Урок "Сказание о Борисе и Глебе"
план-конспект урока по истории (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Истомина Елена Евгеньевна

     Тема русской святости вызывает живейший интерес у современных старшеклассников, и лучшие минуты уроков литературы, мировой художественной культуры – это обращение к житиям святых. Может быть, в этот момент ученик положил буйную головушку на руки, может быть, механически водит карандашом по листочку - но он весь внимание, он напряжённо вдумывается в текст. В этом неослабеваемом интересе проявляется генетическая память. Век, два, пять веков назад такой же русский мальчик слушал или читал жизнеописания святых (общеизвестно, что житийная литература изучалась в церковно-приходских школах и являлась любимым семейным чтением). На главные вопросы русской души отвечали жития: жизнь по Заповедям возможна, жизнь с Богом в сердце –реальность, такая же, как хлеб, вода, синее небо над головой…

   Трагические события, изложенные в одном из лучших преданий Древней Руси, «Чтения о житии и погублении... страстотерпцев Бориса и Глеба» (XI в), неизменно вызывают бурное обсуждение среди подростков благодаря удивительной современности. Два юных князя, жившие в XI веке, младшие сыновья крестителя Руси Владимира Красно Солнышко, погибли в политической усобице, как умирали и до них, и после. Но почему же именно их имена сохранила история? Чем поразили свою страну на тысячу лет вперёд Борис и Глеб?  В чём заключается глубинный смысл слов князя Бориса «Не подниму руку на брата?» Мы с учениками искали пояснения к словам: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» и отвечали на вопрос, отчего так много храмов, монастырей, икон в честь святых князей.

      «Идёт истории урок в притихшем классе спозаранок…» Есть действенная форма работы со школьниками: демонстрация слайд-фильмов, мощного видеоряда. Ученики вглядываются в клейма иконы «Борис и Глеб с житием», хранящейся в Третьяковской галерее, вдумываются в цитаты из «Чтения…», в соответствии с которым и была написана  эта икона. Приведём фрагменты занятия, посвящённого идейному содержанию повествования о Борисе и Глебе со стенограммой ответов учеников (урок снимался на видео). Материал излагается проблемно, с точно расставленными миссионерскими акцентами.

 

Урок предваряет сочинение ученика о русском храме.

«Лето, которое не забудется.

   Сочинение моё начинается обычно: лето я провёл на берегу реки Ветлуги. Мы с братом ходили на пасеку за прозрачным мёдом, искали землянику на солнечных полянах, я едва не наступил на змею и потом всё спрашивал кукушку, сколько лет буду жить на свете…

   А в июле, когда река обмелела, нам разрешили сплавляться ночью на лодке! Мы не сомкнули глаз до самого утра,  потом жгли костёр на берегу.

   Но я хочу рассказать вам совсем о другом. Тем утром мы совершенно случайно нашли заброшенную церковь, которая и сейчас стоит у меня перед глазами.

   Мы сидели в лодке и осматривались кругом. Становилось всё светлей. Казалось, что светилось не только небо, какое-то свечение шло и от жёлтого песка под прозрачной водой. Я опустил в воду руки и легонько поднял в ладонях блестящих спинками весёлых мальков.

   Пока я беседовал с мальками, брат забрался на высокий берег и удивлённо позвал меня. Я перешёл ручеёк босиком, вскарабкался наверх и замер. Передо мной утопал в высокой траве белый храм. В такой глуши, без дорог и домов, он воспринимался как чудо.

   Мы подошли ближе, увидели деревянный крест. Надпись на нём гласила: «Преподобный отче Варнава, моли Бога о нас! И две даты 1445 – 2000». Значит,  тут никто не похоронен, это памятный поклонный крест!

   Вероятно, святитель Варнава  благословил строительство церкви именно здесь…

   Мы вошли внутрь, попробовали подняться по ступенькам – они обрывались в воздух. Из всех окон храма была видна одна и та же картина: серебристая трава и небо.

   Мы увидели табличку, на которой прочитали: «Путник! Знай, что церковь сия Богородицкая с. Зубовского построена в 1842 году на средства прихожан…»
   Когда-то здесь был большой приход, и жители окрестных деревень приезжали сюда на службы.

   Было очень тихо. Мы сидели на берегу и смотрели вниз с обрыва. Все дальние луга за лесом, и ближние деревья с толстой корой, и река, и птицы – всё замерло. Может быть, сто лет назад такие же ребята, как мы, молчаливо сидели на этом берегу и слушали пение птиц.

   Чего же я хочу теперь, посреди осени?

   Плыть куда-то далеко по нескончаемой реке, брести по цветущему лугу. Увидеть отражённый в воде храм, не разрушенный, а сияющий белизной…

Не исчезай, моё село!

Твой берег выбрали поляне…

И ты в него, судьбе назло,

Вцепись своими тополями!

Не исчезай, белая церковь над тихой рекой, прекрасная песня моей земли! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказание о Борисе и Глебе2.5 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок православной культуры в 5 классе «Святые благоверные князья –страстотерпцы Борис и Глеб»

Данный урок для обучающихся коррекционной школы VIII вида расскажет о благоверных князьях Борисе и Глебе....

Святые страстотерпцы Борис и Глеб"

Святые мученики- страстотерпцы Борис и Глеб"....

Сказание о Борисе и Глебе

Фильм о святых страстотерпцах Борисе и Глебе был показан учащимся в 2012 году, неоднократно представлен вниманию на конференциях педагогов Сергиев-Посадского района, распространён на диске"Русская Гол...

Слайд-фильм "Сказание о Борисе и Глебе"

Слайд-фильм "Сказание о Борисе и Глебе"...

конспект урока " Подвиг Бориса и Глеба"

Урок ИПКЗС в 8 классе. Подвиг Бориса и Глеба. Работа со словом....

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...