зачет по истории России до 14 века
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
данный материал может помочь в подготовке к ЕГЭ по истории и на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
зачетная работа по истории России до 14 века | 840.51 КБ |
Предварительный просмотр:
2016 - Зачетная работа №1 (до Москвы)
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Съезд князей в Любече
2) Устав Владимира Всеволодовича
3) Завоевания карла Великого
2. Установите соответствие между терминами и временем их появления.
ТЕРМИНЫ |
| ВЕКА |
A) баскаки Б) вира B) удел Г) полюдье |
| 1) XI в. 2) XIII в. 3) XII в. 4) Xв. 5) IX в. |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям, происходившим в 9-13 в.
1) древляне 2) вира 3) рекруты 4) вервь 5) ордынский выход 6) закупы
4. Часть монгольского государства (улус Джучи, возникший в 1243 году), в русской традиции называлась _______.
5. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
| ПОНЯТИЕ |
А) высший совещательный орган при царе (великом князе) Б) старший дружинник великого князя В) правитель дел несовершеннолетнего государя Г)управляющий княжеским подворьем |
| 1) регент 2) Боярская дума 3) боярин 4) постельничий 5) огнищанин |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….> 4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….> 8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….> 10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду. 11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….> 16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его. 17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь. 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….> 20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна. 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>» Б) «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIв. 2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси. 3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге. 4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах. 5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый. 6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против печенегов. |
7. Какие три из перечисленных понятий характеризуют систему управления Новгородской республики?
1) совет всея земли | 2) целовальник | 3) вече |
4) земский собор | 5) тысяцкий | 6) посадник |
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В 1113 г. после восстания в Киеве на великое княжение был призван князь__________
Б) Столицу в город Владимир перенес князь________
В) Первое летописное упоминание о Москве связано с датой___________
- 1147
- Владимир Мономах
- 1221
- Андрей Боголюбский
- Юрий Долгорукий
- Святополк Изяславич
9. Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ |
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) вира Б) полюдье В) удел Г) вече |
| 1) доля члена княжеского рода 2) штраф за совершенное преступление 3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви 4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани 5) народное собрание |
10. Прочтите отрывок и укажите, о каком князе идет речь в документе? «Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что совершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства». |
|
|
|
11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Роль (значение) события в истории | Участник события |
Битва на реке Калке | __________(А) | Даниил Галицкий |
__________(Б) | Ослабление агрессии крестоносцев | __________(В) |
__________(Г) | Прекращение набегов печенегов на Русь | Ярослав Мудрый |
Битва при Пуатье | __________(Д) | __________(Е) |
1) Иван Калита
2) Александр Невский
3) остановка арабских завоеваний
4) прекращение набегов печенегов
5) Куликовская битва
6) первое столкновение с монголами
7) Карл Мартелл
8) Ледовое побоище
9) битва 1036
12. Прочтите отрывок из летописи.
«…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <…> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен <…> За грехи наши побеждены были русские полки…»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар
2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска
3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.
4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом
5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска
6) описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целого
Рассмотрите схему и выполните задания
13. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.
14 Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме стрелками.
15 Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «1».
16 Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.
2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.
3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.
4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.
5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.
6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Софийский собор в Киеве Б) церковь Покрова на Нерли В) Памятник «Тысячелетие Руси» Г) Десятинная церковь |
| 1) Своеобразные правила поведения, свод правил поведения в семье составлены в правление Ивана Грозного. 2) Памятник построен в честь победы над печенегами. 3) Памятник создан в XII в.. 4) Памятник установлен в Новгороде. 5) памятник архитектуры построен при Владимире Святом 6) Данный памятник архитектуры создан при Юрии Долгоруком |
18. Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.
2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.
3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.
4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».
5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.
19. Какие иллюстрации из представленных связаны с этим городом? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
1) | 2) |
3) | 4) |
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
«Отсюда вышли два ряда следствий, которыми завершился политический склад Руси... Одним из них было двойное политическое раздробление Руси, династическое и земское. По мере размножения князей отдельные линии княжеского рода все далее расходились друг с другом, отчуждались одна от другой. Сначала племя Ярославичей распадается на две враждебные ветви, Мономаховичей и Святославичей; потом линия Мономаховичей, в свою очередь, разделилась на Изяславичей волынских, Ростилавичей смоленских, Юрьевичей суздальских, а линия Святославичей — на Давидовичей черниговских и Ольговичей новгород-северских. Каждая из этих ветвей, враждуя с другими из-за владельческой очереди, все плотнее усаживалась на постоянное владение в известной области... Как мы знаем, первые князья киевские установили политическую зависимость областей от Киева. Эта зависимость поддерживалась княжескими посадниками и выражалась в дани, какую области платили великому князю киевскому. По смерти Ярослава этой зависимости незаметно. Посадники князя киевского в главных городах областей исчезают, уступая место все размножавшимся князьям. Областные или местные князья перестают платить дань Киеву, несовместную с отношениями младших родичей к названному отцу, великому князю киевскому. Вместо постоянной дани младшие князья давали старшему от времени до времени добровольные дары. С владельческим разъединением правящего рода разрывалась и политическая связь областей. Но, делаясь менее зависимыми сверху, областные князья становились все более стеснены снизу. Постоянное передвижение князей со стола на стол и сопровождавшие его споры роняли земский авторитет князя. Князь не прикреплялся к месту владения, к тому или другому столу династическими, ни даже личными связями... Областное население естественно искало усидчивой местной силы, около которой могло бы сосредоточиться, которая постоянно оставалась на месте... Такая сила давно была создана... Это были главные города областей».
20.О каком периоде идет речь в сочинении историка? Укажите хронологические рамки этого исторического периода. Когда состоялся съезд князей, на котором было принято решение: «каждый держит вотчину свою»?
21. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин установившегося государственного порядка.
22. Укажите не менее трех последствий установившегося государственного порядка.
23. Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества -подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
24.Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
- Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала;
- под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность;
- через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;
2) в опровержение, например:
- в результате постоянных набегов разорялись русские земли;
- русские земли были обложены тяжёлой данью;
- зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.
23Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
- при выборе религии решающую роль сыграли прочные связи Руси с Византией;
- Византия была самым развитым обществом того времени, наследницей античной цивилизации, что предопределило выбор религии, исповедуемой в изантиицами;
- принятие христианства позволяло использовать церковную организацию в интересах княжеской власти.
Согласно летописи:
- Владимир отверг иудаизм как религию, исповедуемую народом, лишенным своей государственности, и исповедуемую потерпевшими разгром хазарами;
- Владимир не посчитал возможным Руси отказаться от «пития», чего требовал ислам;
- Владимира привлекла торжественность, красота православного богослужения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
зачеты по истории России XX века
проверить и оценить знания учащихся по теме Россия в начале XX века...
Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.
Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век".
Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век"....
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.
Проблемный урок с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...
зачет по истории России начало ХХ века
Зачетная работа в виде теста по периоду 1900-1916 гг....