Развитие одарённости на уроках истории.
статья по истории по теме

Иванина Алёна Геннадьевна

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растирять, не затормозить рост его способностей- это особая задача обучения. Остановлюсь на использовании творческих заданий на уроках истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanina_a.g._razvitie_odaryonnosti_na_urokah_istorii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

А.Г.Иванина, учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №101имени Героя Советского Союза Степана Андреевича Неустроева

Город Краснодар

 

 Развитие одарённости на уроках истории.

Главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно, и ее результат даже при  блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку  последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. Развитие деятельности по инициативе самого ребенка  и есть творчество.

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения   детей. Остановлюсь на использовании творческих заданий на уроках истории. Во время изучения материала, ученики, по собственной инициативе, выбирают, выполняют и представляют классу творческое задание индивидуально, в паре или в группе. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Варианты заданий предлагаются учителем, но, бывает, что ученики предлагают и свои задания. Большая часть ребят подходят к выполнению заданий формально, задания выбирают однотипные, хотя часто выполняют их качественно. Но есть ребята, которые каждый раз удивляют учителя и одноклассников разнообразными и интересными вариантами выполнения заданий, предлагают свои.

Для оценивания каждого вида заданий существуют свои критерии, которые известны ребятам и оцениваются определённым количеством баллов. Отметки, как правило, высокие, выставляются в журнал по желанию ученика.

Виды творческих заданий на уроках истории.

1. Составить кроссворд.

2. Составить тест.

3. Составить текст с ошибками.

          4. Составить вопросы по теме:

- для проверки знаний других учеников,

- проблемные или спорные,

- на которые нет прямого ответа в учебнике.

Предлагаю эти задания, начиная с 5 класса. Они формирует умение правильно формулировать вопросы, выбирать главное, запоминать термины, факты, даты, персоналии. С этими заданиями справляются все, но качество выполнения разное. Можно использовать  их для решения другими учениками при повторении материала или обсуждения на уроке.  

5. Нарисовать рисунок по определённой теме.

6. Подобрать картинки по теме и наклеить их на стандартный лист,
написать сопроводительный текст. Можно одну картину и текст. Основная часть ребят делают это задание на компьютере, в виде презентации.

7. Описать историческую картину в учебнике, событие или возможный разговор между изображёнными на ней историческими личностями.

8. Написать рассказ об исторической личности от первого лица или от лица его современника.

9. Написать жалобу на автора учебника от имени исторического лица,
который обвиняет в  фальсификации (искажении) фактов  или преднамеренном подборе их, что привело к необъективной оценке
его деятельности.

   10. Написать доступным языком параграф в учебник по истории для начальной школы, подобрать наглядный материал.
  11. Составить рассказ от имени исторической личности или человека, живущего в конкретное историческое время о событиях,  людях, моде, облике городов, нравах,  обычаях,   досуге  и  т.д.   Сопроводить  текст  наглядным материалом.

    12. Написать сценарий интеллектуальной игры по типу телевизионных передач, провести игру в классе.

    13. Написать исторический сценарий или диалог (женщины о моде, старики о современных нравах, солдаты о службе, чиновники о законах и т.д.).

    14. Написать очерк об историческом событии, в котором чётко прослеживается  позиция автора,  в оценке этого события.

               15. Составить программу преобразований в стране, политического движения и т.п.

           16. Сделать инсценировку по своему сценарию.

   17. Подготовить телепередачу, по выбору ученика, на историческую тему. Например, в передаче «Спокойной ночи, малыши!» рассказать детям о походе Ермака.

   18. Подготовить презентацию. Как правило, можно сделать по всем изучаемым темам, используя возможности ИКТ.

 19. Изготовить макет крепости, собора, дома, орудий труда, предметов быта, орудий труда, оружия и т.д.

         20. Сшить или нарисовать одежду определённого исторического периода.

 21. Приготовить блюда, которые могли употреблять в пищу разные слои населения в определённую историческую эпоху  какой - либо страны.

Развитию ценностно-смысловые компетенции  способствуют задания, связанные с историей семьи ученика.

     1.Составить герб семьи.

     2. Составить генеалогическое дерево семьи.

          3.Записать воспоминания родственников об исторических событиях  очевидцами или участниками, которых они были.

       Пожалуй, более всего формированию ключевых компетенций учащихся способствует проектная деятельность.  С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников, им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным выступлением с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет ребенку качественно углублять свои знания.  

Активный самостоятельный творческий поиск позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе трудовые навыки.  Учителю необходимо организовать самостоятельную работу учащихся  так, чтобы учёба стала более увлекательной и интересной, ориентировать  ребят на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта. Это и способствует формированию   ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных коммуникативных и других компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития Робототехники на уроках истории. Статья

В статье рассказывается об истории развития Робототехники от фантастических идей философов Древней Греции до претворение в жизнь в современном мире....

Развитие УУД на уроках истории

Учитель истории МБОУ«Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....

Развитие УУД на уроках истории.

В данной статье идет речь об изменениях в преподавании истории в связи с требованиями ФГОС второго поколения. Сегодня педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на систем...

«Развитие речи на уроках истории и обществознания»

Проблема развития речи учащих­ся сегодня чрезвычайно актуаль­на. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невы­разительн...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...