Урок по истории в 5 классе по теме "Просветление Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Якимова Любовь Анатольевна

Конспект урока в 5 классе на тему "Просветление Древней Индии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_prosvetlenie_drevney_indii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Просветление Древней Индии

Цели урока: 

Образовательная:

  1. Познакомить обучающихся с зарождением Древней индийской цивилизации;

Развивающая: 

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету;

Воспитательная:

  1. Прививать обучающихся в духовный мир древних евреев;
  2. Развивать интерес к историческому прошлому.

Метод: фронтальная беседа по вопросам дом. задания, работа с учебным пособием, сообщение обучающихся, рассказ учителя с постановкой проблемных вопросов.

Оборудование и наглядно-демонстрационные материалы: 

мультимедиа установка, экран, компьютер, презентация, глобус, карта.

Ход урока.                                

  1. Организационное начало и сообщение темы урока.
  2. Актуализация предварительных знаний:

Новые слова: Раджа, веды, брахманы, кшатрии, вайшьи, Варна, шудры, Будда, Нирвана, йоги, Сиддхартхи Гаутамы.

Из законов царя Ашоки.

«Вот появилось раска янье у Угодного богам (царя Ашоки) после за воевания Калинги... Ес ли кто-либо причинит ему зло, Угодный богам смирится с этим, на сколько возможно. Угодный богам взирает с благоговением даже на жителей лесов и хо чет внушить им правиль ные мысли. Угодный бо гам желает, чтобы все живое обрело безопас ность, самообуздание, душевное спокойствие и радость».

Индийские мудрецы размышляли над пропо ведью Будды. Представ ление о полной пустоте натолкнуло на мысль об обозначении ее особым знаком — «ноль». Это позволило изобрести систему цифр и записи чисел, которыми мы пользуемся до сих пор.

Из этих источников мы можем сделать вывод, что индийская цивилизация была достаточно высоком уровне.

Теперь послушаем и Антошку с источниковедом:

- Я заметил, - сказал Антошка, - что все древние религии обеща ют людям счастье и удовольствия.

-  Ну, насчет всех ты погорячился, - возразил Источниковед. -В учении Будды главная цель - достижение нирваны, что в перево де означает «угасание» всех желаний, отказ от удовольствий.

- Вряд ли много людей пошли за таким учением!

-  Судя по археологическим находкам изображений Будды, его учеников, священных предметов, ~ вмешался Археолог, - к началу новой эры половина жителей Индии, Индокитая,   Афганистана и Средней Азии была буддистами.

Вопрос: Какое наблюдается противоречие между мнением Антошки и фактами? Какой возникает вопрос?

Почему учение Будды нашло столько сторонников?

Прежде чем начать новую тему, давайте вспомним  значения слов: цивилизация, (ступень, общность), государство, народ, религия, искусство по словарю нашего учебника.

Далее обучающиеся слушают ученическое сообщение об зарождении индийской цивилизации на индийском полуострове, его природно-климатические условия.

Используя тест §17, пункта 2, запишите в своих тетрадях, что передавали древние веды (тайные знания от богов) ариям. Как люди создавались от первочеловека и как они распределялись в обществе на слои? Запишите все прослойки общества ариев.

- если сравним  цивилизации Междуречья,  Индии и Египта, есть ли там схожие черты разделения общества на прослойки?

-  сравните представления индийцев о людях и богах с представлениями египтян и евреев.

-  найдите  представителей четырех варн.

Какой можем сделать вывод?

Вывод: деление на неравноправные варны имеет божественное начало.

Далее учитель рассказывает зарождение новой религии Буддизма. Работаем с рисунком на стр. 109. Учитель задает вопрос: каждый человек переживает постоянно какие либо страдания всю свою жизнь. (Приводятся примеры). Возможно ли избавится от страданий? Учитель знакомит детей с историей Сиддхартхи Гаутамы.  После изложения темы, он ставит вопросы на обсуждение с классом:

-что привлекало жителей Индии в учении Будды?

- что общего в учении Будды и библейской религии евреев?

Закрепление: Запоминаем новые слова и понятия: Раджа, веды, брахманы, кшатрии, вайшьи, Варна, шудры, Будда, Нирвана, йоги, Сиддхартхи Гаутамы.

Выставляются оценки и задается домашнее задание.

Домашнее задание: §17, стр. 107-113. Подготовиться к §18. вопросы на стр. 112-113.

1.     Докажи, что жители Индии взошли на ступень цивилизации.

2.     Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложи лась своя, особая, отличная от других цивилизация?

3.  Какие черты учения Будды привлекали жителей Индии? Как ты считаешь, что общего в учении Будды и библейской религии древ них евреев?

4.    Продолжи заполнять таблицу «Религии Древнего мира» (с. 63).

Учебник «Всеобщая история» для 5 класса, М, БАЛАСС – 2010. Образовательная школа – 2100.