Историческая концепция
статья по истории на тему

РМО учителей истории и обществознания

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обсуждение Концепции исторического образования учителями истории и обществознания Дергачевского района.

Руководитель районного методического объединения учителей истории и обществознания – учитель высшей категории МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи» Адылгиреева Ардактина Борисовна

1

— Почему в России стали придавать такое пристальное  внимание именно преподаванию истории?

— Это общемировая тенденция на самом деле. История превратилась в ведущую гуманитарную дисциплину, которая очень тесно связана с гуманитарным образованием в принципе. В учебниках истории в каждой стране в любом случае есть элементы собственных ценностных ориентаций, если угодно, даже национальной идеологии. Не секрет, что где-то история служит заложницей политики, и наоборот. Люди ищут в истории ответы на вопросы сегодняшней жизни, они ищут аналогии с тем, что было. Когда история перестает быть просто абстракцией, а становится живой историей, историей людей, столкновений характеров, настроений, то это всегда вызывает живой интерес.

Нам была предложена для обсуждения концепция исторического образования. Ее суть - создание единого учебника по истории. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире  с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина. В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства.

Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:

— приоритетностью изучения отечественной истории;

— изучением ее в контексте мирового развития;

— преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;

— углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;

— повышением воспитательной роли исторического образования.

2.         Реформирование средней школы в России в 1990-е гг. привело к определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода педагога, возможность выбора образовательных программ, форм обучения, учебных пособий. Однако в целом ситуация вызывает тревогу.  Нарушается единое образовательное пространство на территории Российской Федерации.

Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы при разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и даже программ вступительных экзаменов в вузы, а введение концентрической системы в существующем виде привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школой.

Всё это объективно ведет не только к снижению уровня исторической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, но и препятствует формированию высоких гражданских и патриотических качеств личности. С учетом вышесказанного, обновление общеобразовательной школы становится насущной необходимостью.. Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней.

Историческое образование в школе должно обеспечивать реализацию функций образовательного процесса: (они нами и сейчас осуществляются)

  • Познавательно-развивающая
  •  Познавательно-обучающая
  •  Воспитательная
  •  В своей совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся.

Перед нами учебник Арсентьева История России для 6 кл. Характеристика. (Презентация).

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС


Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принципов образования, проявлением у обучающихся отрицательной мотивации к обучению, поиском нового содержания и инновационных технологий, соответствующих современному уровню развития науки. 

Основополагающим принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Необходимость реализации этой задачи привела к разработке Федеральных образовательных стандартов второго поколения. 

Наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены основные группы профессионально-педагогических компетенций: 

1) общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе; 

2) общепрофессиональные компетенции, предполагающие осознание педагогом социальной значимости своей профессии, умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций; 

3) профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания; 

4) компетенции в области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности, использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности. 

Как организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности? Что делать нам, учителям, чтобы изменить свое сознание, как учить детей по новым образовательным стандартам, все эти вопросы, думаю, волнуют каждого учителя.
Итак, к механизмам развития профессиональной компетентности педагога можно отнести следующие:


  • Курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные (не реже 1 раза в пять лет)

  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет)

  • Самообразование

  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов

  • Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных

  • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах

  • Обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций



Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Не все работники в одинаковой мере подготовлены к внедрению стандартов и обучению учащихся по новым технологиям. Недостаточна ещё мотивация, отсутствует система контроля за правильным внедрением новых стандартов, остаётся слабым местом комплексное методическое обеспечение стандартов. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цивилизационная концепция исторического развития

Цивилизационный подход познания делит все человечество на цивилизации. У каждой из них свой неповторимый путь развития, своя судьба....

"Современные исторические концепции" (Всеобщая история, 10 класс)

Данный материал в виде опорного конспекта предназначен для проведения урока по Всеобщей истории в 10-м классе по теме "Историческое познание сегодня" (ориентирован на учебник В.И.Уколовой, А.В.Ревякин...

Воспитательный результат внеурочной деятельности в рамках реализации концепции исторического образования

Для воспитания настоящих патриотов России в нашей школе в 3-4 классах организована работа краеведческого кружка «Поиск» с целью создания условий для реализации каждым учащимся собственной ...

Воспитание, обучение, развитие в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.к 120-летиюсо дня рождения

Заметки практикующего психологаПублицистический очерк Авторской группы «Референт»Содержание образования и организация учебной деятельности действительно зависят от теории: «Коль я вс...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...