Урок истории в 11 класса Трагедия царской семьи
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Трагедия царской семьи (урок истории в 11 классе)

Цель урока: на примере трагической судьбы семьи Николая II способствовать воспитанию гражданственности и развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся нравственных, социальных установок и идеологических доктрин;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tragediya_tsarskoy_semi.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа

Конспект урока №1.

Урок истории, 11 класс с применением приема: «Продолжить текст на основе критического анализа».

Конспект урока №2.

Урок обществознания, 5 с применением приема развития критического мышления:

«Американские технологии через чтение и письмо».

Протасова Е.А. учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №18 имени И.Я. Илюшина»

 

Трагедия царской семьи

(урок истории в 11 классе)

Цели урока: - на примере трагической судьбы семьи Николая II способствовать воспитанию гражданственности и развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся нравственных, социальных установок и идеологических доктрин;

- углубить знания учащихся в направлении проблематизации личной жизни Николая II;

- продолжить формирование у школьников навыков анализа событий и явлений при изучении   биографий исторических личностей;

- совершенствовать технологии сопоставления различных точек зрения;

- способствовать воспитанию интереса у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям.

- получить навыки критического мышления и анализа текста.

Оборудование: документы; текст, учебник, мультимедийное приложение «Правители России. Николай II», фильм «Романовы. Реконструкция. Фильмы 7,8», раздаточный материал (продолжить текст на основе критического анализа).

Тип урока: исследование

Эпиграф

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь
И пища многих будет смерть и кровь.

"Предсказание" М.Ю.Лермонтов

План крока.

  1. Актуализация темы
  2. Личности Николая II и императрицы Александы Федоровны.
  3. Гибель царской семьи Пьер Жильяр Император Николай II и его семья
  1. Актуализация темы:

Фрагмент фильма «Романовы. Реконструкция. Фильм 8 (Николай II)»      

В 1917 г. в феврале не нашлось ни одного полка, ни одного генерала, ни одной сколько-нибудь значительной группы людей, которые встали бы на защиту Николая II, хотя до этого миллионы людей с воодушевлением пели "Боже, царя храни", а солдаты шли в бой за "веру, царя и отечество". Почему так произошло - царя смахнули с плеча "что пушинку", а народу, веками ему преклонявшемуся, не оказалось до него никакого дела? Почему?

  1. Личности Николая II и императрицы Александы Федоровны.

Слайд №1 презентации (Портрет Николая II в сопровождении гимна «Боже царя храни»)

Над родом Романовых как бы нависла тень проклятия. Начиная с Петра I, потомков которого проклял царевич Алексей, погибший в застенках Преображенского приказа, все правители России по мужской линии, имели трагическую судьбу. Петр II умер в раннем возрасте. Иван VI всю жизнь провел в заточении и был убит при попытке освободить его, Пётр III был убит заговорщиками-фаворитами Екатерины II, Павел I – убит заговорщиками. Судьба прадеда Николая II – Александра I до сегодняшнего дня так и неизвестна, то ли он умер в Таганроге, то ли он ушёл странствовать по белу свету, дед Александр II был убит заговорщиками, отец Александр III царствовал совсем недолго. Самого Николая II только счастливая случайность спасла от меча японского самурая-фанатика, когда он посещал с визитом Японию.

Демонстрация кадров «Николай II» - коронация и события на Ходынке.

Поведение царя после Ходынки, вызывает, по меньшей мере, недоумение:

Маркиз Монтебелло, посол Франции в России, хозяин бала:

«Русский властелин пожелал сплясать мазурку на костях… Что ж…История, как мы знаем, прощает кесарям немало ошибок, но подобных никогда».

Задание: Как вы думаете, Николай II:

1.Понимал суть трагедии, но хотел продемонстрировать свою волю и стойкость.

2.Не понимал, что случилась катастрофа, угрожающая его царствованию.

3.Понимал ужас происходящего, но старался не признавать ошибок своего дяди-

московского генерал-губернатора.

Безусловно, все или почти все биографы Николая II отмечают его личные человеческие качества: прекрасный семьянин, любящий и любимый муж, заботливый отец. Но давайте прокомментируем с вами строки из его дневника:

Слово ученикам:

«Гулял долго. Погода холодная, ясная». «Гулял долго, убил две вороны», – зима 1905-1906 гг., когда революцию топили в крови

«Написал к Аликс и поехал к часовне, где погуля… После чаю читал… Вечером играл в домино», – в день февральской революции.

«Спал долго и крепко. Проснулся далеко за Двинском. День стоял солнечный и морозный… Читал о Юлии Цезаре», – на другой день после отречения.

Какие выводы на основании этого можно сделать о царе как о человеке и правителе?

Слайд 2, императрица Александра Федоровна.

Стихотворение об императрице (читает ученик). 

Благотворительность.

 Дух праздности, безделья был в столице - 
О, как беспечно, праздно можно жить?!! 
Не по сердцу тот дух Императрице, - 
Всегда спешила бедным послужить!

 

Из личных денег - сколько помогала! 
Бюджета не хватало на весь год! 
Приюты, лазареты содержала, 
И с нуждами к Ней шел и шел народ.

 

Устраивала бедным мастерские, 
И строила больницы для детей, 
И слезы отирала в скорбь людские, 
И утешала вдов и матерей.

 

Всех красотой душевной поражала, 
Чем силы зла невольно раздражала...

Ученик: «Императрица Александра Федоровна – Николаю II: «В Думе все дураки; в Ставке сплошь идиоты; в Синоде одни только животные; министры – мерзавцы. Дипломатов наших надо перевешать. Разгони всех… Прошу тебя, дружок, сделай это поскорее. Тебя должны бояться. Мы не конституционное государство, слава Богу. Будь Петром Великим, Иваном Грозным, сокруши всех…Я надеюсь, что Кедринского ( имеется ввиду Керенского)из Думы повесят за его ужасную речь, это необходимо…Спокойно и с чистой совестью я сослала бы Львова в Сибирь; я отняла бы чин у Самарина, Милюкова, Гучкова – всех их надо в Сибирь».

Она же в другом письме; «Будь тверд, покажи властную руку, вот что надо русским.… Это странно, но такова славянская натура».

Вопрос классу: «Какой вы увидели императрицу Александру Фёдоровну? (Характеристика императрицы Александры Фёдоровны)».

Прокомментируем высказывания императрицы и сделаем вывод

  1. Пьер Жильяр  Император Николай II и его семья. Ученикам раздается материал, дается время (10 мин).

Около половины апреля 1918 года председатель московского центрального исполнительного комитета Янкель Свердлов, уступая давлению Германии, послал в Тобольск комиссара Яковлева, чтобы перевезти Царскую семью. Этот последний получил приказание доставить ее в Москву или в Петроград. Он встретил, однако, при исполнении своего поручения противодействие, которое пытался преодолеть. Это противодействие было организовано уральским областным правительством, местом пребывания которого был Екатеринбург. Водворение Государя в Екатеринбурге было неожиданно. Купец Ипатьев был в два дня выселен из своего дома, и было предпринято возведение прочной дощатой ограды, доходившей до верха окон второго этажа.

Туда были привезены 30 апреля Государь, Государыня, Великая Княжна Мария Николаевна, доктор Боткин и сопровождавшие их трое прислуг: горничная Государыни Анна Демидова, Камердинер Государя Чемадуров и лакей Великих Княжен Седнев.

Вначале стража состояла из солдат, которых брали случайно и которые часто менялись. Позднее в ее состав вошли исключительно рабочие завода Сысерти и фабрики братьев Злоказовых. Во главе ее стоял комиссар Авдеев, комендант "дома особого назначения" - так именовался дом Ипатьева.

Условия жизни узников были гораздо тяжелее, нежели в Тобольске. Авдеев был закоренелый пьяница, дававший волю своим грубым наклонностям; он ежедневно изощрялся, вместе со своими подчиненными, в измышлении новых унижений для заключенных. Приходилось мириться с лишениями, переносить издевательства и подчиняться требованиям.

Цесаревич и его три сестры были немедленно после их приезда в Екатеринбург, 23 мая, привезены в дом Ипатьева, где их ждали родители. После мучительной разлуки это воссоединение было громадной радостью, несмотря на тягостность положения в настоящем и грозную неизвестность в будущем.

Несколько часов спустя, туда же был доставлен старый повар Харитонов, лакей Трупп и маленький поваренок Леонид Седнев. Генерал Татищев, графиня Гендрикова, г-жа Шнейдер и камер-лакей Государыни Волков были прямо отправлены в тюрьму.

Терентий Чемодуров, камердинер царя, заболевший 24-го, был переведен в тюремную больницу; его там забыли, к его же счастью. Через несколько дней увезли, в свою очередь, Нагорного и Седнева.

Число тех немногих людей, которых оставили при заключенных, быстро уменьшалось. По счастью, при них оставался доктор Боткин, преданность которого была изумительна, и несколько слуг испытанной верности: Анна Демидова, Харитонов, Трупп и маленький Леонид Седнев. В эти мучительные дни присутствие доктора Боткина послужило большой поддержкой для узников; он окружил их своей заботой, служил посредником между ними и комиссарами и приложил все усилия, чтобы защитить их от грубости стражи.

Состояние здоровья Алексея Николаевича ухудшалось вследствие утомления от путешествия; он лежал большую часть дня и, когда выходили на прогулку, его носил до сада Государь.

Семья и прислуга завтракала и обедала вместе с комиссарами, поместившимися в том же этаже. Царская семья жила, таким образом, в постоянном общении с этими грубыми людьми, которые чаще всего бывали пьяны.

Дом был обнесен двойной дощатой оградой; он сделался настоящей крепостью-тюрьмой. Внутри и снаружи были посты часовых, в самом здании и в саду стояли пулеметы. Комната комиссара, первая при входе, была занята комиссаром Авдеевым, его помощником Мошкиным и несколькими рабочими. Остальная стража жила в подвальном этаже, но солдаты часто подымались наверх и проникали, когда заблагорассудится, в комнаты, где жила Царская семья.

Однако вера очень сильно поддерживала мужество заключенных. Они сохранили в себе ту чудесную веру, которая уже в Тобольске вызывала удивление окружающих и давала им столько сил и столько ясности в страданиях.

Стражи понемногу смягчились в общении с заключенными. Они были удивлены их простотой, их привлекала к себе их кротость, их покорила полная достоинства душевная ясность, и они вскоре почувствовали превосходство тех, которых думали держать в своей власти. Даже сам пьяница Авдеев оказался обезоруженным таким величием духа; он почувствовал свою низость. Глубокое сострадание сменило у этих людей первоначальную жестокость.

Авдеев состоял под непосредственным контролем прочих комиссаров: Белобородова, Голощекина, Сыромолотова, Сафарова, Войкова и т.д.. Комиссары входили в состав Екатеринбургских советских властей. Они не замедлили дать себе отчет в перемене, которая произошла в настроении стражи по отношению к заключенным.

4 июля Авдеев и его помощник Мошкин были арестованы и заменены комиссаром Юровским, циничным евреем, и его помощником Никулиным. Стража, состоявшая, как было сказано, исключительно из русских рабочих, была перемещена в один из соседних домов, в дом Попова.

Юровский привез с собой 10 человек, которые почти все были австро-германскими пленным. Начиная с этого дня, они заняли внутренние посты; наружные посты продолжали выставляться русской стражей.

Сыромолотов уехал в Москву. Он вернулся с Голощекиным и привез инструкции и директивы Свердлова. Юровский, тем временем, принимал свои меры. Он несколько дней подряд выезжал верхом и разъезжал по окрестностям в поисках удобного места.

В воскресенье 14 июля Юровский приказал позвать священника, отца Строева, и разрешил совершить богослужение. Затем приказал увезти маленького Леонида Седнева в дом Попова, где находилась русская стража.

16-го, около 7 часов утра, он приказал Павлу Медведеву, которому всецело доверял, и который стоял во главе русских рабочих, принести ему двенадцать револьверов системы "Наган", которые имелись у русской стражи. Немного спустя, Юровский проник в комнаты, занимаемые членами Царской семьи, разбудил их и всех, живших с ними, и сказал им приготовиться следовать за ним. Объяснил это тем, что должен их увезти, потому что в городе мятежи и что пока они будут в большей безопасности в нижнем этаже.

Все в скором времени готовы и, забрав с собой несколько мелких вещей и подушки, спускаются по внутренней лестнице, ведущей во двор, через который входят в комнаты нижнего этажа. Юровский идет впереди с Никулиным, за ними следует Государь с Алексеем Николаевичем на руках, Государыня, Великие Княжны, д-р Боткин, Анна Демидова, Харитонов и Трупп.

Узники остановились в комнате, указанной им Юровским. Ввиду того, что ожидание продолжалось долго, потребовали стульев. Их принесли три. Цесаревич, который не мог стоять из-за своей больной ноги, сел посреди комнаты. Царь сел слева от него, д-р Боткин стоял справа, немного позади. Государыня села у стены (справа от двери, через которую они вошли), неподалеку от окна. На ее стул, так же как и на стул Цесаревича, положили подушку. Сзади нее находилась одна из ее дочерей, Татьяна. В углу комнаты, с той же стороны, стояла Анна Демидова, у которой оставались в руках две подушки. Три остальные Великие Княжны прислонились к стене в глубине комнаты; по правую руку от них, в углу, находились Харитонов и старый Трупп.

Ожидание продолжается. Внезапно….

Продолжите текст на основе критического анализа.

Обсуждение с учениками.

Учитель зачитывает продолжение – насколько совпадает продолжение учителя с продолжениями учеников.

Продолжение.

…в комнату возвращается Юровский с семью австро-германцами и двумя своими друзьями, комиссарами Ермаковым и Вагановым, заправскими палачами. С ними находится Медведев. Юровский подходит и говорит Государю: "Ваши хотели вас спасти, но это им не удалось, и мы вынуждены вас казнить". Он тотчас поднимает револьвер и стреляет в упор в Государя, который падает, как сноп. Это сигнал к залпу. Каждый из убийц выбрал свою жертву. Юровский взял на себя Государя и Цесаревича. Для большинства заключенных смерть наступила почти немедленно, однако Алексей Николаевич слабо застонал. Юровский прикончил его выстрелом из револьвера. Анастасия Николаевна была только ранена и при приближении убийц стала кричать; она падает под ударами штыков. Анна Демидова тоже уцелела, благодаря подушкам, за которыми пряталась. Она бросается из стороны в сторону и, наконец, в свою очередь падает под ударами убийц.

Один из биографов Николая II писал:

«Трагедия Николая II в том, что он оказался не на своём месте в истории. Обладая образованием для царствования в XIX веке и темпераментом для правления в Англии, он жил и царствовал в России XX века. Мир, который был понятен ему и привычен, рассыпался на глазах.… В конечном счёте, он сделал для своей супруги в семье всё, что было в его силах; так ли это было для России?… Попав в гибельную паутину, … Николай оплатил свои ошибки, погибнув, как мученик вместе с женой и детьми»

 (Р. Мэсси)

Проблемное задание: Прокомментируйте предложенную оценку личности последнего императора. В чём видит трагедию Николая II автор? Можно ли считать это трагедией России?

Слайды № 12.

 Заключительные слайды

Вывод урока:

трагедия семьи Николая II заключается в том, что её убийство, совершённое в годы гражданской войны большевиками, для которых царь всегда являлся олицетворением всего мрачного и несправедливого в существующем строе жизни, было преступлением в отношении невинно убиенных его детей.

Рефлексия:

1. Как вы считаете, оправданна ли была казнь семьи?

2. Какие нравственные уроки из трагедии семьи последнего царя вы вынесли? На протяжении ХХ века, как минимум дважды в нашей стране изменялось отношение общественного мнения к последнему российскому императору. Личность Николая II до сих пор вызывает ожесточенные споры не только среди ученых историков, но и широких слоев российского общества. Для одних он - мученик, невинная жертва большевистского террора. Ровно 30 лет назад -19 октября (1 ноября) 1981 г. Николай II и его семья были прославлены РПЗЦ (Русской Православной Зарубежной Церковью). 14 августа 2000 г. было принято решение Архиерейского собора РПЦ  «… прославить как страстотерпцев в сонме новомученников и исповедников российских».

Для других Николай II по-прежнему является олицетворением самодержавного произвола, безжалостным душителем всех прогрессивных веяний в России в начале ХХ в.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 2 класса по теме "Семья".

Разработка открытого урока и его самоанализ для 2 класса по теме "Семья"(УМК М. Биболетовой "Enjoy English-2 класс"...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Презентация "Трагедия царской семьи"

Данная презентация отлично подойдет для внеклассных мероприятий, посвященных царской семье, 100- летию революции, как дополнительный материал, при изучении  темы "Правление Николая 2"....

Урок в 11 классе « Трагедия Беслана», посвященная 10-й годовщине трагических событий в г. Беслане ( Северная Осетия )

Урок в 11 классе « Трагедия Беслана», посвященная 10-й годовщине трагических событий в г. Беслане ( Северная Осетия )Цели урока:- формирование у учащихся толерантности, сострадания, общеро...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...