Школа будущего-какой я ее вижу?
статья по истории на тему

Кривушенкова Татьяна Сергеевна

перспективное развитие школы в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_budushchego.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Школа будущего. Какой я ее вижу?

В настоящее время происходят бурные обсуждения того, каким должно быть будущее нашей школы. Всем ясно, что ей нужно модернизироваться и усовершенствоваться, необходимо повсеместное внедрение инновационных, интерактивных технологий обучения, вовлекающих учеников в совместный с учителями творческий процесс познания. Вместе с тем, многие славные традиции отечественной педагогики не должны быть преданы забвению. Хорошо известно, что в XX веке наша школа давала подрастающему поколению гораздо больший объем знаний, чем школы многих зарубежных стран. Советскую образовательную систему отличал по-настоящему фундаментальный характер. Школьникам давалась целостная  развернутая картина мира в его прошлом и настоящем. Конечно же, эта картина была в чем-то односторонней, проникнутой идеологическими догмами марксизма. Вся история, к примеру, изучалась сквозь призму борьбы классов, смены общественно-экономических формаций. Однако эта схема, при всей своей однобокости позволяла привести исторические знания в систему, что способствовало их лучшему усвоению, навыкам логического мышления, дисциплине ума. В наше время, к сожалению, системность исчезает из истории и других школьных курсов. Да, появились новые интересные учебники, насыщенные увлекательно поданным фактическим материалом, разнообразными иллюстрациями, заданиями для самостоятельной, в том числе творческой работы. Вместе с тем,  с сожалением приходится констатировать, что большинство учеников сегодня воспринимают ту же историю просто как набор фактов, лишенный внутреннего стержня. Еще обиднее слышать о готовящихся планах по сокращению учебных программ, часов. По моему мнению, школа будущего должна взять все самое лучшее из прошлого: системность, фундаментальность образования, также многие моменты, связанные с учебной дисциплиной, авторитетный статус учителя.

Я, к примеру, очень довольна тем, что в школе, где я преподаю, сохранена школьная форма и многие другие элементы старых школьных порядков. Приходя в школу, учащиеся должны чувствовать особую атмосферу этого заведения, и специальная одежда к этому располагает. Весьма полезной практикой, к счастью не утраченной в наши дни, является участие школьников в поддержании внутреннего порядка образовательного учреждения, в частности система дежурств. Я бы не имела ничего против восстановления шефства старших школьников над младшими, организаций, подобных октябрятской, пионерской и комсомольской, но, конечно, уже с другим идеологическим наполнением. Сохранение традиций должно, безусловно, сочетаться с конструктивным новаторством, современными передовыми технологиями. В настоящее время уже осуществлена  компьютеризация российских школ, у нас в школе существует электронный журнал, на уроках используются презентации и другие компьютерные технологии наглядного обучения. В будущем, конечно применение этих средств, станет еще более широким. Будет развиваться практика дистанционного обучения в онлайн - режиме (например, для тех учеников, которые по некоторым причинам вынуждены обучаться на дому). Вопреки расхожему мнению, компьютер никогда не сможет вытеснить учителя. Он- лишь средство для придания учебному процессу большей эффективности. Однако ничто не может заменить живое общение учителя с учеником. Ведь обучение-это не только образование, но и воспитание,  передача нравственного и духовного опыта многовековых традиций, сохраненных поколениями. В наше время подчеркивается, что учебный процесс включает не только взаимодействие учителя с учениками, но и учеников между собой. Класс при этом должен ощущать себя единым коллективом, объединенным общей задачей- усвоение знаний и навыков, необходимых для последующей социализации во взрослой жизни, полноценного развития. Индивидуальность каждого учащегося в этом коллективе должна не подавляться, а,  напротив, с наибольшей полнотой раскрываться в процессе взаимодействия с одноклассниками и педагогом. Этому взаимодействуют способствуют такие формы учебных занятий как урок-игра, викторина, конкурс, участие наиболее способных учеников в олимпиадах районного, городского и более высокого уровня. В старших классах я бы более интенсивно внедряла такие формы, как урок-конференция, интерактивный интегрированный урок, когда ученики чувствуют себя по-настоящему мыслящими творческими людьми.

Один из наиболее дискуссионных вопросов в настоящее время- вопрос о системе оценок. В большинстве школ до сих пор действует традиционная система пятибалльная система. На мой взгляд, это система слишком простая и недифференцированная. За очень слабый ответ и за сравнительно небольшой  зачастую ставится одна и та же оценка-4. Фактически у нас даже не пяти,- а четырехбалльная система, поскольку единица в реальности не применяется. Для того чтобы хоть как-то разнообразить отметки, учителя прибегают к плюсам и минусам, но в ведомости эти знаки все равно не вносятся, имея,  таким образом , чисто психологическое значение. Для более адекватного и дифференцированного отражения уровня знаний и успеваемости  детей я бы предложила ввести, по крайней мере, десятибалльную шкалу отметок. Она уже действует в ряде сопредельных с Россией государств, например, в Белоруссии. Тогда у учащихся уже не будет панического страха перед словом « двойка» и преувеличенного восторга перед волшебным словом « пятерка». Ведь в действительности, отличник отличнику рознь, и не все двоечники и троечники  одинаковы по уровню. Ученики должны стремиться получить максимальный балл, не останавливаться на достигнутых успехах и в то же время не падать духом от неудач.

Итак, я хотела бы видеть в школе будущего оптимальное сочетание традиций и новаций. Взять лучшее из прошлого и одновременно двигаться вперед, не останавливаясь в развитии – таким должен быть наш девиз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Моё будущее – какое оно?"

Моё будущее – какое оно? Моя картина мира. Презентация с заданием для детей разного возраста....

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Экономика России в будущем - какая она?

Экономика России в будущем - какая она?...

Конспект занятия "Открытка будущего, какая она?"

Проектная деятельность для младших школьников  - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих занятиях использую метод проектов. Дет...

Учитель будущего. Каким он должен быть?

Teacher of the Future     The teacher of the future. What should it be like? At all times, the teacher was, is and should always be a role model, the standard of right and wi...