Методическая разработка мероприятия «Он открыл историю России широкой публике…»: к 250-летию Н. М. Карамзина»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Чумакова Елена Леонидовна
Цель мероприятия: Мотивировать учащихся изучать историю России посредством трудов великих историков. Задачи: Воспитательная - воспитывать духовно-нравственные и патриотические качества личности. Образовательные: 1.Познакомить учащихся с жизненным путем Н.М. Карамзина и его «Историей государства Российского». 2.Учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, сравнивать данные разных источников, выявлять сходства и различия. 3.Соотносить единичные исторические факты и общие явления. 4.Определять и объяснять свое отношение к событиям, личностям в истории и их оценку. 5.Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Развивающие: 1.Развивать познавательные компетентности учащихся в процессе работы с историческими документами, Интернет-ресурсами; 2. Развивать коммуникативную культуру учащихся. 3. Развивать критическое мышление учащихся. Форма проведения мероприятия – групповая работа (4 группы по 5 человек), с использованием активных методов обучения, соответствует общим воспитательным задачам, обозначенным в основной образовательной программе среднего общего образования, возрастным особенностям учащихся(16-17 лет), уровню развития коллектива. Учитывалось мнение и самих учащихся в выборе формы проведения занятия. Использовались следующие образовательные технологии: кейс-метод, ИКТ-технологии, элементы технологии развития критического мышления, проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_n.m.karamzin.docx56.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия

 «Он открыл историю России широкой публике…»: к 250-летию  Н. М. Карамзина»

Цель мероприятия:

Мотивировать учащихся изучать историю России посредством трудов великих историков.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать духовно-нравственные и патриотические качества личности.

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся  с жизненным путем Н.М. Карамзина и его «Историей государства Российского».
  2. Учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, сравнивать данные разных источников, выявлять сходства и различия.
  3. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.
  4. Определять и объяснять свое отношение к событиям, личностям в истории и их оценку.
  5. Излагать суждения о причинах и следствиях  исторических событий.

Развивающие:

1.Развивать познавательные компетентности учащихся  в процессе работы с историческими документами, Интернет-ресурсами;

2.  Развивать  коммуникативную культуру учащихся.

Оборудование:

1.Проектор, экран, 5 ноутбуков, сеть Интернет

2. Потрет Н.М. Карамзина  

Участники - учащиеся 10 класса.

Подготовительная работа: подготовить и распечатать раздаточный материал для кейсов; провести консультации, дать ссылки сайтов с информацией для ознакомления учащихся с биографией  Н. М. Карамзина,   его произведением «История государства Российского».

Форма –  групповая работа  с использованием кейс-метода; 4 группы  по  5 человек

Эпиграф мероприятия на доске:

«Что Библия для христиан, то история для народа»  Н.М.Карамзин.

Ход мероприятия:

1этап  Вступительное слово ведущего ( слайд№1)

Николай Михайлович Карамзин Российский историк, писатель, поэт, журналист, почетный член Петербургской Академии Наук.  Со дня рождения Н.М. Карамзина прошло 250 лет, но именно сейчас он актуален как никогда.

Карамзин подарил русским людям Отечество в полном смысле этого слова. Многотомный труд Карамзина не был закончен, но, выйдя в свет в первой четверти XIX века, он полностью определил историческое самосознание нации на долгие годы вперёд.

Рассуждать о Николае Михайловиче Карамзине, его месте в русской истории и истории русской культуры можно бесконечно, но нас больше всего интересует один аспект его деятельности, собственно, и сделавший его знаменитым — труд всей его жизни — «История государства Российского» (слайд №2).

Наша задача сегодня познакомиться с Карамзиным и его «Историей государства Российского», которая оказала большое влияние на российское общество 19 века и продолжает интересовать наших современников (слайд №3).

Проблемный вопрос – Почему общественность заинтересовал именно труд Карамзина, ведь есть историки- Василий Никитич Татищев (1686–1750): после его смерти вышла „История российская с самых древних времен“, где рассказ о событиях останавливался на XVI веке.

-Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790), выпустивший 15 частей „Истории российской от древнейших времен“, которые оканчивались на 1610 годе.

2этап  Организационный момент

Учитель: «Ребята, мы организуем знакомство с Карамзиным и его «Историей» посредством групповой работы. Каждая группа получит кейс с информационными материалами:  о жизни Н.М. Карамзина, об истории создания «Истории государства Российского», историческом значении этого труда, оценками «Истории» современников Карамзина и современными историками.

 В течение 15 мин вы ознакомитесь с материалами, вопросами, поставленными вашей группе,  подготовите короткое выступление по теме».

Учитель раздает конверты с информационными материалами группам.

3 этап    Изучение нового материала

Учащиеся работают с информационными материалами, распределяют задания между членами группы,   используют раздаточные материалы кейса и Интернет-ресурсы: Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия , Руниверс: Россия в подлиннике, «Библиотекарь.ru», Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Исторические источники на русском языке в Интернете», .  

Через 15 мин педагог организует дискуссию, выводит вопросы, поставленные группам на экран.

Группа 1 . Биография Карамзина. Детство.  Историческая эпоха. Окружение. Взгляд Карамзина на обустройство России.

 Вопросы (слайд № 4)

Группа 2. История создания «История государства Российского», цели и особенности.

Вопросы (слайд №5)

Группа 3 . Оценка современниками «Истории государства Российского». Оценка «Истории государства Российского» современными историками.

Вопросы (слайд №6)

Группа 4 . Значение  "Истории государства Российского»

Вопросы (слайд №7)

4 этап Подведение итогов. Рефлексия (слайд №8)

Учитель: «Ребята, какая задача пред нами стояла? Как вы считаете, мы в течение урока ее решили? Что нового вы узнали о Н. М. Карамзине? Проблемный  вопрос, поставленный в начале урока, разрешен?  Поднимите руки, пожалуйста, те, кто зайдет на страницу Интернет-портала «Библиотекарь.ru», чтобы прочитать (пролистать и прочитать отрывки) онлайн 12-томную «Историю государства Российского» Николая Михайловича Карамзина?»

Заключительное слово учителя

Николай Карамзин – один из тех мыслителей, чьими усилиями формировалась российская нация. "История государства Российского" не ограничивается только лишь вкладом в становление исторической науки. Ни одна нация не может существовать без общих представлений о своем прошлом, о том, что мы пережили и что нас объединяет, без знания о своих истоках и героях былых времен. Творчество Николая Карамзина – это наше наследие, которое обязан знать каждый человек, считающий себя гражданином России. Спасибо всем за работу.

Источники информации:

1.Руниверс: Россия в подлиннике.

2.http://www.hist.msu.ru/Исторические источники по истории России XVIII - начала XX в.

на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ  им. М.Ломоносова)

3. Н.М.Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm

4. Сайт Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области http://ulmincult.ru/projects/86/karamzin/

5. http://bibliotekar.ru/karamzin/index.htm « История государства российского» 12 томов онлайн (интернет-портал «Библиотекарь.ru»)

6. http://dic.academic.ru/

7. http://e-libra.ru/read/217793-poslednij-letopisec.html Н. Я. Эйдельман «Последний летописец»,  электронная версия

Приложение

(информационные материалы к мероприятию)

Кейс 1 . Биография Карамзина. Детство.  Историческая эпоха. Окружение. Взгляд Карамзина на обустройство России.

1.Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Николай Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года, в Симбирской губернии. Скончался 22 мая (3 июня) 1826, Петербург, Таврический дворец. 

Детство, учение, окружение

Коля Карамзин родился в семье помещика среднего достатка Симбирской губернии М. Е. Карамзина. Рано потерял мать. С самого раннего детства начал читать книги из библиотеки своей матери, французские романы, «Римскую историю» Ш. Роллена, сочинения Ф. Эмина и др. Получив первоначальное образование дома, учился в дворянском пансионе в Симбирске, затем — в одном из лучших частных пансионов профессора Московского университета И. М. Шадена, где в 1779-1880 изучал языки; слушал также лекции в Московском университете.

В 1781 Николай Карамзин начал службу в Преображенском полку в Петербурге.  Это — время не только напряженных интеллектуальных занятий, но и удовольствий светской жизни. После смерти отца Карамзин вышел в отставку в 1784 поручиком и более никогда не служил, что воспринималось в тогдашнем обществе как вызов. После недолгого пребывания в Симбирске, Карамзин переехал в Москву и был введен в круг Н. И. Новикова, поселился в доме, принадлежавшем новиковскому Дружескому ученому обществу (1785).

1785-1789 — годы общения Карамзина с Новиковым, в это же время он также сблизился с семьей Плещеевых, а с Н. И. Плещеевой его долгие годы связывала нежная платоническая дружба. Карамзин издает свои первые переводы и оригинальные сочинения, в которых отчетливо виден интерес к европейской и русской истории.

Николай Карамзин — автор и один из издателей первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789), основанного Новиковым. Чувство благодарности и глубокого уважения к Новикову Карамзин сохранит на всю жизнь, выступая в последующие годы в его защиту.

2.Европейское путешествие, литературная и издательская деятельность.

Николай Карамзин отправился в путешествие в Европу,  в которой он провел более года (1789-90), посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию, где он встречался и беседовал (кроме влиятельных масонов) с европейскими «властителями умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне, И. К. Лафатером, Ж. Ф. Мармонтелем и др., посещал музеи, театры, светские салоны. В Париже он слушал в Национальном собрании О. Г. Мирабо, М. Робеспьера и др., видел многих выдающихся политических деятелей и со многими был знаком. Видимо, революционный Париж показал Карамзину, насколько сильно на человека может воздействовать слово: печатное, когда парижане с живейшим интересом читали памфлеты и листовки, газеты; устное, когда выступали революционные ораторы и возникала полемика (опыт, которого нельзя было приобрести в России).

Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения (возможно, идя по стопам Жан Жака Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом.

«Московский журнал» и «Вестник Европы»

Вернувшись в Москву, Николай Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.

Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его подданных.

Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник Европы», издававшегося Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда, а читателям журнала предлагались отдельные его сюжеты, что позволяло изучать читательское восприятие, совершенствовать приемы и методы исследования, которые затем будут использованы в «Истории государства Российского».

Исторические труды

В 1801 Николай Карамзин женился на Е. И. Протасовой, умершей через год. Вторым браком Карамзин был женат на сводной сестре Петра Андреевича Вяземского (отца Павла  Вяземского), Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил счастливо до конца дней, найдя в ней не только преданную жену и заботливую мать, но и друга и помощника в исторических занятиях.

В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского», оказавшей значительное влияние на русскую историческую науку и литературу, позволяющей видеть в ней одно из заметных культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и 20. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и отечественных авторов.

При жизни Николая Карамзина «История» успела выйти двумя изданиями. Три тысячи экземпляров первых 8 томов первого издания были раскуплены меньше чем за месяц — «пример единственный в нашей земле», по словам Пушкина. После 1818 Карамзин опубликовал 9-11 тома, последний, 12 том вышел уже после смерти историографа. «История» несколько раз издавалась в 19 в., а в конце 1980—1990-х годов вышло более десяти современных изданий.

3.Взгляд Карамзина на обустройство России

В 1811 по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Карамзин написал записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свои представления об идеальном устройстве Российского государства и подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших предшественников: ПавлаЕкатерину II и Петра I.  В XIX в. эта записка не была ни разу опубликована полностью и расходилось в рукописных списках. В советское время она воспринималась как реакция крайне консервативного дворянства на реформы М.М.Сперанского, однако при первой полной публикации записки в 1988 Ю.М.Лотман вскрыл ее более глубокое содержание. Карамзин в этом документе выступил с критикой неподготовленных реформ бюрократического характера, проводимых сверху. Записка остается в творчестве Карамзина самым полным выражением его политических взглядов.

Карамзин тяжело пережил кончину Александра I и особенно восстание декабристов, которому был свидетелем. Это отняло последние жизненные силы, и медленно угасавший историограф скончался в мае 1826.

Николай Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор. ( Сайт Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области http://ulmincult.ru/projects/86/karamzin/482.html)

4.Н.М.Карамзин.Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm

Сие искусство избирать людей и обходиться с ними есть первое для государя российского; без сего искусства тщетно будете искать народного  блага в новых органических уставах!..  Не спрашивайте: как писаны законы  в  государстве?  сколько  министров?  есть  ли Верховный   Совет?   Но   спрашивайте:   каковы   судьи?   каковы

властители?..  фразы  —  для  газет,   только   правила   —   для государства.

     В дополнение  сказанного нами,  прибавим некоторые особенные замечания.

     Самодержавие есть палладиум России;  целость его  необходима для ее счастья;  из сего не следует, чтобы государь, единственный источник  власти,  имел  причины  унижать  дворянство,  столь  же древнее,  как и Россия. Оно было всегда не что иное, как братство знаменитых слуг великокняжеских или царских.  Худо,  ежели  слуги овладеют  слабым  господином,  но  благоразумный господин уважает отборных слуг своих и красится их честью.  Права благородных суть не  отдел  монаршей  власти,  но ее главное,  необходимое орудие, двигающее состав государственный.  Дворянство есть наследственное; порядок требует, чтобы некоторые люди воспитывались для отправления некоторых должностей и чтобы монарх знал, где ему искать деятельных слуг отечественной пользы.

  Народ   работает,   купцы   торгуют,   дворяне  служат, награждаемые отличиями и выгодами,  уважением и достатком. Личные подвижные   чины   не   могут   заменить   дворянства   родового,  постоянного,  и,   хотя   необходимы   для   означения   степеней

государственной  службы,  однако  ж  в  благополучной монархии не должны ослаблять коренных прав его,  не должны иметь выгод оного. Надлежало бы не дворянству быть по чинам, но чинам по дворянству, т.е.  для приобретения некоторых чинов  надлежало  бы  необходимо требовать  благородства,  чего  у нас со времен Петра Великого не соблюдается: офицер уже есть дворянин. Не должно для превосходных дарований,  возможных  во  всяком  состоянии,  заграждать  пути к высшим степеням,  — но пусть государь дает дворянство прежде чина и с некоторыми торжественными обрядами,  вообще редко и с выбором строгим.  Польза  ощутительна:  1)  Если  часто  будете  выводить простолюдинов в министры, в вельможи, в генералы, то с знатностью

приведется давать им и богатство,  необходимое для ее  сияния,  —казна истощается...  Напротив того,  дворяне, имея наследственный достаток,  могут и в высших чинах обойтись без казенных  денежных пособий. 2) Оскорбляете дворянство, представляя ему людей низкого происхождения на ступенях трона,  где мы издревле  обыкли  видеть бояр   сановитых.   Ни   слова,   буде   сии   люди  ознаменованы способностями  редкими,  выспренними;   но   буде   они   весьма обыкновенны,  то  лучше,  если  бы  сии  высшие  места занимались дворянами.  3) Природа дает ум и сердце,  но воспитание  образует их.  Дворянин,  облагодетельствованный судьбою, навыкает от самой колыбели уважать себя,  любить Отечество  и  государя  за  выгоды своего  рождения,  пленяться  знатностью — уделом его предков,  и наградою  личных  будущих  заслуг  его.  Сей   образ   мыслей   и

чувствований дает ему то благородство духа,  которое,  сверх иных намерений,  было целью при учреждении наследственного дворянства,

     Как дворянство, так и духовенство бывает полезно государству по   мере   общего   к   ним  народного  уважения.  Не  предлагаю восстановить Патриаршество,  но  желаю,  чтоб  Синод  имел  более важности  в  составе  его  и  в действиях;  чтобы в нем заседали,

например,  одни архиепископы;  чтоб он,  в случае новых  коренных государственных  постановлений,  сходился  вместе  с  Сенатом для выслушания,  для принятия оных в свое  хранилище  законов  и  для обнародования,   разумеется,   без   всякого  противоречия.  

Не довольно  дать России хороших губернаторов — надобно дать и хороших священников;   без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе.

     Дворянство и  духовенство,  Сенат  и  Синод  как   хранилище законов,   над   всеми  —  государь,  единственный  законодатель, единовластный  источник   властей.   Вот   основание   российской монархии,  которое может быть утверждено, или ослаблено правилами царствующих.

Задания:

  1.  Какие обстоятельства его жизни, встречи  повлияли  на формирование мировоззрения Н.М.  Карамзина?
  2. Как Н.М. Карамзин оценивал обустройство России? 
  3. Какой он видел идеальную российскую монархию?
  4.  Как оценивал роль дворянства и духовенства  в России?

Кейс 2.  История создания «История государства Российского», цели и особенности.

«История государства Российского», над которой Карамзин работал свыше двух десятилетий (1804—1826), вошла в русскую культуру и как выдающееся историческое исследование, содержащее ценнейшие сведения о прошлом Русской земли, и как замечательное художественное произведение. Чрезвычайная занимательность, живость повествования, яркость картин, рельефность образов в сочетании с обстоятельностью изложения и смелостью выводов и обобщений сделали «Историю» Карамзина настольной книгой современников и сохраняющим свое значение для потомков литературным памятником.

К замыслу создания крупного исторического полотна Карамзин был подведён всем развитием своего творчества, ходом размышлений о судьбах Отечества. Развитие русской нации, её культуры ставило перед общественной мыслью такие проблемы, как национальное самосознание, человеческая личность в национальном коллективе и в мире, нация народ в человечестве, место и роль России, в Европе, в современном мире и в истории. Все эти факты привели Карамзина к созданию своего легендарного «труда».

2. Появлялась возможность осуществить мечту, высказанную в Париже 1790 года, в "Письмах русского путешественника": "Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей Российской истории, т. е. писанной с философским умом, с критикою, с благородным красноречием. Тацит, Юм, Робертсон, Гиббон - вот образцы! Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна: не думаю, нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона и проч. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужестранцев… У нас был свой Карл Великий - Владимир; свой Людовик XI - царь Иоанн; свой Кромвель - Годунов; и еще такой государь, которому нигде не было подобных - Петр Великий".    Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника. Л., Наука, 1984. (Литературные памятники).

3.  Особенности.

 История государства Российского крупнейшее для своего времени достижение русской и мировой исторической науки, первое монографическое описание русской истории с древнейших времен по начало XV в опирающееся на огромный круг исторических источников. Фундаментальный труд Карамзина вызвал бурные дискуссии. Утрачивая с годами в значительной степени собственно научное значение, История государства Российского Карамзина и сегодня сохраняет свою общекультурную и историографическую ценность.

С нее начиналось приобщение к отечественной старине нескольких поколений русских читателей, из нее черпали сюжеты многие писатели, драматурги, художники и музыканты. Поэтому труд Карамзина входит в корпус тех классических текстов, без знания которых не может быть полноценно понята история русской культуры и исторической науки.

Феномен Истории государства Российского объясняется тем, что она явилась синтезом творческой деятельности выдающегося писателя и проницательного историка. Карамзин обеспечил своему труду долгую жизнь и признательное внимание потомков. В наши дни труд Карамзина воспринимается, прежде всего, как выдающееся произведение русской классической литературы, как образец исторической прозы. Такая оценка сочинению Карамзина была дана еще А. С. Пушкиным, развившим традиции Истории государства Российского в своих исторических и литературных сочинениях. Тем не менее, работа Карамзина отнюдь не полностью вытеснена и из современного научного обихода. Мнения, выводы, оценки источников, фактические данные Истории государства Российского чаще всего уточняются, оспариваются, но не игнорируются. Особо значимы те части труда, которые основаны на утраченных в московском пожаре 1812 г. источниках.

С точки зрения общей концепции и некоторых взглядов, высказанных автором, это сочинение противоречивое.

Рассматривая историю России как процесс становления единого могучего государства, Карамзин исходил из монархических взглядов, что придавало его произведению определенный реакционный смысл, осуждавшийся передовыми современниками. Однако научная добросовестность и правдивость художника не позволяли ему искажать истину во имя защиты самодержавия.

 В «Истории» нашли отражение и картины народных бедствий и мятежей, и факты грубого самодержавного произвола, причем автор не уклонялся от их честного объяснения, от прямого осуждения деспотизма.

Таким осуждением особенно проникнут девятый том, повествующий о правлении Ивана Грозного. Не случайно «Историю государства Российского» внимательно и вдумчиво читали многие (если не все) декабристы.

Н.Эйдельман 

«… Пред нами культурное событие, сопоставимое скорее не с другими трудами по истории, а с выдающимися общественно-литературными явлениями, такими, скажем, как „Горе от ума“, „Герой нашего времени“. Ни один последующий исторический труд, пусть много более совершенный, не мог иметь подобного значения, не мог быть первооткрытием; как не может быть „колумбовым плаванием“ короткий бросок через океан суперсовременного лайнера.

Но отчего же Татищев, Щербатов, писавшие за несколько десятилетий до Карамзина, — отчего же не они?

Ответ поверхностный таков: не было у них карамзинского таланта, скучно было разбирать их труды, „почтенные “, но „тяжелые по изложению “ (Ешевский). Карамзин переводил „тяжеловесный, неудобочитаемый слог кн. Щербатова в изящные, литературно-отточенные, плавно-текущие периоды “ (Кизеветтер).

Сказано хорошо, красиво, но мало. Не удовлетворяет нас это объяснение. Возможно, и не было у первых историков карамзинского пера, но — писать умели, недурно высказывались на языке своего времени. Щербатов по отношению к Карамзину из поколения отцов, а Татищев сошел бы и за прадеда. Попутно заметим, что в запретном, крамольном сочинении „О повреждении нравов в России“ М. М. Щербатов высказываются с особенной живостью — много свободнее, чем в своей „Истории“…

Итак, дело не в недостатке дарований. Дело, прежде всего, в языке.

Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова “ (Пушкин). Свидетельство, достаточно авторитетное».

4. Биография Н.М.Карамзина. Карамзин скончался 22 мая (3 июня1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19870

Задания:

  1. Что побудило Карамзина написать «Историю»? Какие исторические источники он использовал?
  2. Сколько лет работал Карамзин над своим произведением? Почему так долго?
  3. Почему работа была прервана?
  4. Каковы особенности «Истории»? Почему ни В.Н.Татищев, ни М.М.Щербатов так не известны широкой публике как Н.М.Карамзин?

Кейс 3. Оценка современниками «Истории государства Российского». Оценка «Истории государства Российского» современными историками.

1.Современники Карамзина о нем и «Истории». 'История государства российского' Н. М.Карамзина в оценках  современников  http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000239/index.shtml

А.С. Пушкин: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную... Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Друг историка, поэт П.А. Вяземский писал: «Карамзин — наш Кутузов 12-го года — он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас есть отечество».

Об этом же говорил и В.А. Жуковский: «Историю Карамзина можно назвать воскрешением прошедших веков нашего народа. По сию пору они были для нас только мертвыми мумиями. Теперь все они оживают, поднимаются и получают величественный, привлекательный образ».

 Гоголь писал: «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное... Карамзин первым показал,     что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве... Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всем тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право. Какой урок нашему брату писателю!..»

М.И. Каченовский прямо говорил об отсталости методологических позиций Карамзина, о том, что его «История...» содержит даже не историю государства, а историю государей, в которой «деяния государей» заменили «ход происшествий государственных».

Н.А. Полевой писал: «Карамзин есть писатель не нашего времени...».

И даже наиболее близкий к Николаю Михайловичу по направлению политического консерватизма М.П. Погодин считал, что «Карамзин велик как художник, живописец, но как критик он только мог воспользоваться тем, что до него было сделано, а как философ он имеет меньшее достоинство, и ни на один философский вопрос не ответят мне его истории». В его истории изящность, простота  доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья и прелести кнута.

И в то же время гениальный поэт, отвечая на критику Н.А. Полевым «Истории...» Карамзина, пишет: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апофегмами — хронике. Критика его состоит в ученом сличении преданий, остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единой эпохи, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным. Где рассказ его неудовлетворителен, там недоставало ему источников: он их не заменял своевольными догадками. Нравственные его размышления, своею иноческою простотою, дают его повествованию всю неизъяснимую прелесть древней летописи. Он их употреблял, как краски, но не налагал в них никакой существенной важности.

2.Современные историки о Карамзине и «Истории». Евгений Спицын. «Портреты историков. Николай Карамзин» http://www.russiapost.su/archives/97687

 Задания:

  1. Какие оценки труда Н. М. Карамзина можно было встретить у современников?
  2. Кто оценивал «Историю государства Российского» положительно?
  3. Кто давал отрицательные оценки его труда и почему?
  4. Как относятся  современные историки  к Карамзину и его «Истории»?

Кейс 4 .  Значение  "Истории государства Российского»

Удивительна судьба главного творения Николая Михайловича Карамзина —"История государства Российского". При жизни автора ею зачитывалась едва ли не вся просвещенная Россия, читали даже вслух в салонах, обменивались впечатлениями по поводу драматических событий, описанных мастерской рукой историка, наиболее чувствительные проливали слезы. Сошлемся на свидетельство горячего поклонника таланта Николая Михайловича А. С. Пушкина : "Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка —Колумбом. несколько времени ни о чем ином не говорили."

Пришло время, и наша отечественная наука, отечественная культура вновь обратились к Истории государства Российского Н. М. Карамзина. Потребность в этом обращении назревала в обществе постепенно. Годы величайших революционных перемен в нашем Отечестве, острейших классовых схваток, годы тяжелейших военных испытаний, идеологических битв и борений человеческих честолюбий, за которыми стояли приведенные в грозное и неодолимое движение народные силы, годы общественных потрясений, миллионы человеческих драм, в ходе которых рушились былые ценности, в том числе и ценности культуры, казалось, навечно отодвинули в общественное небытие Историю государства Российского Карамзина, как рудимент старой дворянской культуры, как памятник ветхозаветной старины и наивных представлений интеллигента начала XX в. о мире истории. А если и вспоминали его творение, то зачастую со снисходительной усмешкой, ироническими замечаниями в адрес все той же карамзинской архаики.

Имя Николая Михайловича пользовалось широчайшей популярностью не только в прошлом веке, но и ныне.

Читателя влечет к Карамзину магия слова, созданные им художественные портреты исторических личностей, сочетание писательского и исследовательского талантов. Дарованиями, свойственными Николаю Михайловичу, не обладали ни историки XVIII века, ни историки XIX столетия вплоть до Н. И. Костомарова и В. О. Ключевского.

История Государства Российского оказывает огромное влияние на литературу и историю того времени, связывая их воедино.

Задания:

1.В чем притягательная сила ставшего бессмертным сочинения Карамзина?

2.Почему только на протяжении второй четверти XIX столетия "История государства Российского" переиздавалась шесть раз?

http://pandia.ru/text/78/438/39676.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....

Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"

Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов....

Методическая разработка командной игры по истории России и обществознанию

Для формирования у обучающихся нашей школы компетенций гражданина РФ запланированы разнообразные внеклассные мероприятия. Одним из них является мероприятие по теме...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа "Россия в первой половине XIX века"( 9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по  учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Т...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Данный  материал можно использовать на повторительно-обощающем уроке по теме "Россия во второй четверти XIX сека" для обучающихся 9-ых классов с ОВЗ. При составлении  этой работы б...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...