Советский тыл в Великой Отечественной войне
методическая разработка по истории (9, 11 класс) на тему

Методическая разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovetskiy_tyl_v_gody_velikoy_oteestvennoy_voyny.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная  школа № 29 г. Химки

Методическая разработка открытого урока на тему

«Советский тыл в Великой Отечественной войне.»

Чукова Эллина Владимировна,

учитель истории

Химки  2015

Тема урока: «Советский тыл в Великой Отечественной войне

Аннотация.

    В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у обучающихся  чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции.Формирование у подрастающего поколения  любви к Родине, воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и трудовой славы, готовности  к служению Отечеству и его вооруженной защите является  одной  из важнейших задач российского  образования.Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Сегодня, когда  на постсоветском пространстве все большее распространение получают идеи неонацизма, обращение к истории Великой Отечественной войны особенно важно и необходимо. Российский народ принял на себя основной удар Германии,стойко выдержал суровые испытания и, победив в войне, не только отстоял свободу и независимость своего государства, но и избавил многие народы от угрозы фашистского порабощения. Необходимо понимать, что патриотизм, любовь к Отечеству были, есть и будут решающим фактором обеспечения безопасности страны и её народов. Победа в схватке с фашизмом стала возможна потому, что советские граждане объединились для достижения одной цели-разгрома врага и приложили для этого усилия и фронта, и тыла.

Данная разработка составлена на основе практического опыта, приобретённого в ходе многолетней работы преподавателем истории, а также опыта проведения классных часов, уроков мужества и других мероприятий, посвящённых дням воинской славы и памятным датам России.

Пояснительная записка.

В нашем современном обществе мы часто сталкиваемся с проблемой фальсификации исторических фактов, пересмотра и переоценки исторических событий. В этих условиях важно сохранить и донести до молодого поколения достоверную информацию.Уроки истории призваны помочь обучающимся  пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом, понять настоящее, увидеть перспективы будущего.Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось неоднократно выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.Задача педагога на уроках отечественной истории — раскрыть и донести до сознания обучающегося преемственную связь времен и народов, поколений. В учебных программах изучению истории Великой Отечественной войны отводится незначительное количество времени.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, а ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал. Современные образовательные технологии, в том числе и использованные в разработке данного урока, позволяют «оживить» урок с помощью разнообразных технических средств, создать эмоциональную атмосферу, разнообразить виды деятельности обучающихся, развивать их творческое мышление и коммуникативные навыки, а в условиях компетентностного подхода к обучению способствуют достижению лучшего образовательного результата.

Данная методическая разработка имеет целью не только формирование исторических знаний, но и воспитание чувства патриотизма и гражданственности, понимания преемственности поколений, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. В сравнительном отношении большее значение имеет воспитательное значение урока, так как основной задачей является необходимость добиться понимания обучающимися того факта, что победа в войне была достигнута на основе сплочённости и единения всего советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, сосредоточении всех сил на разгром врага. Этому способствовали и массовый героизм на фронтах и в тылу врага, а также напряжённый труд у станков и в колхозах, отражение темы войны в произведениях советских писателей и поэтов, музыкантов и художников. Предполагается значительная самостоятельная работа обучающихся по добыванию и обработке информации, подготовке её представления на уроке, что развивает творческое мышление и коммуникативные умения.

Список литературы

  1. Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС, 2014
  2. Гамаюнова Н.Ф., Деева О.А.: Методические рекомендации. Формирование общеучебных компетенций обучающихся в процессе изучения общеобразовательных дисциплин –ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. История России  XX – начало XXI века. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.  – М.: «Просвещение», 2012
  4. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Учебно-методические материалы. 9-11 класс;

Интернет – ресурсы (видео, аудио файлы, справочные материалы):

9maya.ru

  istorya.ru

http://kopilkaurokov.ru

Цель: охарактеризовать источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; сформировать понимание того, что победителем в войне являлся весь многонациональный советский народ;

Развитие мышления, коммуникативных и оргдеятельностных способностей (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления), развитие у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы;

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, понимания преемственности поколений, уважение к ветеранам Вов и труженикам тыла.

Методическая цель: продолжить формирование общеучебных компетенций обучающихся на основе проблемного обучения с использованием инновационных образовательных технологий.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Планируемые результаты обучения:

  1. Познавательные УУД:

Понимание значения победы Советского Союза в Великой Отечественной войне        , того, что победа над захватчиками была достигнута не только действиями советской армии на фронтах, но и повседневной, напряжённой работой в тылу;

         Способность осуществлять творческую деятельность, добывать и обрабатывать информацию.

2.        Коммуникативные УУД:

        Реализация и формирование умения, аргументированно высказывать свое мнение;

        Умение работать в сотрудничестве, в группе при подготовке куроку

          Умение представлять результаты творческой, исследовательской работы.

3.        Личностные УУД:

        Воспитание толерантности, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения;

        Адаптация учащихся к современной жизни в конкурентной среде, где так важно отстаивать собственную точку зрения, позицию, не причиняя ущерба окружающим людям.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • технология коллективно-творческой деятельности;
  • метод проблемного обучения;
  • ИКТ.

Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация урока, раздаточный материал.

Этапы урока

Формирование УУД

Организационный момент

Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы.

Регулятивные УУД:  формирование способности к организации своей деятельности.

Определение темы и мотивация

Коммуникативные УУД: мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке.

Познавательные УУД: определение темы урока.

Целеполагание

Коммуникативные УУД: самостоятельное формирование цели урока.

Актуализация знаний

Познавательные УУД: Используют ранее приобретённые знания в новой ситуации.

Открытие нового знания

Познавательные УУД:

Усвоение обучающимися знаний об источниках победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; понимание обучающимися того, что победителем в войне являлся весь многонациональный советский народ.

Первичное закрепление знаний.

Познавательные УУД: закрепляют приобретённые знания

Самооценка

Регулятивные УУД: умение правильно оценить работу учащихся в группе.

Личностные УУД:  самоконтроль, установлениесвязи между целью деятельности и её результатом.

Рефлексия

Регулятивные УУД: совместно с преподавателем и другими обучающимися  давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь определиться в оценке своих действий на уроке.

Личностные УУД: умение определять качество своей работы на уроке


Технологическая карта урока.


Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы.

Регулятивные УУД:  формирование способности к организации своей деятельности.

Приветствие учителя.. Проверка готовности к уроку.

Вступительное слово.День Победы – это всенародный праздник в Российской Федерации, проводимый ежегодно 9 мая.

Великая Отечественная война и Победа в ней – слава и гордость России. Эта Победа – величайшее испытание и событие двадцатого столетия, поэтому День Победы мы отмечаем как главный праздник нашей страны,самый светлый, самый радостный и одновременно самый печальный.В этот день народы России и все честные люди на земле склоняют головы в знак памяти павшим и благодарности живым участникам этой войны, своей жизнью, своим потом и кровью, нервами, тяжким солдатским трудом, обеспечившим Великую Победу над фашистскими полчищами, над идеей и практикой человеконенавистничества, порабощения и уничтожения целых рас и народов.Впервые День Победы был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

1. Приветствуют учителя.

Определение темы и мотивация

Коммуникативные УУД: мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке.

Познавательные УУД: определение темы урока.

Предлагает прослушать музыкальный фрагмент композиции «День Победы»

  1. Какому событию посвящена песня?
  2. Как вы  думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
  3. Сформулируем тему более точно. Чтение стих-я«Всё для фронта…» (А. Лоскутов), выделение главной мысли.
  4. Победители войны - кто они?

Выдвигает проблемную задачу: доказать предположение (утверждение, тезис) о том, что весь советский народ является победителем в ВО войне.

«Чувство огромности и всеобщности испытаний вселяет в душу самых разных людей небывалую до этого и неистребимую коллективную силу, которая может появится у целого народа на такой огромной настоящей войне...» К. Симонов.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Целеполагание

Коммуникативные УУД: самостоятельное формирование цели урока.

Методический приём «Домысливание»

Сегодня на уроке мы

Повторим основные события ВО войны
Изучим источники и значение победы в войне
Узнаем как своим трудом тыл поддерживал фронт.
Проверим свои предположения при ответе на главный вопрос урока.

Самостоятельно формируют цели урока

Планируют способы деятельности.

Актуализация знаний

Познавательные УУД: Используют ранее приобретённые знания в новой ситуации.

Предлагает дать определение понятию «Отечественная», обращает внимание на определение в энциклопедическом словаре.

Предлагает выполнить задание на бланке  в виде блиц-опроса: используя ранее полученные знания заполнить пропуски в таблице «События Великой Отечественной войны»

Формулируют определение понятия, выполняют задание; работая в парах проводят проверку выполненного задания, сравнивая с ответами и оценивают работу друг друга в соответствии с названными критериями.

Открытие нового знания

Познавательные УУД:

Усвоение обучающимися знаний об источниках победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; понимание обучающимися того, что победителем в войне являлся весь многонациональный советский народ.

1.Почему Советскому Союзу удалось одержать победу в войне? Методический приём «корзина идей»

Источники победы в Великой Отечественной войне:

  • во время войны советский народ проявил массовый героизм  на фронте и в тылу врага, на оккупированной территории
  • огромный патриотический подъём
  • советская промышленность смогла очень быстро наладить выпуск военной техники и превзойти по всем показателям немецкую, что обеспечило коренной перелом в войне
  • искусство советских полководцев (Жукова, Конева, Рокоссовского) было признано даже противником
  • «Все для фронта! Все для победы!» - под таким лозунгом проходила вся тыловая жизнь каждого в течение всех дней, пока шла война. Что дали фронту оставшиеся в тылу,  в основном женщины, дети и старики? Они дали несколько тысяч пудов хлеба, мяса, несколько тысяч литров молока, кроме продовольствия еще и одежда, и деньги, лесозаготовки, сооружение оборонительных траншей.Деятельность медиков и работников культуры.Так своим трудом тыл поддерживал фронт.
  1. Организует представлениеобучающимися подготовленных к уроку творческих работ: демонстрация слайдовых презентаций, сообщение по теме на основе анализа определённых литературных произведений и др.
  • Массовый героизм на фронте и в тылу врага.
  • Искусство советских полководцев.
  • «Всё для фронта, всё для победы!: поддержка фронта тылом. Промышленность и сельское хозяйство, культура и искусство в годы войны.
  1. Подводит обучающихся к решению проблемной задачи урока: можно ли утверждать, что победа в Великой Отечественной войне была достигнута усилиями всего советского народа и на фронте, и в тылу?
  2. Подводит обучающихся к пониманию значения Победы.

Победа в Великой Отечественной войне имеет непреходящее значение.Она предопределила судьбу всего мира, избавив многие народы от угрозы фашистского порабощения. При всех понесенных жертвах и потерях мы выдержали испытание на прочность, мы победили. Народы нашей многонациональной Родины доказали, что, сплоченные единой целью, они представляют собой могучую силу и могут постоять за себя при любых обстоятельствах. В памяти об этом россияне черпают уверенность, что и сегодня, на переломном этапе нашей истории, мы выстоим, сохраним накопленный нашими отцами и дедами духовный опыт, воплотим в жизнь их надежды на лучшее.. День Победы служит также предостережением о недопустимости возникновения новой мировой войны, которая может стать для человечества последней.

Работают в парах, высказывают своё мнение, называют источники победы.

Представляют мини-проекты, подготовленные организованными по желанию группами.

Высказывают своё мнение, отвечают на вопрос, формулируют самостоятельно  выводы урока.

Первичное закрепление знаний.

Война – это

        1418 дней и ночей

        27 миллионов погибших

        1710 разоренных городов

        70 000 сел и деревень

        Методический приём «три предложения». Обучающимся предлагается передать содержание темы урока тремя предложениями.

Формулируют предложения, закрепляя приобретённые знания.

Самооценка

Регулятивные УУД: умение правильно оценить работу учащихся в группе.

Личностные УУД:  самоконтроль, установлениесвязи между целью деятельности и её результатом.

Предлагает обучающимся заполнить оценочный лист, оценив свою работу на уроке, поставить себе оценку.

Обучающиесяоценивают себя. Оценочные листы сдаются учителю.

Рефлексия

Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь определиться в оценке своих действий на уроке.

Личностные УУД: умение определять качество своей работы на уроке

Предлагает обучающимся оценить пользу своей работы на  уроке. На бланке пятиконечная звезда, на каждом наконечнике итог участия обучающегося  на  уроке, необходимо заштриховать тот луч, содержание которого соответствует ощущениям в конце урока.

Надписи на лучах звезды:

1. Узнал много нового о событиях ВОВ, интересный урок.

2. Вспомнил ранее изученный материал, обычный урок.

3. Захотелось больше узнать о событиях ВОВ.

4. Понравилась форма работы на уроке.

5. Не узнал и не увидел ничего нового, было трудно работать.

Заштриховывают лучи звезды, выбирая подходящий им эффект от проведённого урока.


Блиц –опрос. Заполнить пропуски.

Первые города- герои

24 июня 1945г.

3 ордена, в названии которых увековечены имена трёх великих русских полководцев, назовите их имена

приказ № 227 от 28 июля 1942 года

Когда и в честь чего был первый салют в Великой Отечественной войне

операция по освобождению Белоруссии

Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий

битва под Москвой

Этого выдающегося русского полководца, героя Великой Отечественной войны, называли маршалом Победы.

Операция «концерт»

Вариант 1


Блиц –опрос. Заполнить пропуски.

Вариант 2

Битва на Курской дуге

Лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать. О нём написан известный роман Б. Полевого.

Герои молодёжного подполья в г. Краснодоне, о них написан известный роман А. Фадеева.

«битва титанов»

Он начинал  свои сообщения словами:

«От советского Информбюро …»

Как расшифровывается аббревиатура «КВ» — название советского тяжелого танка во время Великой Отечественной войны

Военная операция с 16 апреля по 2 мая

1945

3 марта 1944г. для награждения офицеров ВМС были утверждены ордена в честь великих русских флотоводцев, назовите их имена

На какой реке встретились союзники – советские и американские солдаты 25 апреля 1945г.

В годы Великой Отечественной войны колхозник из Саратовской области явился зачинателем всенародного патриотического движения. Назовите фамилию этого патриота.

          Ф.И. обучающегося   _______________________________

Оценочный лист

«блиц-опрос»

«Корзина идей»

Творческое задание

«Три предложения»

Итого

оценка за урок

        

Максимальная оценка -5 баллов. Творческая работа оценивается как работа мини-группы в целом. В графе «итого» выставляется совокупное количество баллов. Оценка за урок: 15-20 баллов -5

                            10-14 баллов -4

                            9   и менее -  3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне

Презентация, воспитывающая патриотизм. Каждый слайд сопровождается музыкой военных лет....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

Игра по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Методическая разработка написана  для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для у...

Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.

В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...