоевателям и о поражении греков  в битве при  Херонее.

Что означало для греков поражение в этом сражении? Индивидуальная работа по составлению схемы.

Организует работу с иллюстрациями. Слайд 7.

Слайд 8. Линия времени с датами событий по теме урока.

В ходе актуализации знаний формулируется тема урока и цель, определяются пути решения поставленной задачи. Делается запись темы  в тетрадь.

Поиск учениками внутренних и внешних причин поражения Греции. На линии времени наносится дата 431 г. до н.э. - начало Пелопоннесской войны Дети  анализируют состояние греческих полисов после Пелопоннесской войны, сравнивают войско греческое и македонское, дают характерис- тику личности царя Филиппа (работа с текстом учебника на с. 213-214, с картой – показывают расположение Македонии, с  рисунком фаланги http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2ef92b8-9bb3-4c12-8e7f-67b652523b19/60.jpg)

Записи в тетради: царь Филипп, на линии времени наносят дату начала его правления -  359 г. до н.э., указывают преимущества македонской фаланги.

Работа по карте,  личностная оценка деятельности Демосфена, запись на линии времени даты сражения при Херонее – 338 г. до н.э..

Ученики анализируют итоги

войны (индивидуально, затем осуществляют взаимоконтроль) в виде примерной схемы.

338 г. до н.э., Херонея

Потеря         Мир между полисами

свободы

                   

Всегреческий союз

      (во главе с Филиппом)

Пленные афиняне:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea19dd90-c4a6-4f00-82ef-63bda21f1e09/56.jpg

Царь Филипп;

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8318a351-de3f-4ae7-896d-37da7e6f0c80/57.jpg

Ученики акцентируют внимание на датах.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока,
  • осознание целей и задач обучения,
  • восприятие, осмысление темы, вопросов, подлежащих к усвоению, запоминание учебного материала.

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение,
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познаватель-

ные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить  сообщения в устной форме,
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов,
  • развитие умения строить простые рассуждения.

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Физкультминутка под мелодию танца «Сиртаки»

2 мин.

VI. Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

  • организовать усвоение учащимися нового материала

10 мин.

Учитель организует

коррекцию полученных  знаний.  На доске схема приема «фишбоум».

 Ученикам предлагается смоделировать ситуацию успеха для греков, используя клише «если бы …,  то ….». обратившись  к тексту учебника и за помощью соседа по парте.

Текст задания  на слайде 9. (Приложение 1).

Использование приема «фишбоум». Заполняя «рыбу» ученики акцентируют внимание на причинах потери Грецией своей независимости. Работа в парах.

Работа в парах и по эстафете (первая парта записывает свой вариант на обратной стороне листа с заданием  и передает его для заполнения следующей парте и так до конца ряда. Ученики с последней парты озвучивают результат работы). Ученики вставляют в первую часть  клише словосочетания типа: «греки вовремя задумались о внешней опасности», «некоторые греки не поступили предательски», «все греки вовремя сплотились» и т.д.

Личностные

УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению,
  • применение на практике и последующее повторение нового материала.

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции,
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
  • формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника,
  •  осуществлять взаимодействие «учитель - ученик», «ученик - ученик».

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексивно-оценочный этап

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель этапа: 

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

5 мин.

Учитель организует

- проверочную работу по изученной теме и проверку по эталону (слайд 10.); 

-объективную и коммен- тированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

- выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся.

Выполнение на оценку заданий. (Приложение 2). Обмен работами и проверка их по эталону.

Дети определяют все ли учебные задачи решены и какие затруднения испытывали на уроке.

Понравился ли урок.

 Самооценка работы на уроке.

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности,
  • обобщение и систематизация знаний,

- выражение  своих эмоции по поводу урока.

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся
  • тренировать способность применять новый алгоритм действий

1-2 мин.

 Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Параграф 43, документ на с. 216. Творческие задания по выбору: сравнить личности  Фемистокла и Демосфена; подготовить сообщение о личности Филиппа и его сына Александра.

Предметные

УУД

Осуществляемые действия:

  • творческая переработка изученной информации.

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности,
  • поиск и выделение информации,
  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Общее время урока:

45 мин.                                                                                             Резерв времени

1 мин.

Приложение 1

Задание на экране. Эстафета. Работа по рядам, чья команда справится быстрее.

Смоделировать ситуацию успеха для греков в их борьбе против македонян, используя клише «Если бы …, то ….». Работая в паре, вы на обратной стороне листа записываете одно свое предложение, лист загибаете так, чтобы скрыть свою запись, затем передаете лист по эстафете ученикам следующей за вами  парты. Ученики последней парты каждого ряда разворачивают лист и зачитывают все предложения.

Приложение 2.

Задание. Заполни пропуски (буквы и целые слова). Работа выполняется индивидуально на оценку и в ходе взаимопроверки  на основе эталона.

Самая большая война между греками в V в. до н.э. получила название  Пе _ _ _ _ н _ _ с _ _ _ _.  В ходе этой войны произошло ______________ Греции. Этим воспользовалось государство _________________, расположенное к  северо - _________ от Греции. Царем там в 359 г. до н.э. стал талантливый полководец ______________. Главную силу македонского войска составляла _________________, которую сравнивали со страшным железным зверем. Некоторые греки были подкуплены противником. Афинский оратор по имени   _ е _ _ _ _ _ _  сумел объединить враждующие полисы для борьбы с врагом. В _____  произошло сражение около городка Хе _ _ _ _ _, где победили  ___________. После этого был провозглашен мир между  полисами и создан _________________  союз во главе с Филиппом. Так __________   оказалась под властью  _____________.

Эталон на слайде.

Самая большая война между греками в V в. до н.э. получила название  Пелопоннесской.  В ходе этой войны произошло  ослабление  Греции. Этим воспользовалось государство Македония, расположенное к  северо – востоку от Греции. Царем там в 359 г. до н.э. стал талантливый полководец Филипп. Главную силу македонского войска составляла  фаланга, которую сравнивали со страшным железным зверем. Некоторые греки были подкуплены противником. Афинский оратор по имени   Демосфен сумел объединить враждующие полисы для борьбы с врагом. В 338  г. до н.э. произошло сражение около городка  Херонея, где победили  македоняне. После этого был провозглашен мир между  полисами и создан  Всегореческий  союз во главе с Филиппом. Так Греция   оказалась под властью  Македонии.

Норма оценки.

Из 13 слов написано верно 12-13 слов: оценка 5, написано верно 8-11 слов: оценка 4, написано верно 5-7 слов: оценка 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

Урок с презентацией разработан к учебнику "История Древнего мира"// авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая...

Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история

Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история...

Схема конспекта урока по истории 5 класс «Города Эллады подчиняются Македонии»

тема урока "Города Эллады подчиняются Македонии"Цель: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии"...

Методическая разработка урока - Сценарий "Греция подчиняется Македонии" 5 класс Всеобщая история. Древний мир.

Данный сценарий является действующим и фактически проведенным на уроке истории 5 класс Матвеевым А.Г....

Открытый урок истории на РМО 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

Открытый урок на РМО учителей истории и географии в рамках технологии внутриклассного оценивания...

Разработка урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии"

Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии" с применением заданий по функциональной грамотности...

Рабочий лист "История Древнего Мира" Города Эллады подчиняются Македонии

Рабочий лист "Города Эллады подчиняются Македонии" представляет собой исследование политических и исторических аспектов отношений между древнегреческими городами и Македонией в период античн...