конспект урока " Подвиг Бориса и Глеба"
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Ускова Ольга Владимировна

Урок ИПКЗС в 8 классе. Подвиг Бориса и Глеба. Работа со словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvig_borisa_i_gleba.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Ускова О.В., учитель ИПКЗС

МБОУ « Школы- гимназии»

г.Ярцева Смоленской области

Урок ИПКЗС в 8 классе

Тема урока: «Подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба»

Цели:

  • учебная -  познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной сутью; как примером христианской добродетели ;
  • воспитательная -  способствовать воспитанию духовно-развитой личности, воспринимающей подвиг как проявление жертвы ради себя, ради людей и ради Бога;
  • способствовать воспитанию потребности быть добрее и внимательнее к людям, преодолевая собственный эгоизм.
  • развивающая – способствовать развитию мышления, мировоззрения, коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Познакомиться с жизнью и подвигом святых Бориса и Глеба
  • Узнать чему учит подвиг Бориса и Глеба
  • Выделить особенности чина святости -страстотерпцы
  • Определить духовно- нравственное значение подвига Бориса и Глеба
  • Помочь осознать значимость совершения подвига в жизни человека;

Планируемые результаты:

Предметные:

Осмысление понимания слова «подвиг», «жертва», -«герой»;

-осознание жертвенности как движение от своего эгоизма;

-Знакомство с подвигом страстотерпцев Бориса и Глеба.

Метапредметные:

-Умение анализировать, составлять опорные тематические  схемы;

Логически выстраивать речевые высказывания;

Личностные:

-Сознательное отношение к подвигу как к проявлению жертвы ради себя и других;

-Умение выбирать нравственные ориентиры и формы поведения;

-Стремление следовать идеалам христианства.

Содержание изучаемого материала:

I Беседа (с использованием фоновых знаний)

  • Что такое подвиг в вашем понимании?
  • Кто может совершить подвиг?
  • О каких подвигах вам известно?

II Работа со словом

  • Что же означает слово «подвиг», как и откуда оно возникло?

(это слово пришло из старославянского языка)

Разберём слова по составу (запись на доске):

По-двиг( ) – по-движ-к(а) – по-движ-ник( ) – по-движ-нич-еств(о) – по-двиз-а(ть)-ся

  • Что общего в этих словах? (корень двиг//движ//двиз)

Это один и тот же корень, в котором наблюдается чередование согласных

г//ж//з (чередование согласных в корне часто можно наблюдать при разборе слов: друг-дружить-друзья; лик-лицо-личина)

  • Как вы думаете, от какого глагола образованы слова подвиг-подвижник-подвижничество-подвизаться?

     от глаг. по-двиг-а(ть) – по-дви(г)-ну(ть)

Словарик урока:

Подвиг: Доблестный героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.

Подвижник:

1.Тот, кто постоянно во внутреннем  целеустремлённом  движении.

(святой подвижник)

2.Человек принимавший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели( идеи). Сомоотверженный труженик.

( подвижник науки)

 Задание: Соотнесите стрелками значения слов с данными словами

  • Подвиг

Небольшое продвижение вперёд

  • Подвижка

Героический, самоотверженный поступок

  • Подвижничество

Устремляться, подвигаться куда-либо, собираться с силами, духом для совершения чего-либо

  • Подвизаться (не путать с «подвязаться»)

Образ жизни, действия подвижника; поступки не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией

  • Подвижник

Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения для достижения высокой цели; тот, кто движется ко Христу

III. Работа в группах.

 Сопоставление текстов. Заполнение таблицы.

1.Тексты из Евангелия.

«И даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки , и Царству Его не будет конца».

« Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне  более, нежели двенадцать легионов ангелов?»

«Отче Мой! Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем не так, как Я хочу, но как Ты.»

«Иисус же говорил: « Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.»

2. Д.С.Лихачёв.  « Сказание  и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу»

«Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца» .

«И когда услышал он зловещий шепот около шатра, то, затрепетал, и потекли слезы из глаз его, и промолвил: «Слава тебе, господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим.

«Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

«И без жалости пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного. Христова страстотерпца Бориса .И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: «Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!»

«Увидев это, блаженный Глеб  понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись, в сердечном сокрушении, трепетно вздыхая, заливаясь слезами и ослабев телом, стал жалостно умолять: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие».

«Потом взглянул на убийц и промолвил жалобным и прерывающимся голосом: «Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!»

Страдания святого Бориса и Глеба

Страдания Иисуса Христа

1

1

2

2

3

3

 

Итог

сравнительно – сопоставительного  анализа

Страдания святого Бориса и Глеба

Страдания Иисуса Христа

Добровольное принятие смерти

«Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!»

«Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем не так, как Я хочу, но как Ты.» 

Непротивление злу силой

«Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца»

«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне  более, нежели двенадцать легионов ангелов?» 

Всепрощение и молитва за врагов

«Слава тебе, господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим».

«Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.»

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     IV Аудирование

Послушайте, как поэт А.С.Хомяков писал о подвиге: 

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе…

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились,-

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных,

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

Значит, подвиг помогает человеку приблизиться к добру, к Богу. Это становится возможным, если человек умеет жертвовать (отдавать без принуждения и сожаления) мелкой радостью или удовольствием ради радости душевной, ради высшей цели, отказаться от эгоизма.

Фоновые знания

Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость; укрепляешь силу воли, обливаясь по утрам холодной водой, или делаешь зарядку…

Всё это тоже можно назвать подвигом ради себя.

Но этого мало – человек должен научиться жертвовать своей гордостью, тщеславием, уметь признавать свои ошибки… ради людей.

Стремление человека жить по заповедям Божиим, исполнять волю Бога, жертвуя своими капризами и прихотями – это жертва ради Бога.

Итог урока:

Закончи предложениe 

1.Подвиг совершается тогда…….

Ответьте на вопросы:

2.В чем состоит подвиг Бориса и Глеба?

Ради кого они совершили подвиг?

3.В чём состоит жертвенный подвиг Иисуса Христа?

Дополнительный материал

                             

                                      О подвигах

Вова мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку, хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была пустой.

        Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошел ливень. По улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару, но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма. Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит-улицу переходит мужчина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности.

Потом помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хотел есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице раздавались шаги, и он возвращался.

        Вовка сердился. Вместо того, чтобы совершить подвиги, он   потратил зря столько времени.

                                                                                    (По  С.Жемайтису)

  • Согласны вы с Вовкой в том, что он подвига не совершал?
  • О чём вас заставил задуматься текст?
  • Это был подвиг ради себя или ради людей?

Работа с текстом (другой вариант)

 Тексты раздать детям: слушают учителя и следят по тексту.

Лапти

     Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

     Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

     И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

      Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

     И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

     Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

     За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

                                                                                                       И.Бунин

  • С какими героями вы познакомились? (больной ребёнок, барыня, Нефёд)

(Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

  • В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой)
  • Какая стоит погода? Сколько дней? (пятый день несло непроглядной вьюгой)
  • Что просит больной ребёнок? (красные лапти)
  • Кем в доме барыни был Нефёд? (слугой)
  • Каким вы его себе представляете?
  • Знал ли Нефёд, что в такую погоду опасно идти шесть вёрст в Новосёлки? Почему всё-таки пошёл?
  • Какие черты характера проявляются в нём? (добрый, мужественный, смелый, самоотверженный, человек слова)
  • Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (было неуютно, переживали…)
  • Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
  • Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет; самоотверженный поступок Нефёда и его смерть не могли быть напрасны)
  • Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? Ради кого?
  • Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

(Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям, тем, кто нуждается в нашей помощи)

  • Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет, личным временем, вещью, спокойствием, комфортом…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правление Бориса Годунова. Причины Смуты".

Урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы....

Урок православной культуры в 5 классе «Святые благоверные князья –страстотерпцы Борис и Глеб»

Данный урок для обучающихся коррекционной школы VIII вида расскажет о благоверных князьях Борисе и Глебе....

Святые страстотерпцы Борис и Глеб"

Святые мученики- страстотерпцы Борис и Глеб"....

Сказание о Борисе и Глебе

Фильм о святых страстотерпцах Борисе и Глебе был показан учащимся в 2012 году, неоднократно представлен вниманию на конференциях педагогов Сергиев-Посадского района, распространён на диске"Русская Гол...

Слайд-фильм "Сказание о Борисе и Глебе"

Слайд-фильм "Сказание о Борисе и Глебе"...

Урок "Сказание о Борисе и Глебе"

   Тема русской святости вызывает живейший интерес у современных старшеклассников, и лучшие минуты уроков литературы, мировой художественной культуры – это обращение к житиям святых. ...

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...