ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
статья по истории (11 класс) на тему

Патранина Татьяна Ивановна

В данной статье представлены разнообразные формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающие формирование исследовательской компетентности, патриотическое воспитание обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_15022017.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Т.И. Патранина,

учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №125» Советского района г. Казани

Прочным фундаментом для построения будущего страны является патриотизм. Он начинается с любви к Родине и своим близким, с гордости за своих соотечественников, совершавших подвиги и одержавших победы. Чаще всего патриотизм прививается в семье, затем - в школе, в трудовом коллективе.

 Гражданско-патриотическое воспитание  является основным направлением  работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Функционально грамотный гражданин – это патриот, человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию.

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи).

В 2015 году  постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 утверждена Государственная программа  "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".  С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

В условиях современных вызовов перед педагогом стоит вопрос: как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал формирование универсальных учебных действий, необходимых для формирования гражданско-патриотической самоидентичности?

Одним из средств становления патриота и гражданина является внеурочная деятельность, предусмотренная ФГОС. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. 

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

В МБОУ «Гимназия №125» внеурочная работа по истории и обществознанию осуществляется по следующим направлениям:

  • Школьное научное общество.
  • Социальные проекты.
  • Виртуальные экскурсии.

Школьное научное общество  (ШНО) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся  к  глубокому познанию достижений  науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

ШНО «Эврика» существует с 1998 года. В работе с учащимися используются следующие формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся:

  • 1. Занятия в секции.
  • 2. Практические занятия.
  • 3. Индивидуальные консультации.
  • 4. Научно-практическая конференция.
  • 5. Экскурсии и занятия в музеях, библиотеках, архивах.

Целесообразно вести работу поэтапно:

Этап 1. Мотивация научно-исследовательской работы.

Этап 2. Выбор направлений исследований.

Этап 3. Постановка задачи.

Этап 4. Работа над проектом.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.

Этап 6. Оформление результатов работы.

Этап 7. Представление исследовательской работы.

В рамках ШНО или во внеурочной деятельности осуществляется работа над социальными проектами, которая  является наиболее оптимальным средством формирования гражданственности.

 По определению Прутченкова А.С.:

«Социальный проект  – есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи. Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном  социуме».

Формы организации работы над социальными  проектами могут быть как теоретические, так и практические:

  • Беседы
  • Знакомство с историческими и литературными источниками
  • Встречи с интересными людьми
  • Интервью
  • Экскурсии
  • Просмотр фильмов
  • Конкурсы
  • Выставки
  • Праздники
  • Презентации
  • Тематические мероприятия

В нашей гимназии традиционными являются следующие социальные проекты:

  • «Ветеран живет рядом»;
  • «Бессмертный полк»;
  • «Я помню, я горжусь!»;
  • «Они сражались за Родину»;
  • «Мы – дети России»;
  • «Ручейки России»;
  • «История моей семьи в истории страны»;
  • «Юный краевед».

В современном информационном обществе имеются большие возможности для разработки виртуальных экскурсий исторической и краеведческой направленности. Виртуальные экскурсии – это воображаемые посещения изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии – это:

  • определение цели и задач экскурсии;
  • выбор темы;
  • отбор литературы и составление библиографии;
  • определение источников экскурсионного материала;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
  • составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
  • подготовка текста экскурсии;
  • определение техники ведения виртуальной экскурсии;
  • показ экскурсии.

В соответствии с требованиями ФГОС ученик научится:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями,  включая компьютерные);
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • использовать специальные методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Представленная модель организации внеурочной деятельности обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в четырех из пяти обязательных направлений: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Работа по формированию гражданско-патриотического самосознания должна вестись не эпизодически, а систематически, целенаправленно, научно обоснованно.

Литература

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В.Григорьев, П. В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 168с.
  2. Комарова И.В. Технология организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – Москва: Каро, 2015. – 128с.
  3. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович – СПб: КАРО, 2009- 205с.
  4. Третьякова С.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность... ФГОС
    М: Просвещение, 2014 – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Исследовательская деятельность школьников как способ гражданского воспитания

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творчес...

«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны  базовые национальные ценности, а также да...

организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.

В данном материале дается  пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....

Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...