Исследовательская работа Цена победы.
творческая работа учащихся по истории (8 класс) на тему

Долгатова Татьяна Анатольевна

Исследовательская работа Цена Победы на примере жизни и деятельности М. Я. Романова Героя Советского Союза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_tsena_pobedy.doc890.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Муниципальный этап

XVIII Всероссийского конкурса

исследовательских работ

«Человек в истории.

Россия - XX век»

                                           

Цена победы.

На примере жизни и деятельности М. Я. Романова.

                 

                                          Выполнила:

                                                     ученица 8 б класса

                                              Раужина Анна Валентиновна

                                             Руководитель:

                                                 учитель истории

                                                                   МОБУ «Кемлянская СОШ»

                                                                         Долгатова Татьяна Анатольевна

 

с. Кемля – 2016 г

                         Содержание.

       Введение ……………………………………………………………………….3

      1. Как становятся героями……………………………………………………  5

      1.1 Детство.

      1.2 Юность.

      1.3 Война.

      2. Кто они, герои?..............................................................................................  9

      2.1 Жизнь после войны……………………………………………………. 9-10

      2.2 Встречи с земляками

      Заключение…………………………………………………….……………….11

      Список использованных источников………………………………………...12

Введение.

     Патриотизм необходимо рассматривать как важнейшую духовную и социальную ценность общества, как основную часть Российской идеологии.  

     Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся  в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации духовной сферы личности, затрудняют позитивную социализацию подрастающего поколения.

     На протяжении столетий, одной из главных базисных ценностей духовного мира российского человека был патриотизм. Теперь воспитание подрастающего поколения на примере подвигов героев – земляков, в условиях стремления возрождения величия России, является одной из важнейших задач.

В воспитании граждан страны велико значение истории, которая позволяет заботливо взращивать чувство Родины, прививать духовную оседлость, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

История – это история людей, каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего. Корни человека– в  истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны.

В условиях быстро нарастающего разнообразия экономического развития отдельных регионов и областей, яркого выявления их культурных,  национальных и исторических особенностей история дает возможность молодому поколению знать свой край, его историю и культурные традиции. История Ичалковского района неотделима от истории Мордовии и тесно связана с судьбой нашего Отечества. Многие наши земляки прославили свою малую родину героическими подвигами.

Но кто они герои? Сверхчеловеки, которым ничего не стоит совершить любой подвиг и которым ничего не страшно или обычные люди, только более мужественные и самоотверженные, наделённые чувством дружбы, сострадания и патриотизма? Какова цена победы? Чьими судьбами она была оплачена?

В ходе нашего исследования мы, на примере Михаила Яковлевича Романова, проанализируем его жизнь и деятельность и постараемся ответить на этот вопрос.

Объектом исследования является жизнь героя.

Предметом изучения данной работы является жизнь М. Я. Романова в ее развитии и результатах .

Цель работы:  описать жизненный путь М.Я.Романова, дать характеристику М.Я. Романову как личности и как герою.

Задачи: 1) проанализировать литературу по данной теме;              

2); интервьюировать участников встреч с М. Я. Романовым;

3) определить его роль и место в судьбе нашей страны и района.

Методы: анализ, сравнение, интервьюирование.

1.  Как обычные люди становятся героями.

1.1Детство.

Романов Михаил Яковлевич родился 4 июля 1922 в селе Ведянцы Тархановской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии, ныне Тархановского сельсовета Ичалковского района Республики Мордовия (Прил. 1).

Он был не единственным ребенком в семье, мать Мария Михайловна Романова дала родине еще  двоих сыновей  и трех дочерей. Большого достатка в семье не было. Отец Яков Романов, который был мастером на все руки, приучал детей с малых лет к труду (Прил. 1). Будучи уже школьником, Михаил, работая на конных граблях и жнейке, зарабатывал за лето до 90 трудодней. За свою работу он даже получил денежную премию, что в то время было делом особенным.

Надо отметить, что разных по характеру братьев объединяло одно общее желание – учиться. Поэтому, когда в школу пошел Иван, старший брат, а затем и Михаил, это стало большой радостью в семье.

Путь в большую авиацию так же начинается в школе. В седьмом классе Михаил Романов пишет сочинение о летчиках.  После прочтения этого сочинения директором М.Е.Каталовым, между ним и его учеником состоялся душевный разговор, после которого Миша уже точно знает, что будет поступать в аэроклуб.

В 1938 году он заканчивает учебу в Ведянской НСШ ( Прил. 2.) и с похвальной грамотой в кармане  уезжает из Ведянцев на учебу в рабфаке. В это же время в Саранске открывается аэроклуб, курсантом которого и становится Михаил.

Конечно, самым незабываемым и ярким воспоминанием о том времени становиться первый полет. Он состоялся в феврале 1939 года на самолете У-2. 10 минут полета навсегда решают судьбу паренька. Теперь все сомнения развеяны, он точно знает, что будет летчиком. Михаил Яковлевич Романов учится на 1-й курсе Мордовского рабфака и одновременно в Саранском аэроклубе (1939). А в1940 году  заканчивает 9-й класс Ардатовской средней школы.

1.2 Юность.

Перед войной в 1940 году Михаила Романова зачисляют в военную школу в городе Энгельсе, которую он оканчивает с присвоением звания сержант. Всего он учится один год, 3 месяца из которого - это курс молодого бойца. В сентябре 41-го был зачислен слушателем (не курсантом) Краснодарского объединенного военного авиационного училища. Училище было объединенное, потому что учили в нём пилотов, штурманов и стрелков-радистов для экипажей командиров авиационного звена. Группу Михаила Романова, человек 100, готовили на командиров звеньев. Учили только теории – самолетов не было, только однажды - пригнали один СБ с фронта с пробоинами.

 Во время учебы Михаилу очень хотелось увидеться с отцом, но осуществить это желание ему помешала война. Так никогда и не увиделись больше отец и сын. В июне 1942 года отца призвали на фронт, а в октябре этого же года он пропал без вести. Отец погиб на поле битвы. Узнав об этом, Михаил пишет письмо матери, в котором клянется отомстить за отца.

Осенью ночью училище бомбили немцы. После налета курсантам приходилось спать в землянках, а с наступлением холодов всех расселили по станицам, эскадрилью Романова – в станицу Новомышанскую, 40 км. на запад от Краснодара. Всю зиму учились, а весной в начале мая пешим ходом – опять в Краснодар. Когда немцы начали наступление под Ростовом, училище срочно эвакуировали в Закавказье. Станция Евлах, от неё на юг 70 км, г. Агдам, Карабах. Летом учебная эскадрилья жила в Муганской степи, пос. Агжебеды (45 км от Агдама). Здесь же Михаил Яковлевич Романов  давал подписку под приказом «Ни шагу назад».

Хоть и трудно приходилось, Романов продолжал учебу. Как и в Энгельсе изучали только теорию, полетать же пришлось только один раз на самолете УТ-2.

Настоящие тренировки на самолете начались после поражения немцев на Кавказе, когда училище переводят в Грозный. Штаб разместился в городе Грозном, а учеников по станицам. Романов попал в станицу Нестеровскую. Изучал там самолет Ил-2 (Прил. 2). Для прохождения курса обучения отобрали группу из 11 человек, в том числе и Романова. Курс обучения – взлет, посадка, по коробочке. После этого – боевое применение, полеты на полигоне, стрельба по наземным целям, по воздушным целям, бомбометание. После окончания учебы, когда после тяжелых, приближенных  к боевой обстановке тренировок в авиаучилище, специальная комиссия определила пригодность Романова к службе в штурмовой авиации, он был распределен в 565 штурмовой авиационный Станиславский полк  (Прил. 3).

1.3 Война.

В звании лейтенанта, а затем старшего лейтенанта воевал в качестве летчика старшего, командира звена, штурмана и командира авиационной         эскадрильи 565-го штурмового авиационного полка, 224-ой штурмовой авиадивизии. 8-го штурмового авиакорпуса, в составе 2-ой и 8-ой воздушных армий, на 1 и 4 Украинских фронтах (Прил. 3).

Одна из самых рискованных и опасных операции, в которых участвовал Романов, стала - Карпатская.

Карпаты, как естественный рубеж, сами по себе являлись большой преградой, затруднявшей продвижение наступающих войск. Противник, используя горно-лесистый рельеф местности, создал здесь помимо всего прочего густую и разветвленную сеть оборонительных сооружений в виде опорных пунктов, перекрывавших все дороги, долины рек, выходы к населенным пунктам и проходы в глубину своей обороны.

Из-за ограниченных возможностей использования в горах танков и артиллерии очень остро вставал вопрос об использовании штурмовой авиации — как для разведки и уничтожения резервов противника, так и для непосредственной поддержки нашей пехоты на поле боя.

Летать было не только сложно, но и опасно: рано утром все горные долины и ущелья были закрыты туманом, который к 10-11 часам дня начинал подниматься вверх и образовал над горными перевалами сильную облачность. Облака в сочетании с густыми лесными массивами на склонах гор сильно затрудняли визуальную ориентировку и ведение разведки войск противника, который использовал эти лесные массивы для маскировки.

Летчикам приходилось приспосабливаться к новым условиям, менять тактику разведки и удара по цели. 18 августа полк в котором служил Романов, перебазировался с аэродрома Дулибы на аэродром Грушув, находившийся недалеко от города Дрогобыча. Располагался аэродром на заливном лугу, около небольшой речки — притока Днестра.

В преддверии боевых действий в Карпатах личный состав полка приступил к напряженной учебе. Летчики повторяли некоторые вопросы аэродинамики, аэронавигации, метеорологии, техники пилотирования в сложных условиях, бомбометания в горах и т. д. Были организованы и проводились полеты по радиополукомпасу РПК-Ю, полеты на бомбометание и стрельбу по целям на полигоне.

Последним подготовительным мероприятием для летчиков к предстоящей операции явилась поездка на передний край обороны войск. Цель ее заключалась в том, чтобы ознакомить командно-летный состав с особенностями района предстоящих боев, провести рекогносцировку местности.

Операция с целью соединения со словацкими повстанцами началась 8 сентября 1944 года на узких участках линии фронта.

11 сентября Михаилу Яковлевичу Романову пришлось водить 2-ю авиаэскадрилью в составе восьми самолетов на уничтожение артиллерийско-минометных позиций и живой силы противника в районе населенного пункта Каменне, а на другой день —6 самолетов на цели в районе населенного пункта Кулашне, расположенного в двух километрах юго-западнее Чашина.

2-я эскадрилья в это время состояла из опытных, обстрелянных летчиков, таких, как старшие лейтенанты Г.Т. Левин и И.М. Белицкии, лейтенанты С.Л. Плетень, В.Д. Монченко, младшие лейтенанты А.И. Колодин, Н.И. Огурцов, Ю.Я. Годунов, А.С. Сас, В.П. Блудов, М.С. Воронин. Каждый из них уже был награжден орденом Красной Звезды, а Белицкий, Колодин, Огурцов, Плетень и Романов имели еще и по ордену Красного Знамени.

Большинство боевых вылетов в эти дни летчиками 565-го полка было сделано в поддержку действий наступающих войск 129-й, 155-й и 167-й стрелковых дивизий. Михаилу Яковлевичу пришлось быть участником этих боев в качестве ведущего групп 6-8 самолетов.

За участие в 6 военных операциях ( Прскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандмирской, Карпатской, Краковской, Моравско-Остравской и Пражской) Михаил Яковлевич Романов был награжден орденом Красной Звезды, тремя орденами Красного Знамени и 7 апреля 1945 года за 110 успешных боевых вылетов был представлен к званию Героя. За успешное выполнение заданий командования 29 июня 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Награжден орденом Отечественной войны Первой степени и 12 медалями, в том числе «За храбрость» от Чехословацкой республики. Из армии уволился в 1946 году по состоянию здоровья (Прил. 4).

2. Какие они, герои?

2.1 Жизнь после войны.

Жизнь после войны началась для Михаила Яковлевича Романова с освоения мирной профессии. В 1947 году он окончил 10-й класс Куйбышевской ж.д. школы. В 1953 году окончил истфак Куйбышевского пединститута. После окончания в 1949 году Куйбышевской областной двухгодичной партийной школы работал в аппарате партийных и советских органов. Два года работал инструктором отдела партийных, профсоюзных и комсомольских организации Куйбышевского горкома КПСС. Работал инструктором отдела административных органов Куйбышевского обкома КПСС, пять лет – заместителем заведующего отделом административных и  торгово-финансовых органов и два года был заведующем того же отдела и членом Куйбышевского обкома КПСС. В тоже время принимал участие в организации строительства Куйбышевской ГЭС в качестве представителя обкома партии во время перекрытия основного русла Волги.

В декабре 1960 года был переведен в Москву на должность инструктора Отдела административных и торгово-финансовых органов Бюро ЦК КПСС по РСФСР. В марте 1962 года был выдвинут на должность начальника Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР. В связи с ликвидацией Управления в сентябре 1963 года был назначен на должность начальника политотдела Московского транспортного управления гражданской авиации. На этой должности работал до конца1968 года — занимался обеспечением безопасности полетов и принимал участие в организации строительства Московских аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево.

В связи с назначением в 1969 году третьей группы инвалидности, перешел на работу в отдел кадров Главного архивного управления при Совете Министров СССР. Здесь последние 20 лет работал ведущим специалистом по вопросам повышения квалификации руководящих работников и специалистов архивных учреждений страны. Общий трудовой стаж Романова — 55 лет.

2.2  Встречи с земляками.

С августа 1989 года находился на пенсии, жил в Москве. Но Романов всегда считал своим святым долгом посещать родные места, где родился. Он часто приезжал на свою малую родину, где встречался с людьми, которые встречают его как родного (Прил. 5). Михаил Яковлевич Романов оказывал и огромную помощь своей родной школе. С его помощью в школе был открыт музей, которому прославленный летчик подарил много экспонатов.

Так же  Михаил Яковлевич Романов выезжал на родину своих далеких предков в город Ардатов, где проживали его брат и сестра.

А в 1985 году Михаил Яковлевич изменил привычный маршрут, которым он добирался до родных мест. Так он оказался в Кемле и был приглашен на августовское совещание учителей. На нем он выступил с воспоминаниями о военных годах. Все, кто был тогда в зале, аплодировали ему стоя. С тех пор он всегда приезжал в Ведянцы через Кемлю.

М. Я. Романов всегда встречался со школьниками и молодежью, приходил на встречу с призывниками. Бывал он и в Кемлянской школе, о чём рассказали Л. М. Бурканова, работавшая в то время директором Кемлянской школы и Н. М. Вечканова, работавшая заместителем директора по внеклассной работе. Их до сих пор удивляет его умение держаться просто и в тоже время с достоинством. Его умение рассказывать о своём подвиге захватывающе, с гордостью, но без заносчивости. Проведя ночь в пути, он не отказывался ни от одной встречи, несмотря на преклонный возраст.

А И. Т. Елисеев, который описывал жизненный путь М. Я. Романова, поражался умению Михаила Яковлевича держать свой организм в порядке до глубокой старости, его неутомимой трудоспособности, стремлению к развитию. Для того, чтобы ускорить работу над рукописью, он освоил компьютер, завёл свою страничку в интернете.

Благодаря своему трудолюбию и чувству ответственности Михаил Яковлевич написал три книги: «Село старинное Ведянцы», «Мои Родина и Родословная», «224-я штурмовая. История авиационной дивизии», рассказы: «О друзьях товарищах, о боях-пожарищах» и «Штурмовики над Карпатами». Эти произведения способствуют воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.  

Решением райсовета от 30 мая 2003 года № 110 «за боевые заслуги перед Родиной, большой личный вклад в военно-патриотическое воспитание и развития краеведения в районе» М. Я. Романову присвоено звание ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ИЧАЛКОВСКОГО РАЙОНА.

Умер 12 мая 2008 году, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок № 14).

Заключение.

Профессия летчика даже в мирное время требует от человека мужества, сильного характера,  решительности, а годы Великой Отечественной войны, когда каждый полет мог стать последним, все эти качества должны были быть преумножены. Тогда каждый, кто овладевал профессией летчика, действительно мог считаться героем. Именно таким героем и стал наш земляк Михаил Яковлевич Романов.

С детства мечтавший стать летчиком, он осуществил свою мечту, хоть это было и нелегко. Он шел к цели, не останавливаясь ни перед чем, перебарывая свой страх, и стал тем, кем хотел стать. Михаил Яковлевич отличился и в боях, выполняя свой долг перед своей Родиной. Но внимания заслуживает не только его жизнь на фронтах Великой Отечественной Войны, но и жизнь после них. Не каждому под силу после войны закончить еще один класс в школе, а потом и институт, проработать 55 лет, но и даже после выхода на пенсию заниматься общественно полезным трудом, встречаться с сельчанами, школьниками, студентами, призывниками.

Михаил Яковлевич Романов прожил долгою жизнь, в которой была и радость, и горе, и опасность, и риск. Он многое видел в своей жизни, побывал в разных уголках нашей Родины, но никогда не забывал о своей малой родине, о своем родном селе Ведянцах, своих земляках. Михаил Яковлевич считал своим священным долгом посещать их.

Михаил Яковлевич Романов – был и остается промером для нынешней молодежи, которая должна гордиться таким  храбрым, мужественным, отважным человеком.

Завершая свою работу, проанализировав имеющуюся информацию, собранную из литературных источников и воспоминаний современников, мы можем смело сделать выводы о том, что героями не рождаются, а становятся. Но становятся ими люди мужественные, самоотверженные, смелые и великодушные, как М. Я. Романов. Такие люди и после совершения подвига не возгордятся, а продолжат нести добро людям, проявляя лучшие качества и бескорыстно любя свою Родину.

А цена победы – это судьба каждого человека, который внёс  посильный вклад или отдал своё здоровье, или жизнь своих родных и близких, или свою жизнь. И главное теперь не забыть нынешнему поколению и поколению грядущему, какова же она цена нашего общенародного триумфа над мировым злом и скорби по миллионам павшим за свою страну.

Список источников.

1. Антонов А. А. На крыльях Родины. Геройская быль .- 2-е издание. - Саранск.-1985.

2.  Захаркина  А.Е.   Колесников  С.С.   Ишунин Д.К. Ардатов:     Исторический     очерк.     -     Саранск. - Морд.книж. ГО-ВО.-1966.

3.  Романов М.Я.   О друзьях товарищах,  об  огнях пожарищах. Сборник. Край Мордовский.-1978.

4.  Романов    М.Я.    Штурмовики    над    Карпатами. Москва. 2006.-ООО «Дельта НБ»

              5.  Славным людям Земли Ичалковской посвящается... : прошлое и настоящее Ичалквского  

                района в очерках, воспоминаниях, статьях и фотографиях [сост. : А. К. Пурякова, В. Ф.  

              Названова, О. Е. Кияницына ; отв. ред. В. Ф. Названова ; редкол. : В. Г. Дмитриева (пред.) и

                др.]. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2009.

6.  На земле, в небесах и на море: Сборник воспоминаний. Выпуск одиннадцатый / Сост.    В.М. Уколов. — М.: Воениздат, 1989 — (Рассказывают фронтовики).

7.  Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениздат, 1988 0

8. Романов М.Я. «Мои Родина и Родословная».:  М., 2006. - 220 с.

 

9. Таков он, Михаил Романов. Известия Мордовии»  4 июля 2007 г..

10. www.warheroes.ru

11.www.airforce.ru

12.www.wikipedia.org

13. http://www.airforce.ru/index.htm .

Приложение 1.

с. Ведянцы Ичалковского р-на

Родина М. Я. Романова

Image1.bmp

Отец – А.Н. Романов и мать – М.М. Романова

(родители М. Я. Романова)

Приложение 2.

Image2.bmp

Выпускники Ведянской НСШ. 7-й класс. 1938 г.

(класс, где учился М. Я. Романов)

Ил – 2. 1943 г. на таком самолете летал М. Я. Романов

Приложение 3.

                       

М. Я. Романов –

командир 3-й эскадрильи 565 штурмового авиационного  Станиславского полка

Западная Украина, 1944, Грушув  565 ШАП, 2-я эскадрилья

Приложение 4.

Фотографирование по случаю победы. Стоит пятый справа М. Я. Романов.

     

Рядом с мамой и родственниками после награждения 1945 г.

Приложение 5.

М.Я. Романов на могиле своих предков в селе Ведянцы.

М. Я. Романов На крыльце родной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы "Цена победы".

Сценарий для проведения конкрса чтеца ко Дню Победы в основной школе....

Исследовательская работа "У Победы боль своя"

Исследовательская работа, посвященная Великой Отечественной Войне, выполнена учащимся 10 класса...

Исследовательская работа "Солдат Победы"

Исследовательская работа о солдате-земляке, бывшем директоре школы с.Рязаново...

Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса: «Все для фронта все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ.

Исследовательская работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ней отслеживается вклад тружеников тыла в победу в ВОВ. Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформл...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ФАМИЛИЯ КАК ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОРИИ СЕМЬИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАМИЛИЙ ОДНОКЛАССНИКОВ)"

Исследовательская работа на тему: "ФАМИЛИЯ КАК ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОРИИ СЕМЬИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАМИЛИЙ ОДНОКЛАССНИКОВ)"Актуальность нашего исследования обусловлена тем...

Исследовательская работа "Награды Победы"

Исследовательская работа "Награды Победы"...

Научно-исследовательская работа "Солдаты Победы"

Научно-исследовательская работа "Солдаты Победы"...