Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Куринова Валентина Александровна

Рабочая программа по истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ist_5.docx67.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Белокалитвинский район, х. Какичев

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ   КАКИЧЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор МБОУ Какичевская ООШ

                                                                        Приказ № 49  от  28.08.2017  

Подпись руководителя__________________А.В.Димитров

печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История

(наименование учебного предмета (курса)

Уровень общего образования( класс)

__основное   общее образование _ 5 класс________

        

Количество часов  общее:    70  в неделю

Учитель _Куринова Валентина Александровна

Рабочая программа разработана  на основании:

-федерального компонента государственного образовательного стандарта  основного общего образования

-примерной программы основного общего образования

 -авторской  программы по учебным предметам. История . 5-9 классы: М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику:

История Древнего мира. 5 класс: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2015.

2017-2018 уч.г.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

мы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  

Личностные результаты:

—        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

—        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Раздел 2.Содержание тем учебного курса «История Древнего мира»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных

содержательных линий

Введение

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении Древнего мира

Первобытность

Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека.орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство
и охота - способы добывания пищи.
Первое великое открытие человека- овладение огнем..

Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом.
Освоение пещер. Строительство жилища.
Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего челоека.
Родовые общины. Распределение обязанностей в родовой общине.

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление
о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей

Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное
земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннегоземледелия.
Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизнилюдей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем.

Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки

металлов. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати.  Преобразование поселений в города

Какой опыт, наследие
дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция  - отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты, выделение, появление городов, государств, письменности)

Введение в историю Древнего мира

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Источники по истории Древнего мира. Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление
от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки
в историческом времени

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

20

Древний Египет

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях
у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

О чём могут рассказать гробницы вельмож.

В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев.
Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф
фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска

Боги  и жрецы. Храмы - жилища богов.
Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».

Первое из чудес света. Возведение каменных
пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов.

Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити.  Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.

Экспозиции древнеегипетского

искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Загадочные письмена и их разгадка. Иероглифическое
письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток

папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов.Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени:

солнечный  календарь, водяные часы, звёздные карты.  Хранители знаний – жрецы.

Западная Азия в древности  

Страна двух рек.

Местоположение, природа и ландшафт  ЮжногоДвуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности

в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук.  Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные.Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика) Клинопись - особое письмо Двуречья.

Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя  Хаммурапи - власть от бога Шамаша.
Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

География, природа и занятия населения
Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство.  Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит.
Легенды о финикийцах.

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа.

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных
книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Три великих царства Западной Азии.
Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, хитрости и легенды о нём. ОбразованиеПерсидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская
почта». Войско персидского царя.

Индия и Китай

в древности

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы.
Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди  джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ

Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана.
Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и  слуг. «Неприкасаемые» Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашока.

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость- в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука Учтивости

Объединение Китая при ЦиньШихуане.
Завоевательные войны, расширение территории государства ЦиньШихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия ЦиньШихуана. Возмущение
народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы ЦиньШихуана. Шелк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭЛЛИНИЗМ  

21

Древнейшая Греция  

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство

в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура
великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города - крепости: археологические и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

МифОТроянской войне и поэмы «Илиада» И «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов.Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса

Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и
Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства.
Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов.
Спартанское воспитание. «Детский»  способ  голосования.

Греческая колонизация побережья Средиземного и
Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве.
Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Подготовка Эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении  на военную службу. Идея Фемистокла
о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг спартанцев и царя Леонида. Морское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях.  Причины победы греков. Мораль предания  «Перстень Поликрата».

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское
и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский
труд  Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

 Возвышение Афин  в V в. до н. э. и расцвет демократии   (5 часов)

Македонские завоевания

в IV в. до н.э.

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское
и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский
труд  Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должностив Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира

на территории державы
Александра. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская
библиотека.

Культурное наследие Древней Греции

Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра.
Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная  роль театральных представлений.

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Бытафинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Праздник, объединившая эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых  дней. Виды Состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

  ДРЕВНИЙ  РИМ      

17

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Легенда об основании Рима: Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба
плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль
Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй  и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф
римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа.
Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала.
Средиземноморье - провинция Рима.

Завоевательные походы Рима - главный  источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое  зрелище римлян. Амфитеатры. Римские
учёные о рабах.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген -стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию.
Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при
Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй  и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа.
Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала.
Средиземноморье - провинция Рима.

Завоевательные походы Рима - главный  источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое  зрелище римлян. Амфитеатры. Римские
учёные о рабах.

Гражданские войны в Риме  

Возобновление и обострение противоречий между различными группами  в римском обществе после подчинения
Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение  земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх- продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом  восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. , Помпей и Цезарь. Завоевание  Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония
и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа
флота Октавиана

у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона- римского философа. Поэма Вергилия  «Энеида».

Римская империя

в первые века нашей эры

Возобновление и обострение противоречий между различными группами  в римском обществе после подчинения
Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение  земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх- продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность
римского Сената небывалым размахом  восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса.
Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание  Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство
Цезаря в сенате.

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония
и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа
флота Октавиана

у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона- римского философа. Поэма Вергилия  «Энеида».

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната.
Правление Траяна - «лучшего изимператоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской
империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за
императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности
армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан.

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство

легионеров-варваров        зятие Рима

Аларихом - вождём  готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности.

Культурное наследие Древнего Рима

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский  скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство
повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и  зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Признаки цивилизации Рима. Народовластие в Риме. Роль граждан в управлении  государством.

Историческое и культурное наследие Древнего мира  

Вклад народов Древнего Рима  в мировую историю и культуру

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств  Древнего Востока. Вклад древних цивилизаций в историю человечества.

Раздел 3. Тематическое планирование

п/п

Название разделов, тем уроков

Кол-во часов

1

Введение (1 ч)

1

Раздел I. Жизнь первобытных людей

7

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч)

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Повторение

1

Раздел II. Древний Восток  

20

Тема 1. Древний Египет (9 ч)

Тема 2. Западная Азия в древности (7ч)

Тема 3. Индия и Китай в древности  (4 ч)

Повторение

1

Раздел III. Древняя Греция

21

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч)

Раздел IV. Древний Рим (18 ч)

18

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч)

Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч)

Контрольная работа

Обобщающее повторение по разделу: «Древний Рим»

Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира»  

Календарно-тематическое планирование 5 кл. История Древнего мира . Вигасин, Годер  Москва Просвещение 2016

2 ч в неделю всего  68 ч

п/п

дата

Наименование раздела и тем

Кол.

час.

1

4.09

Введение.  Что изучает наука история. Источники исторических знаний.

Раздел I. Жизнь первобытных людей.

6 ч

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

3 ч

2

7.09

Древнейшие люди.

Историческая карта.

1

3

11.09

Родовые общины охотников и собирателей.

Знать своих предков – знать историю.

1

4

14.09

Возникновение искусства и религии.

Археология – помощница истории.

1

Тема 2.  Первобытные земледельцы и скотоводы.

2 ч

5

18.09

Возникновение  земледелия искотоводства.

1

6

21.09

Появление неравенства и знати.

1

7

25.09

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

Как работать с учебным материалом по истории.

1

Тема 3. Счёт лет в истории.

1ч.

8

28.09

Измерение времени по годам.

1

Раздел II. Древний Восток.

20ч.

Тема 4. Древний Египет.

9ч.

9

2.10

Государство на берегах Нила.

1

10

5.10

Как жили земледельцы и ремесленники.

Наука о народах и наука о прошлом.

1

11

9.10

Жизнь египетского вельможи.

1

12

12.10

Военные походы фараонов.

1

13

16.10

Религия древних египтян.

1

14

19.10

Искусство древних египтян.

1

15

23.10

Письменность и знания древних египтян.

1

16

26.10

Повторение по теме «Древний Египет».

1

17

30.10

Контрольная работа

Тема 5. Западная Азия в древности

7ч.

18

2.11

Древнее Двуречье.

1

19

13.11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

20

16.11

Финикийские мореплаватели

1

21

20.11

Библейские  сказания.

1

22

23.11

Древнееврейское царство.

1

23

27.11

Ассирийская держава.

1

24

30.11

Персидская держава «царя царей».

1

Тема 6. Индия и Китай в древности

4 ч.

25

4.12

Природа и люди  Древней Индии.

1

26

7.12

Индийские касты.

1

27

11.12

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

28

14.12

Первый властелин единого Китая.

1

29

18.12

Повторение по теме  «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и  культуру» /контрольная работа/

Раздел III. Древняя Греция.

21 ч

Тема 7. Древнейшая Греция.

5ч.

30

21.12

Греки и критяне.

1

31

25.12

Микены и Троя.

1

32

28.12

Поэма Гомера «Илиада».

1

33

11.01

Поэма Гомера «Одиссея».

1

34

15.01

Религия древних греков.

1

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

35

18.01

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

36

22.01

Зарождение демократии в Афинах.

1

37

25.01

Древняя Спарта.

1

38

29.01

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

39

1.02

Олимпийские игры в древности.

1

40

5.02

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

41

8.02

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

 Тема 9. Возвышение  Афин в V в. до н.э. и расцвет  демократии.

5ч.

42

12.02

В гаванях афинского порта Пирей.

1

43

15.02

В городе богини Афины

1

44

19.02

В афинских школах и гимнасиях.

1

45

22.02

В театре Диониса.

1

46

26.02

Афинская демократия  при Перикле.

1

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

47

1.03

Города Эллады подчиняются Македонии

1

48

5.03

Поход Александра Македонского на Восток

1

49

12.03

В Александрии Египетской.

1

50

15.03

Повторение по теме «Древняя Греция» /контрольная работа/

Раздел IV. Древний Рим.

18ч

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

51

19.03

Древнейший Рим.

1

52

2.04

Завоевание Римом  Италии.

1

53

5.04

Устройство Римской республики.

1

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

54

9.04

 Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

 Вторая война Рима с Карфагеном.

1

55

12.04

Установление господства Рима во всем Восточном  Средиземноморье.

1

56

16.04

Рабство в Древнем Риме.

1

Тема 13. Гражданские войны в Риме.

57

19.04

Земельный закон братьев  Гракхов.

1

58

23.04

Восстание Спартака.

1

59

26.04

Единовластие Цезаря.

1

60

3.05

Установление империи.

1

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

6 ч.

61

7.05

Соседи Римской империи.

1

62

10.05

 Рим при императоре Нероне.

1

63

14.05

Первые христиане и их учение.

1

64

17.05

Расцвет Римской империи во II в.

1

65

21.05

«Вечный город» во времена империи и его жители.

1

66

24.05

Контрольная работа «Древний Рим»

1

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

2ч.

67

28.05

Римская империя при Константине.  Взятие Рима варварами.

1

68

31.05

Повторение по теме «Древний Рим»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...