Методические материалы по теме "Серебряный век русской культуры"
план-конспект урока по истории (9, 11 класс) по теме

Павлова Лариса Юрьевна

Методические материлы по теме "Серебряный век русской культуры" включают в себя план-конспект урока-лекции,  презинтацию- викторину по теме, которую можно использовать для рефлексии .Урок- лекция в краткой и наглядной форме рассказывает о основных направленях развития  русской живописи и литературы на рубеже XIX -XX веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryannyy_vekplan_-_konst_uroka.doc21.34 КБ
Office presentation icon viktorina.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Серебряный век русской культуры»

Учитель МОУ СОШ №25 г. Сочи Павлова Лариса Юрьевна

Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки и философии; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве,

Основные понятия: ренессанс; декаданс; импрессионизм; модерн; символизм; акмеизм; футуризм.

Тип урока: лекция.

   Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка.

План изучения нового материала.

  1. Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров. Серебряный век русской культуры – социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» феномен рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных политических отношений. Для создания проблемной ситуации учитель предлагает учащимся объяснить, почему период развития русской культуры в начале XX в. назван Серебряным веком.
  2. Достижения науки.  В.И.Вернадский – экология, биология. Нобелевский лауреат И.И.Мечников. Н.Е. Жуковский- самолетостроение. К.Э.Циолковский – космонавтика. Вопрос о достижениях русской науки начала XX в. учащиеся изучают самостоятельно. Целесообразно заполнение таблицы с использованием учебника и других источников.

Ученый

Предметная область

Научные открытия

  1.  Русская философия в поисках общественного идеала. Марксизм – идеология начала XX века. Идеализм, русская идея - Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве. Возможно  использование

Электронных  учебников  А.А.Данилова «История России XX век» или Кирилл и Мефодий «История Отечества в XIX- XX веках».

  1. Литература: новые поэтические течения.    

  Презентация «Серебряный век русской культуры»

Начиная изложение материала о достижениях русской художественной    культуры, необходимо сформулировать  проблему: определить общие   тенденции, характерные для всех направлений

 художественной культуры начала XX в., и их принципиальное отличие от художественных традиций XIX века.

  • Критический реализм – критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М.Горьким.                           Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. На смену им идут И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.А.Горький.
  •  Символизм (декаданс) - Земная жизнь лишь "сон", " тень" Реальности противопоставлен мир мечты и творчества - мир, где личность обретает полную свободу.

       К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов.

  • Акмеизм («акме» - высшая сила чего-либо)

       Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам

  • Футуризм («футурум» - будущее)-

       В.Маяковский, И.Северянин, В.Хлебников.

  • Имажинизм явился реакцией, как против музыкальности поэзии символизма, так и против вещественности акмеизма и словотворчества футуризма. Он отверг всякое содержание и идеологию в поэзии, поставив во главу угла образ. Он гордился тем, что у него "нет философии" и "логики мыслей".

     С.Есенин.

5.  Особенности русской живописной                 школы конца XIX - начала XX вв.

  • Презентация «Передвижники». Реализм. «Товарищество передвижников» - И.Н.Камской, Н.Н.Ге, В.В.Верещагин, И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.И.Суриков, М.В.Нестеров, И.И.Левитан.

 Презентация « Серебряный век русской культуры».

  • Импрессионизм – К.А.Коровин, В.А.Серов.
  • Модерн. «Мир искусства» – А.Бенуа, Л.Бакст, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов, Б.Кустодиев.
  • Символизм. «Голубая роза» – М.Врубель, К.Петров-Водкин, В.Борис-Мусатов, А.Арапов, Н.Крымов, Л.Кузнецов, Н.Сапунов, М.Сарьян.
  • Авангард. «Бубновый валет» - П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественский.
  • Примитивизм. «Ослиный хвост» - М.Ларионова, С.Бобров, Н.Гончарова, А.Шевченко.
  • Абстракционизм – М.Шагал, К.Малевич, П.Филонов,

     В. Кандинский

       6. Скульптура. Учащиеся самостоятельно готовят презентации по данной теме.

7.  Архитектура.  Модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. Музыка, балет, театр, кинематограф. Учащиеся самостоятельно готовят презентации по данной теме. Возможно также использование

Электронных  учебников  А.А.Данилова «История России XX век» или Кирилл и Мефодий «История Отечества в XIX- XX веках».

 Задание на дом. Параграф в учебнике. Презентации по заданным темам.  Таблица: «Основные стилевые направления в литературе и живописи серебряного века русской культуры».  Таблица «Достижения науки в начале XX».  Подготовиться к повторительно-обобщающему    уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Серебряный век русской культуры в литературе и живописи»

Слайд 2

Установите соответствие: Направление Представители 1.Символизм А) В.Маяковский 2.Акмеизм Б) А.Блок 3.Имажинизм В)Н. Гумилев 4.Футуризм Г) С.Есенин 1 2 3 4

Слайд 3

«Девушка с персиками» В.Серов «Царевна Лебедь» М.Врубель «Прогулка. Влюбленные» М.Шагал « Смерть комиссара» К.Петров-Водкин

Слайд 4

А.Ахматова С.Есенин В.Маяковский М.Цветаева В.Серов М.Шагал

Слайд 5

Реализм К.Коровин Авангардизм А.Бенуа Символизм И.Репин Модерн М.Врубель Импрессионизм Н.Рерих

Слайд 6

… Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым… М.Цветаева С.Есенин

Слайд 7

Асфальт – стекло. Иду и звеню. Леса и травинки – сбриты. На север с юга идут авеню, на запад с востока – стриты. Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. В.Маяковский А.Блок