Материалы к уроку "Причины Смуты"
презентация к уроку по истории (7 класс)

Елена Анатольевна Тарасова

Данный материал представляет собой презентацию, которую можно использова ть на уроках в 7 классе по теме:"Причины Смуты началаXVII века". В презентации подробно с использованием различных источников представлен материал о причинах смутного времени, сделан анализ взглядов различных историков на Когда происходит какое-то событие, мы всегда задумываемся: “а почему это произошло?”, “а можно было бы избежать этого?”, “а кто во всем виноват?”. Ответить на эти вопросы поможет данная презентация 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Причины Смуты в начале XVII века». Разработчик Тарасова Е.А. 2017 г. Презентация была представлена в рамках открытого урока в 7а классе ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Южный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 939"

Слайд 2

Название Цель Задача Проблемные вопросы Этапы работы Защита работы Структура работы

Слайд 3

Когда происходит какое-то событие, мы всегда задумываемся: “а почему это произошло?”, “а можно было бы избежать этого?”, “а кто во всем виноват?”. Смута страшное слово…..

Слайд 4

Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам, потому что каждый тогда скажет, что он ‑ то и заслужил награду. Блез Паскаль

Слайд 5

Смутное время впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить, людей раскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь В.О.Ключевский

Слайд 6

Мнения историков В.О. Ключевский определил ее как социальную рознь, порожденную неравномерным распределением государственных повинностей. Он видел причину Смуты в особенностях развития Российского государства, главная из которых состояла в том, что верховная власть имела аномалию - в ней объединялись два непримиримых начала: царь и вотчинник. Вслед за ним С.Ф. Платонов рассматривал Смуту как результат династического и социального кризисов, как политическую борьбу за власть между старой родовой аристократией и новой дворцовой знатью.

Слайд 7

Американский историк Даннинг Ч. вслед за Скрынниковым склонен считать Смуту гражданской войной, но ее причину он видел не столько в сфере социальной, сколько в политической. Именно убийство царя Дмитрия было, по его мнению, главной причиной гражданской войны. Немецкий историк Ганс- Гейнрих Нольте пришел к выводу, что в движениях Болотникова , Разина и Пугачева были общие черты: все они были восстаниями простонародья российских окраин, направленные против центрального правительства для получения большей самостоятельности. Крестьянскими войнами они были названы по недоразумению. Иностранные историки

Слайд 8

Иностранные историки видели причины больше в политической сфере. Наши же историки, придавали большое значение народным восстаниям, времен Смуты. Они считали, что восстания под предводительством Болотникова и Пучачева , были ключевыми моментами во времена Смуты. Так же, наши историки придерживались мнения, что причины этого времени больше в социальной сфере.

Слайд 9

Раньше царь был дан богом, он был наместником бога на Земле, теперь царь был избираем, он обычный человек. Династический кризис . Возобновилась борьба за трон. В 1591 г. в удельном городе Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб девятилетний царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. После смерти Федора Ивановича в 1590 году династия Рюриковичей прерывается. Поэтому в 1598 году созывается земский собор, на котором обсуждали вопрос об избрании нового царя. Первая причина

Слайд 10

Социально-экономический кризис . Обострились внутрисословные разногласия между разными слоями боярства, между московским и провинциальным дворянством, поскольку последнему был закрыт доступ к реальному управлению страной. В борьбе за влияние в армии столкнулись интересы дворянства и казаков. В итоге недовольны оказались все. Вторая причина

Слайд 11

Летом 1601 начались дожди. От Пскова до Нижнего Новгорода они лили двенадцать недель беспрерывно. Уже в июле выпал первый снег. Все попытки спасти хотя бы не дозревший хлеб провалились. В конце августа начались снегопады и метели, по Днепру ездили на санях. Зиму удалось пережить благодаря старым запасам. Теплая весна 1602, поля, еще с прошлого года засеянные, дали обильные всходы- но вскоре вновь настали морозы. Все всходы погибли. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными , даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. По некоторым предположениям, причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года и последовавшая за этим вулканическая зима. Начался голод . Цены на хлеб поднялись в 25 раз. В пищу шло все- кошки, собаки, солома. Третья причина

Слайд 12

Также при Борисе Годунове усиливается крепостная зависимость : он вводит урочные лета - пятилетний сыск сбежавших крестьян. Все сбежавшие крестьяне становились казаками. Казачество, к началу века превратившееся в значительную социальную силу, противилось попыткам правительства подчинить казацкие земли. Четвертая причина

Слайд 13

Пятая причина имела внешнеполитический характер. Ослабление Московского государства позволяет агрессивным соседям надеяться на захват русских территорий, провоцируется интервенция. Немалую роль в возникновении Смуты сыграли захватнические планы польских магнатов, претендовавших на русские земли и русский престол. Пятая причина

Слайд 14

Самыми неизбежными были две причины: династический кризис и голод. Все остальные причины были побочными, которых можно было бы избежать. Образовалась бы тогда Смута? На этот вопрос сейчас трудно ответить, т.к. прошло уже очень много времени… Заключение

Слайд 15

Сравните мнения иностранных историков и отечественных. Назовите два отличия и два сходства в их взглядах на причины Смуты. Из пяти причин, выделите главную, на ваш взгляд и приведите не менее трех аргументов в ее пользу. Контрольные вопросы по теме:

Слайд 16

Смута XVII в. как ключевое событие русской истории ставится исследователями в один исторический ряд с призванием варягов, образованием Киевской Руси и Московского государства. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Завершение Смуты в России"

Разработка урока для 10 класса и презентация к нему....

Урок истории на тему: " Смута. Лжедмитрий II"

Цель:  Рассмотреть и выявить сущность Смутного времени и его значение в истории России.Задачи:Образовательные:на основе документального и другого материала определить причины, сущность и ит...

Дидактический материал по теме "Смута. Кризис общества и государства"

Раздаточный материал для проверки знаний 2-4 учеников 10 класса в начале урока (карточки), можно применить в качестве диагностического теста для всего класса в конце 2 урока по изучению темы "Смутное ...

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

Россия после Смуты

Презентация, сопровождающая урок по данной теме...

задания для учащихся 7 классов по теме "Смута"

Предлагаю вашему вниманию задания по теме "Смута".Здесь представлены выдержки из исторических документов.предполагается организовать работу учащихся по группам, где они отвечают на вопросы по тексту.В...

Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....