урок "Столетняя война"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Клокова Яна Александровна

материал для проведения урока в 6 классе по теме "Столетняя война". метод релаксации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stoletnyaya_voyna.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар заместителей директоров

29 ноября 2016 год

Открытый урок по истории

6 «б» класс

Клокова Яна Александровна

Тема: Столетняя война и Торжество королевской власти. 1337-1453 гг.

Цели урока.

Обучающие:

- подвести учащихся к пониманию причин Столетней войны,

-  учащихся с основными событиями войны,

- показать героическую роль в войне Жанны д, Арк.

Развивающие:

- продолжить формировать умения изучать исторические источники,

- логически мыслить, обобщать, сравнивать, анализировать, участвовать в обсуждении, работать с картой,

- определять свое отношение к событиям.

Воспитывающие: 

     - воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование урока:

- мультимедийная презентация,

- исторические источники,

- выставка средневекового оружия (заранее подготовлена уч-ся),

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

 На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья каких странах идет речь?

 (Англия и Франция).  

 И выяснили, что в XIII - XIV вв. в этих государствах шел процесс централизации власти.

Что такое централизация? (процесс объединения вокруг сильной королевской власти)

Но в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

Друг другу мстя за прошлый гнев

За все разбои,

Готовы Лилия и Лев,

Готовы к бою.

И грянул век потерь и бед

Война идущая сто лет.

III. Изучение новой темы.

Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока, который представлен в маршрутном листе (у каждого ученика)

  1. Причины и повод к войне.

Причины и повод предстоит узнать!  

 Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?

Сначала давайте вспомним, что такое причина и повод.    

Повод - случай, обстоятельство, которое дает непосредственный  толчок началу события.

Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий.

  • Прочитать документ и вопросы (приложение 1).

- Чем недоволен английский король Эдуард I? 

(Он недоволен потерей Англией земель на территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)

- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? (Из-за Фландрии.)

- Почему Англия интересовалась Фландрией? 

(Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)

- Из-за чего началась война между Англией и Францией? 

(Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.)

Итак, мы пришли к выводу, что…

Причины войны.

1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.

2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали английские владения во Франции.

3) Интересы двух государств столкнулись во Фландрии.

4) Претензии английского короля на французский престол.

Повод к войне:

        Претензии короля Англии  на корону Франции.    

 Вывод: Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.

2 Армии двух стран.

 А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.

Задание всем: Посмотрите на иллюстрации, выставку.

- Какое оружие использовали во времена Столетней войны.

– Что вы можете сказать об оружии лучника, арбалетчика, пехотинца времён Столетней войны?

- Что вы можете сказать об их доспехах?

-  Какая из армий была боеспособнее и почему?

(Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умения согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы).

Вывод: Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.

  1. Основные события и этапы войны.

Итак, ребята, мы с вами выяснили причины Столетней войны, определились с расстановкой сил, а теперь нам предстоит решить самую трудную задачу - узнать, как проходил ход войны. Для этого мы отправимся в путешествие. Уберите все лишнее, отложите в сторону ручки и маршрутные листы, ваша задача занять удобное положение.

Мы расслабляем наши ручки и ножки, сядьте так, чтобы вам было удобно и комфортно. Мы сконцентрировались на дыхании, представьте,  что с выдохом уходят все ваши страхи и волнения. Представьте себе, место где вам хорошо и уютно… где вы чувствуете себя в полной безопасности… в этом месте вам хорошо и радостно, ничто вас не тревожит…это место вашего покоя. Рассмотрите его…что вас окружает…какие цвета вокруг. Представьте, что волшебным способом перед вами появляется уже знакомая  машина времени. Рассмотрите её … какая она? … Из какого она материала, какие на ней кнопочки и датчики?... Вы садитесь в эту машину времени и набираем дату 1337 год – это дата начала Столетней войны.

Мы очутились в окрестностях Аквитании и мы видим всадника. Рассмотрите его…какие у него доспехи?...какое у него оружие?...рассмотрите его щит на нем изображен флаг Англии… Пусть этот рыцарь станет символом английской армии …на щите мы видим дату 1337-1360 – это первый этап Столетней войны.   Рыцарь приносит богатую добычу, народ одобряет и поддерживает его. Английский рыцарь одерживал победу за победой, французский флот был полностью уничтожен, французская армия была полностью разбита в битве при Пуатье в 1356 году.

Посмотрите еще раз на этого рыцаря. Какой флаг вы видите на его щите, обратите внимание на даты 1337 -1360 год - это даты первого этапа войны. Попрощайтесь с всадником, который символизировал успехи английской армии на первом этапе столетней войны.

На дороге появляется второй воин. Вы заметили, что на щите рыцаря изображены лилии на синем фоне это флаг Франции в 14 веке, он символизирует французскую армию. Обратите внимание на цифры на щите – 1369-1396 год – это даты второго этапа войны. Французский рыцарь после неудач на первом этапе изменил тактику. Он избегает больших сражений и изматывает англичан внезапными нападениями. К 1380 году французскому рыцарю практически удалось освободить территорию Франции от английских войск. Посмотрите еще раз на этого рыцаря… на его щит и цифры 1369-1396 года – он является символом французской армии на втором этапе столетней войны.

Итак, мы отправляемся с вами по дорожке и оказываемся у деревни Азенкур, здесь в 1415 году встречаются уже знакомые нам всадники, символизирующие английскую армию и французское войско. Французский рыцарь потерпел поражение и покинул поле боя. Английский рыцарь занял больше половины Франции и вошел в Париж. Французский рыцарь утратил веру в победу и над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.

Посмотрите на этих рыцарей…вспомните даты на их щитах…1337-1360 – 1 этап войны, 1369 -1396 второй этап и с 1415 по 1424 третий этап .

Возвращайтесь к своей машине времени, набираем дату 29 ноября 2016 год, делаем глубокий вдох и возвращаемся в класс.

  1. Ну что ребята, удалось вам побывать в месте покоя? Оно было таким же как в прошлый раз или изменилось?
  2. Увидели ли вы машину времени? Какую дату мы вводили? Что она символизировала?
  3. Удалось ли вам встретиться с первым рыцарем? … символом чего он являлся? Какие даты были на его щите? Как относился к войне английский народ? Чем закончился первый период войны для Англии?
  4. Встретили ли вы 2 рыцаря? Что символизировал он? Как изменилась тактика французов на втором этапе войны? Принесли ли эти изменения результаты?
  5. В каком месте и когда произошла встреча двух рыцарей? (1415 год д.Азенкур) Итог сражения при Азенкуре?

Рисунок?

Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если в начале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

4 этап. 1428 – 1453гг.

В 1428 году англичане осадили Орлеан.  Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна

Сообщение Федоровский Андрей

Жанна д, Арк – народная героиня французского народа.

Сообщение -  Федоровский Андрей

5.Завершение и итоги войны.

Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Задание:  Почему Франция одержала победу в войне?  

Итоги войны:

- ликвидированы притязания Англии на французскую корону;

-  создание сильного национального государства;

-  усиление королевской власти во Франции;

- на службе у короля появилась постоянная армия.

 

IV. Закрепление материала.

  Итак, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.

  • Игра «Да- нетка»
  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
  2. Французская  армия была лучше готова к ведению войны. (Нет)
  3. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
  4. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
  5. Столетняя война закончилась в 1455 году.
  6. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
  7. Подумайте, сначала про себя, затем и  можно вслух:

«А смог бы я спасти страну? Или остался глух,

К страданьям, слезам, бедам, горю?

Иль, все-таки помог бы своему народу?

Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!

         

V. Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание:

- параграф 20,

- подготовить сообщенияо битвах в период войны, о героине Жанне д , Арк.

VII. Рефлексия.

Время быстро пролетело,  подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Белый поднимите выше (очень этого я жду!)

Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

Столетняя война 1337 – 1453 гг

(маршрутный лист урока)

План урока

Дополнительный материал

Управление обучением

Практикум

1. Причины и повод войны

Повод - случай, обстоятельство, которое дает непосредственный  толчок началу события.

Причина- основание, предлог для каких-нибудь действий.

Прочитай документ

Приложение 1 Фруассара «Хроники», ответь на вопросы и запиши причины войны

Причины войны и повод

-

-

-

-

2. Армия двух стран

Словарь:

Арбалет-  железный лук, вделанный в приклад и снабжённый механизмом для натягивания тетивы.

Мортира- новое орудие, применяемое во время Столетней войны.

Рассмотри иллюстрации и подготовленную выставку оружия.

Ответь на вопрос: Какая из армий была боеспособнее и почему?

Приложение 2 слайд

Таблица для сравнения

Английская армия

Французская армия

— из свободных крестьян (лучников).

Рыцарская конница получала жалование из королевской казны.

В армии:

— высокая воинская дисциплина;

— боеспособная пехота;

— умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою

Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами. Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины, была разобщённость в действиях.

В армии на II этапе войны произошла небольшая реорганизация:

— новая система комплектования войск;

— улучшение крепостной и  осадной артиллерии

Вывод:

3. Основные этапы войны.

Релаксация

«Встреча с рыцырями»

Вспомните образы, даты и события запиши их в таблицу

1 этап - 1337-1360

-

-

-

2 этап- 1969-1396

-

3 этап- 1415-1424        

-

4 этап- 1428-1453

-

-

-

-

4. Жанна д, Арк – народная героиня Франции.

Будь внимателен!!!

Слушай сообщение, запоминай самое важное.

Систематизировать свои и полученные в ходе знакомства  на уроке сведения о Жанне д, Арк

Жанна д, Арк -

        

5. Итоги войны.

Почему Франция одержала победу в войне?  

Итоги:

Столетняя война между Англией и Францией _______________, стала результатом взаимных притязаний сторон из-за _____________________

_______________________________ Закончилась победой ______________

6. Д/з

параграф 20, подготовить сообщения о битвах в период войны, о героине Жанне д , Арк.

 

1 этап. 1337 – 1360гг.

Война началась с морских набегов французов и англичан.

      Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.

1340 г. Уничтожение французского флота при  г. Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.

2 этап. 1369 – 1396гг.

 Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем.  Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.

И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции.

3 этап. 1415 – 1424.

 В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.  Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.

1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.

Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех.  Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.

Задание: Что такое партизанская война?  (ответы детей).

 Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

4 этап. 1428 – 1453гг.  

В 1428 году англичане осадили Орлеан.  Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

1428 г. Осада г. Орлеана.

1429 г. Перелом в ходе войны. Жанна д' Арк

1431 г. Казнь Жанны д' Арк.

1453 г. Изгнание англичан, но англичане сохранили порт Кале.

Работа с документом

  1. Прочти текст

 Фруассар. «Хроники»

Война началась из-за споров о наследовании престола королевства Франции. Английский король Эдуард I заявил свои права на трон Франции в связи с салическим законом. Кроме того, английский король хотел вернуть земли, утраченные его отцом. Также у враждующих сторон был постоянный конфликт за владение Гасконью. Так же спор между Англией и Францией разразился  из-за Фландрии. Из Англии во Фландрию поступала шерсть, овечьи шкуры там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб. Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.
        Поводом к началу Столетней войны послужила высадка английской армии на территории Франции, и их дальнейшего наступления на Пикардию (территория на Северо-Востоке Франции).

Степанова BE., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков. (V-ХV века). Часть I. M., 1980. С. 249-250.

2. Ответь на вопросы к документу:

- Чем недоволен английский король Эдуард I?

- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами?

- Почему Англия интересовалась Фландрией?

- Из-за чего началась война между Англией и Францией?

Запиши причины в маршрутный лист

1 группа

1 этап. 1337 – 1360гг.

       Война началась с морских набегов французов и англичан.

      Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились. Основными событиями этого периода стали:

1340 г. Уничтожение французского флота при  г. Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.


2 группа

2 этап. 1369 – 1396гг.

 Сменивший ИоаннаII его сын Карл V оказался незаурядным правителем.  Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями…


3 группа

3 этап. 1415 – 1424.

         В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.  Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости…

          В борьбу стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех.  Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.


4 группа

4 этап. 1428 – 1453гг.

В 1428 году англичане осадили Орлеан.  Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...