Сказание о Борисе и Глебе
презентация к уроку по литературе (7, 8, 9, 10 класс) по теме

Истомина Елена Евгеньевна

Фильм о святых страстотерпцах Борисе и Глебе был показан учащимся в 2012 году, неоднократно представлен вниманию на конференциях педагогов Сергиев-Посадского района, распространён на диске"Русская Голгофа" в 2015 году на Сергиевских Чтениях. Работа интересна своей актуальностью, связью с современностью. Почему именно Бориса и Глеба Русь назвала святыми? В чём суть Их подвига? Материал воспринимается учениками легко, с живым интересом.

Истомина Елена Евгеньевна,

учитель МБОУ «КСОШ №7»,

Сергиево-Посадский район ,

Московская область.

2012 год

Текст к слайд-фильму «Древняя Русь в сокровищах Государственной Третьяковской галереи. Икона XIV века «Борис и Глеб с житием»»

Текст читается в музыкальном сопровождении, слайды пронумерованы, меняются автоматически. Фильм выложен в разделе "видео".

 

1. Мировая художественная культура.

2. «Древняя Русь в сокровищах Государственной Третьяковской галереи». Идейное содержание иконы  XIV века «Борис и Глеб с житием».

3. И вспомнилось мне  не случайно
о первых российских святых…

Не бросились в буйную сечу,
Не вырвали жизни в борьбе,
А просто шагнули навстречу
Своей беспощадной судьбе.

                                        (  Д. Мизгулин).

4. В далёком XI веке жили на русской земле два юных князя - Борис и Глеб. Они погибли в политической усобице, как умирали и до них, и после.
   Но почему же именно их имена сохранила история? Чем поразили свою страну на тысячу лет вперёд Борис и Глеб? Отчего так много храмов, монастырей, икон в честь святых князей?

5. Войдём же в залы Третьяковской галереи, посвящённые древнерусскому искусству!

6. Мы обратимся к иконе «Борис и Глеб с житием» и прекрасному сказанию «Чтение о житии и погублении... страстотерпцев Бориса и Глеба» конца XI века, в соответствии с которым и была написана  эта икона.

7. На первом клейме иконы князь Владимир посылает своего смелого сына Бориса на войну  с печенегами.

 Больше они не встретятся - вскоре креститель Руси Владимир Красно Солнышко отойдёт к Богу. 

8. Мы видим, как коварный Святополк после смерти отца, князя Владимира, захватывает  власть в Киеве. Святополк изображён в коричневом плаще. 

Святополк  решает  убить всех своих братьев, чтобы править единолично!

9. Князь Борис  предупреждён о готовящейся расправе.

Он может защитить себя, его воины отважны и готовы свергнуть Святополка.

 Но князь решает отпустить войско и не противиться смерти.

10. Борис обращается к своему войску:  «Воины,  слушайте меня! Я отпускаю вас». «Кто говорит: «Я люблю Бога,  а брата своего ненавидит, тот лжец»». «Не подниму руку на брата!»

11. «Если Господь судил мне умереть, то пусть прольётся только моя кровь и ничья другая».

12. Молитвенно сложены руки князя, глубоко ранит его любящую душу намерение коварного брата… «Если бы враг поносил меня – это я стерпел бы;  если бы ненавистник мой клеветал на меня – укрылся бы я от него. Но Ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим».

13. На клейме иконы изображён момент убийства. Не от рук гонителей христианства погибает Борис! Разве печенеги стоят над ним с копьями? Свои, родные, в знакомых шлемах и плащах…

14. Братьями называет их князь и не противится смерти!  

15. «Не осуждай их, Господи, за грех этот, но прими с миром душу мою».

16. Подобно Борису, погибает  и  Глеб. Узнав о готовящемся злодействе,  мальчик снимает с пояса меч, отпускает дружину и плывёт по реке Смядыни в Киев навстречу смерти.

17. О чём он размышлял перед смертью? Летопись сохранила молитву отрока Глеба: «Господи! Воззри на сокрушение сердца моего: убивают меня неведомо за что, неизвестно, за какую вину».

18. Перед смертью Глеб вспоминал слова Христа, сказанные апостолам:

"За имя Мое, Меня ради поднимут на вас руки… и брат брата предаст на смерть». Глеб  принимает свою судьбу…

19. Глеб был брошен злодеями на берегу реки без погребения. Неизвестный иконописец жалеет нашего первого русского святого - мальчика, который не умел ненавидеть. 

20. «О чём рассказала икона.  Идейное содержание иконы XIV века «Борис и Глеб с житием».

21. Давняя история короткой жизни юных князей не забылась. Почему Русь X века назвала Бориса и Глеба святыми?

22. Ответ  мы находим в правилах веры, по которой жили Борис и Глеб:

«Блаженны миротворцы…»

«Блаженны плачущие,  ибо они утешатся».

«Блаженны чистые сердцем…»

Видимо не сопротивляясь злу, по сути, Борис и Глеб дали ему жёсткий отпор, потому  что они отказались грешить. Своим  подвигом князья утверждали: греха, а не смерти нужно страшиться более всего!

23. На последнем клейме иконы в странном костюме восточного типа изображён Святополк Окаянный, который, по словам летописца, «пропаде в пропасть».

24. Чем поразили Русь юные князья, погибшие, казалось бы, бесславно, в  политической усобице? Среди великого разбоя, под страхом смерти Борис и Глеб героически  утверждали новые добрые законы Православия:  любовь превыше всего!

25. Любовь к кому? К заблудшему брату Святополку, к милым русичам, к своей тихой Родине!

26. Смиренные князья выразили в своём поступке любовь к Богу и безграничное доверие к Его воле. Разве нам непонятны их чувства?

Разве мы не видим, что не меч, а добрый крест был оружием Бориса и Глеба?

27. "Может  быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любил Его образ по - своему, то есть до страдания". Ф. М. Достоевский. 

«Видно, Премудрость явилась к нам неспроста:

Приняла Русь Божью милость – Спаса Христа! » (Иеромонах Роман).

28.   Князья ушли в мир иной в своём законном статусе – наследниками крестителя Руси князя Владимира. Они не теряли власть и не отнимали её. Поэтому власть им и принадлежит – по праву сильных. Тех, кто не ищет во власти корысти.

29.

«Ночью черниговской с гор араратских,

Шёрсткой ушей доставая до неба,

 Чад упасая от милостынь братских,

Скачут лошадки Бориса и Глеба.

 

Плачет Господь с высоты осиянной,

 Церкви горят золочёной извёсткой,

 Меч навострил Святополк Окаянный,

Дышат убивцы за каждой берёзкой.

 

30. Киев поникнет, расплещется Волга,

Глянет Царьград обречённо и слепо,

Как от кровавых очей Святополка

Скачут лошадки Бориса и Глеба.

 

Ныне и присно по кручам Синая,

 По полю русскому в русское небо,

Ни колоска под собой не сминая,

Скачут лошадки Бориса и Глеба».

                                                                                                                ( Б. Чичибабин)

31. «Русское небо» - так обозначен в стихотворении путь Бориса и Глеба. Что имел в виду поэт? Вечность зажгла свечу юных князей! 

  …Их жертву приняли на Руси как самую заветную святыню.

32. Подвиг любви Бориса и Глеба к ближним,  братьям, родной земле многократно повторён на Руси. Это национальный подвиг нашего народа…

33. В 1918 году в период новой усобицы – революционного переворота - без вины, сознательно,  приняла смерть  Царская Семья…

34. Подвал Ипатьевского дома. Последняя молитва Царских Детей. 

35. Кровь праведников

Вопияет  «от земли на небо,

Пробудит в нас совесть

И дорогой узкой

Приведёт нас всех она

 От Бориса с Глебом

К Семерым умученным На Голгофе русской».

36. «Не подниму руку на брата!»

По сей день в неспокойном мире звучит, вслед за юными князьями и множеством святых,  в земле Российской просиявших, негромкий, но внятный голос совести родной земли – голос  Русской Православной Церкви.

«Кровь, пролитая в XX-м веке, не даёт нам права на разделение и вражду. Все недоумения и разногласия должны быть преодолены миром».

 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

37. О чём рассказала нам древнерусская икона? Неубитая мечта русского народа о жизни с Богом воплотилась в ней. До сих пор по дорогам русской истории скачут лошадки Бориса и Глеба, напоминая о духовных уроках Святой Руси.

38. Не исчезли храмы и монастыри! По-прежнему повсеместно в России звучат слова молитв, зажигаются свечи, многие люди стараются выстроить свою жизнь по законам Святой Руси.

39. Наша Русь  и по сей день – неподвижная праведница среди беснующегося мира, стоящая, «яко камень живой»!

40. Почему  имена Бориса и Глеба сохранила история?  Вот  суждения современных школьников:

«Нельзя любить и ненавидеть одновременно, потому что Бог велел любить всех. Если ты ненавидишь кого-нибудь, ты уже считаешься лжецом и заблуждаешься в своих мыслях.

А Борис и Глеб в себе не заблуждались, никого не ненавидели даже в тот момент, когда их убивали» (Виктория, 9 класс).

41. «Русский человек очень хорошо понимает, что он будет держать ответ за совершённые им дела и поступает, исходя из этого» (Константин, 9 класс).

42. «Если бы люди следовали мирной традиции Бориса и Глеба, в России не случилось бы революции 1917 года» (Константин, 9 класс).

43. «Борис и Глеб поступили по правилам Евангелия, отдав свои жизни. Они не пожелали пойти против своего брата даже под страхом смерти» (Максим, 10 класс).  «Борис и Глеб отдали свои жизни ради мира в стране» (Евгений, 10 класс).

44. Небесные вехи в нашем сложном мире – древние русские иконы…

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок православной культуры в 5 классе «Святые благоверные князья –страстотерпцы Борис и Глеб»

Данный урок для обучающихся коррекционной школы VIII вида расскажет о благоверных князьях Борисе и Глебе....

Святые страстотерпцы Борис и Глеб"

Святые мученики- страстотерпцы Борис и Глеб"....

Слайд-фильм "Сказание о Борисе и Глебе"

Слайд-фильм "Сказание о Борисе и Глебе"...

Урок "Сказание о Борисе и Глебе"

   Тема русской святости вызывает живейший интерес у современных старшеклассников, и лучшие минуты уроков литературы, мировой художественной культуры – это обращение к житиям святых. ...

конспект урока " Подвиг Бориса и Глеба"

Урок ИПКЗС в 8 классе. Подвиг Бориса и Глеба. Работа со словом....

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...