Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Русские земли под властью Орды" к учебнику И.Л. Андреева
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Педагогическая цель | Охарактеризовать формы зависимости русских земель от Орды; определить последствия ордынского владычества.
|
Тип и вид урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число». Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения. |
Личностные результаты | -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; -осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России; -воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России. |
Метапредметные результаты | -умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; -умение оценивать правильность выполнения задачи; -умение самостоятельно планировать достижение целей; -устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; -владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения; |
Универсальные | Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предполагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания. |
План урока | 1. Последствия монгольского нашествия. 2. Борьба за первенство на Руси. 3. Ордынская власть над Русью. 4. Народ против ордынского ига. 5. Отношение князей к ордынскому господству. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. |
Образовательные ресурсы | 1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016. 2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта к уроку истории России 6 класс | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс, история России. Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. (6 часов)
Урок № 34 Русские земли под властью Орды.
Дата проведения уроков:
Педагогическая цель | Охарактеризовать формы зависимости русских земель от Орды; определить последствия ордынского владычества. |
Тип и вид урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число». Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения. |
Личностные результаты | -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; -осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России; -воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России. |
Метапредметные результаты | -умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; -умение оценивать правильность выполнения задачи; -умение самостоятельно планировать достижение целей; -устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; -владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения; |
Универсальные | Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предполагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания. |
План урока |
|
Основное содержание темы, понятия и термины | Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. |
Образовательные ресурсы | 1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016. 2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
II.Актуализация знаний обучающихся | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа. | В начале урока учащиеся повторяют пройденное. Устные задания:
Как вы думаете, за какие заслуги православная церковь причислила Александра Невского к лику святых? 2. Покажите территорию, за обладание которой воевали между собой шведы, немцы и новгородцы. 3. Используя схему битвы, расскажите о сражении на реке Неве со шведами. 4. Используя схему, расскажите о ходе Ледового побоища. Письменные задания (работа у доски и с места по карточкам (Приложение 1)) | Записывают даты событий и термины по их определениям | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Беседа по вопросам |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа | Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока | Целеполагание | Регулятивные: формулируют учебную задачу, цели урока | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение знаний и способов действий.
| Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа | Первый вариант изучения темы — рассказ учителя. Внимание шестиклассников обращается на главный вопрос урока. Рассказывая об образовании Золотой Орды, учитель обращает внимание учащихся на карту. Батый был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 г. он стал главой улуса Джучи. Батый участвовал во всех главных военных походах монголов. В 1236— 1243 гг. он возглавил поход в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. После покорения земель, где кочевали половцы, и завоевания Руси Батый совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран, так как был ослаблен длительной борьбой с русскими княжествами. После его возвращения в 1243 г. в причерноморских и прикаспийских степях сложилось ядро государственного образования, которое в русских источниках принято именовать Золотой Ордой. Ее территория включала земли от низовий Дуная до Иртыша и от При- каспия и Причерноморья до Оки. Это было одно из самых больших государств Средневековья. Его население — пестрая смесь народов, но основную массу составляли половцы. Уже в XIV в. завоеватели стали растворяться в половецкой среде, забывая свой язык, письменность, культуру. В качестве государственного языка использовался половецкий. Но монгольские племена, приведенные Батыем, по-прежнему составляли ядро воинства. | С помощью записанных на доске определений раскрывают смысл, значение важнейшего исторического понятия «история». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу учителя. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения | Рассказ, беседа по вопросам |
2.Борьба за первенство на Руси. 3. Ордынская власть над Русью. 4. Народ против ордынского ига. 5. Отношение князей к ордынскому господству. . | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, по окончании которой им предлагается ответить на вопросы и выполнить задание: 1. В каких формах выражалась зависимость Руси от Орды? 2. Чем было обусловлено отношение русских князей к золотоордынским ханам? 3. Когда и при каких обстоятельствах Александр Ярославич Невский стал великим князем? 4. С какой целью монголы провели перепись русского населения? 5. Как назывались монгольские переписчики? 6. Какие повинности должно было нести русское население и князья? 7. Как вы думаете, почему православное духовенство было освобождено от уплаты налогов? 8. Дайте определения понятий «ордынский выход», «запись «в число». 9. Какие последствия для экономического развития русских земель имели ордынские выходы? Далее учитель объясняет, что размер дани был очень велик. Первоначально дань была назначена натурой (шкуры медведя, лисицы, соболя), а затем — серебром, в среднем 15 тыс. руб. в год. (В те времена на рубль серебром можно было купить 20 овец.) В ответ на это уже в 1257 г. в Новгороде и Пскове начались народные волнения, которые продолжались около года. Вольным новгородцам была невыносима мысль, что они будут данниками хана. Многие баскаки были убиты, а вместе с ними и новгородский посадник — ставленник Александра Невского. В 1262 г. народные восстания поднялись «по всем градом русским»: в Ростове, Суздале, Ярославле, во Владимире и др. «И побиша татар везде, не терпяще насилие от них» — говорит летопись. Учащимся предлагается определить причины восстаний. В этих условиях великокняжеская власть оказалась перед альтернативой: либо монгольское войско вновь разорит Русь, либо подавление народных восстаний должны взять на себя сами русские князья. Так, например, поступил Александр Невский, бывший в это время великим князем (1252—1263). При помощи монголов восставшие были разгромлены. Подавление восстаний впервые сопровождалось азиатской жестокостью: сечением кнутом, отрезанием носов и т. и. Сильный удар был нанесен по городским вечам, являвшимся инициаторами восстаний, они были запрещены, но новый разгром городов удалось предотвратить. Сбор дани был отдан на откуп восточным купцам. Баскаки с 60—80-х гг. XIII в. перестали приходить на Русскую землю. А уже в первой половине XIV в. сбор дани был поручен самим русским князьям. В результате власть князей еще более окрепла. Сохраняя для своих нужд часть собранной дани, великие князья обогащались, становясь крупнейшими собственниками на Руси. Последствия ордынского владычества рассматриваются на основе материала учебника. Учащиеся заполняют таблицу. (Приложение2) По окончании заполнения таблицы учитель организует проверку. Обобщая ответы учащихся, он отмечает, что монгольское нашествие и последующее владычество оказали определенное влияние на национальный характер русского народа, его коллективную психологию и менталитет. Отчасти именно с игом связано постепенное усиление самодержавных государственных начал. В период, когда земля была опустошена, а города разрушены, зарождаются такие качества русского человека, как долготе-пение, политическая пассивность, фатализм, поскольку чужеземное владычество давило душу народа. Учитель совместно с учащимися формулирует последствия нашествия и владычества монголов: • в результате нашествия погибло около половины населения; • многие города были разрушены; • пришла в упадок торговля; • развитая городская культура Древней Руси была уничтожена (многие ремесла были уничтожены и забыты, приостановилось каменное строительство, прекратилось летописание); • начался отток населения из южных земель; • уничтожена политическая элита Руси (многие князья и их воеводы, дружинники были убиты); • русские княжества утратили политическую и экономическую самостоятельность (получали ярлык на княжение, платили дань Орде). | Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с помощью рабочей тетради и электронного приложения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) | Работа с учебником |
V. Закрепление званий и способов действий |
| Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Строят ответ, рассказ на основе знакомства с учебником | Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам | |
VI. Рефлексия | Фронтальный. Словесный. Беседа | - Что запомнили из сегодняшнего урока? - Что показалось сложным? - Что показалось легким? - Чему мы сегодня научились? | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Беседа по вопросам. | |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. §20-21, принести учебники «Крымоведения», подготовить сообщение о Крымском ханстве. | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Кроссворд, контурная карта |
Приложение1
Последствия ордынского владычества
Для русских княжеств | Для Золотой Орды | ||||
Для экономического развития | Для политического развития | Для культурного развития | Для экономического развития | Для политического развития | Для культурного развития |
Приложение2
6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №1.
а) захват монголами Северного Китая; б) Ледовое побоище; в) Захват южной Эстонии войсками Ордена меченосцев; г) битва на реке Калке; д) провозглашение Чингисхана великим ханом. | 6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №2.
а) разорение Рязани; б) захват Киева; в) Невская битва; г) разгром меченосцев литовским князем Миндовгом; д) Раковорская битва |
6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №3. Объясните термины: курултай, духовно-рыцарские ордены, татаро-монголы, крестоносцы, Золотая Орда. | 6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность. Чингисхан, Батый, Юрий Всеволодович, Александр Невский, Дмитрий Александрович. |
6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141 | 6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141 |
6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141 | 6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141 |
6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141 | 6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141 |
6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №6. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 4 с.141, дайте полный ответ, обоснуйте свой выбор. | 6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №6. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 4 с.141, дайте полный ответ, обоснуйте свой выбор. |
6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №6. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 4 с.141, дайте полный ответ, обоснуйте свой выбор. | 6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №6. Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 4 с.141, дайте полный ответ, обоснуйте свой выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Феодальная раздробленность"
Технологическая карта к уроку включает этапы урока, УУД, основное содержание урока....
Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"
Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"...
Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "Немецкие доспримечательности" по учебнику "Мозаика"
Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "Немецкие доспримечательности" по учебнику "Мозаика"...
Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....
Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Начало объединения русских земель вокруг Москвы " к учебнику И.Л. Андреева
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Технологическая карта к уроку истории 5 класс "Древнейший Рим"
Урок соответствует ФГОС...
Технологические карты к урокам истории в 9 классе по к § 33-39 по учебнику «История России XIX-начало XX в.» п/ред. А. В, Торкунова (М. «Просвещение» 2021)
Предлагаемые технологические карты предоставляют учащимся возможность проверить свои знания по темам "Экономическое развитие России конца 19-начала 20 вв.", "Русско-японская война"...