Рабочая программа по истории 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Cенюшкина Татьяна Николаевна

В данном материале помещена рабочая программа по стандартам ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.docx73.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старостаничная средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

                                                        «Утверждаю»

                                                Директор МБОУ Старостаничной СОШ

                                                Приказ от ____ № _____

                                                ___________________М.А.Буслаева

                                                М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По   предмету «История»

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

__основное общее  образование,  5 а, б, в классы______________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ___68 часов___________

Учитель __       СенюшкинаТатьяна  Николаевна________________

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по  истории в  соответствии  с  ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М.: Просвещение.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Изучая историю на ступени основного общего образования ,учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные  результаты изучения истории :

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории:

- применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

- овладение целостными представления ми об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов

в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Обучаемые  должны освоить периодизацию всемирной истории с др. времен до 5 в., иметь представление об основных трактовках ключевых проблем  истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям.

-использование сведений из исторической карты как источника информации;     высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

- поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

- анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук ,использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

- сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей, определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

Содержание учебного предмета:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  предусматривает обязательное изучение истории на базовом уровне среднего образования в 5 классе в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю. В соответствии с календарным графиком образовательной деятельности МБОУ Старостаничной СОШ на 2017- 2018 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за 68 часов .

История Древнего мира  ( 68 часов)

Введение в предмет  (1 час)

Ход времени и способы его измерения. Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

Первобытность (6 ч.)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки

древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Введение в историю Древнего мира  (2 часа)

. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).Источники знаний о прошлом. Решение практических заданий по летоисчислению.

Древний Египет (7 часов)

Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Западная Азия в древности(7 часов)

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Индия и Китай в древности(5 часов)

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древнейшая Греция  (5 часов)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  (5 часов)

Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы.

Возвышение Афин в 5 веке до. Н.э. и расцвет демократии. (5 ч).

Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Македонские завоевания в IV в. до н.э.(4 часа)

       Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

       Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира.  Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией  (3 часа)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Риме  (5 часов)

Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право.

Римская империя в первые века нашей эры   (6 часов)

Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи  (2 часа)

Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

         Культурное наследие Древнего Рима.  Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Итоговое повторение. (2 час)

Тематическое планирование истории Древнего мира 5а, б, в  классы,  68 часов

№п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки прохожде

ния 5а

Сроки прохожде

ния 5б

Сроки прохожде

ния 5в

Универсальные учебные действия

1

Введение

1

05.09

05.09

05.09

Предметные: Раскрывать значение терминов: история,век,исторический источник.

Личностные: Участвовать  в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

2-7

Первобытность

6

07.09- 26.09

07.09- 26.09

07.09- 26.09

Предметные:  1) Сравнивать первобытного и современного человека.

2) Комментировать и формулировать понятия:

  • первобытные люди,
  • орудие труда,
  • собирательство,
  • археолог,

реконструкция. Раскрывать смысл понятий:

  • ремесло,
  • ремесленник,
  • гончарный круг,
  • металлургия,
  • плужное земледелие,
  • соседская община,
  • вождь,
  • соплеменники,
  • дружина,
  • знать,
  • города,
  • святилища,
  • государства.
  • 1) Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин.

Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, составлять синквейн, создавать устные и письменные тексты при описании, планировать деятельность. Исследовать на исторической карте и
в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
Личностные: Устно описывать первые орудия труда.

Называть и

охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

2) Характеризовать достижения первобытного человека

8-9

Введение в историю Древнего мира

2

28.09- 03.10

28.09- 03.10

28.09- 03.10

Предметные: Осмыслить
различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха,исторический период.  
Метапредметные: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.

10-16

Древний Египет

7

05.10-26.10

05.10-26.10

05.10-26.10

Предметные: Находить и группировать информацию
по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников
к параграфу, дополнительной литературы,
электронных изданий

Метапредметные: Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном
богов и занятиями древних египтян

Личностные: Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Учиться работать в малой группе над общим заданием.

17-23

Западная Азия в древности  

7

07 .11-28.11

07 .11-28.11

07 .11-28.11

Предметные: Характеризовать природно-климатические
условия Древнего Двуречья.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Выделять основные понятия параграфа . Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён:   Определять причины падения Ассирийской державы Метапредметные: Рассказыватьс помощью карты о место положении Финикии и занятиях её жителей. Подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Личностные: Проводитьаналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида).

24-28

Индия и Китай

в древности

5

30.11-14.12

30.11-14.12

30.11-14.12

Предметные: :   Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору. Метапредметные: Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.   Вести поиск по карте и комментировать
местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом.
 Личностные:   Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения
Великой Китайской стены.

29-33

Древнейшая Греция

5

19.12-16.01

19.12-16.01

19.12-16.01

Предметные:  На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера
«Илиада».
 Выделять отличия между микенской
и критской культурами
 Метапредметные: Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Выделять отличия между микенской
и критской культурами

Личностные:   :   Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. Выделять основные вехи пути Одиссея домой  

34-38

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  

5

18.01-01.02

18.01-01.02

18.01-01.02

Предметные: Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Работать с картой, заданиями рабочей тетради На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Метапредметные Выделять отличия между микенской
и критской культурами Показывать на карте местоположение
Микен. Выполнять задания по техникам
диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»          
Личностные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Рассказывать легенду о жизни Гомера.

 Характеризовать образы основных
героев «Илиады Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона
в жизни греков. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла

39 -43

Возвышение Афин в 5-ом веке до н.э. и расцвет демократии

5

06.02-20.02

06.02-20.02

06.02-20.02

Предметные: Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. Сравнивать типы школ и систему обучения в них. :Выполнять практическую работу
с текстом по дифференцированным заданиям.
 Метапредметные: Сравнивать военную и торговую гавани. Личностные: Характеризовать  положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полиса Рассказывать о наиболее значимых частях Афин

44-47

Македонские завоевания вIV в. до н.э.  

4

22.02-06.03

22.02-06.03

22.02-06.03

Предметные: Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Личностные: Называть самое  известное  в Древней Греции:

  • имя поэта,
  • название храма,
  • место сражения,
  • имя стратега,
  • завоевателей

Греции.

- 48 50

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

13.03- 20.03

13.03- 20.03

13.03- 20.03

Предметные: Использовать карты, мультимедиаресурсы,
другие источники информации для формирования устойчивых представлений  о Древнем Риме.
 Сравнивать территориальные приобретения Рима

воII и III вв. до н.э. Метапредметные: Исследовать по карте, мультимедиа ресурсам территории, завоеванные Римом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Личностные: Представлять сообщения и доклады в  соответствии с требованиями регламента.

- 51-53

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

22.03- 05.04

22.03- 05.04

22.03- 05.04

Предметные: Использовать карты, мультимедиа ресурсы,
другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме
 Сравнивать устройство римской республики Метапредметные:  Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения Личностные: Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

54 -58

Гражданские войны в Риме  

5

10.04-24. 04

10.04-24. 04

10.04-24. 04

Предметные: Называть причины карфагенских войн. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима Отмечать цели сторон во второй

карфагенской войне

Метапредметные: Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне . Работать с картой

в процессе изучения
событий, обеспечивших господство Рима
в Средиземноморье
 Составлять простой план  параграфа : Объяснять причины широкого распространения рабства во всех
сферах жизни римлян
 Личностные: Характеризовать
цели, поступки Ганнибала. Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

59 - 64

Римская империя

в первые века нашей эры

6

26.04 – 17. 05

26.04 – 17. 05

26.04 – 17. 05

Предметные: Устанавливать причины гражданских войн  в Риме: Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака,  сенатора, Красса.

Метапредметные: Называть причины, которые заставили Т.Гракха выступить в защиту бедняков Личностные: Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев  Гракхов  во благо менее защищённых
римлян.

65-66

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

22.05-24.05

22.05-24.05

22.05-24.05

Предметные: Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. :  Оценивать поступки  Гонория, Стилихона, Алариха и др.  с позиции
общечеловеческих ценностей.
 Метапредметные: Обосновывать факт переноса столицы империи .Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Личностные: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации

67-68

Повторение.  Урок систематизации знаний

2

29.05- 31. 05

29.05- 31. 05

29.05- 31. 05

Предметные:  Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты Личностные:  Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты

СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                        Заместитель директора по УР

методического объединения

_истории__и__обществознания__                        ____________Федотова  М.С.      

от _24.08. 2017 __ года № _1__                                        (подпись)

_______________Сенюшкина Н.Н.                

(подпись)                                                                   ____________   (дата)

«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»

Протокол заседания педагогического совета

от _25.08. 2017 __ года № __1_


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старостаничная средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

                                                        «Утверждаю»

                                                Директор МБОУ Старостаничной СОШ

                                                Приказ от ____ № _____

                                                ___________________М.А.Буслаева

                                                М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По   предмету «История»

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

__основное общее  образование,  5 в_класс______________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ___66 часов___________

Учитель __       СенюшкинаТатьяна  Николаевна________________

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по  истории в  соответствии  с  ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М.: Просвещение.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Изучая историю на ступени основного общего образования ,учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные  результаты изучения истории :

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории:

- применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

- овладение целостными представления ми об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов

в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Обучаемые  должны освоить периодизацию всемирной истории с др. времен до 5 в., иметь представление об основных трактовках ключевых проблем  истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям.

-использование сведений из исторической карты как источника информации;     высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

- поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

- анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук ,использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

- сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей, определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

Содержание учебного предмета:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  предусматривает обязательное изучение истории на базовом уровне среднего образования в 5 классе в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю. В соответствии с календарным графиком образовательной деятельности МБОУ Старостаничной СОШ на 2016- 2017 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за 66 часов  за счет уплотнения тем: «Гражданские войны в Риме», «Римская империя в первые века н.э.»

    История Древнего мира  ( 66 часов)

Введение в предмет  (1 час)

          Ход времени и способы его измерения Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.

               Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

Первобытность 6 ч.

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки

древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

                                                 

   Введение в историю Древнего мира  (2 часа)

. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).Источники знаний о прошлом. Решение рпактических заданий по летоисчислению.

           Древний Египет (7 часов)

Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Западная Азия в древности(7 часов)

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

       

   Индия и Китай в древности(5 часов)

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древнейшая Греция  (5 часов)

       Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  (5 часов)

Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы.

Возвышение Афин в 5 веке до. Н.э. и расцвет демократии. 5 ч.

Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Македонские завоевания в IV в. до н.э.(4 часа)

       Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

       Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира.  Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией  (3 часа)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Риме  (4 часа)

Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление.Римское право.

Римская империя в первые века нашей эры   (5 часов)

Империя и соседние народы.Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.Христианские святые мученики.Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи  (2 часа)

Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

         Культурное наследие Древнего Рима.  Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Итоговое повторение.( 2 часа)

Тематическое планирование истории Древнего мира 5 в  класс,  66  часов

№п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки прохожде

ния 5в

Универсальные учебные действия

1

Введение

1

05.09

Предметные: Раскрывать значение терминов: история,век,исторический источник.

Личностные: Участвовать  в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

2-7

Первобытность

6

06.09 – 20.09

Предметные:  1) Сравнивать первобытного и современного человека.

2) Комментировать и формулировать понятия:

  • первобытные люди,
  • орудие труда,
  • собирательство,
  • археолог,

реконструкция. Раскрывать смысл понятий:

  • ремесло,
  • ремесленник,
  • гончарный круг,
  • металлургия,
  • плужное земледелие,
  • соседская община,
  • вождь,
  • соплеменники,
  • дружина,
  • знать,
  • города,
  • святилища,
  • государства.
  • 1) Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин.

Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, составлять синквейн, создавать устные и письменные тексты при описании, планировать деятельность. Исследовать на исторической карте и
в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
Личностные: Устно описывать первые орудия труда.

Называть и

охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

2) Характеризовать достижения первобытного человека

8-9

Введение в историю Древнего мира

2

26.09 – 27.09

Предметные: Осмыслить
различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха,исторический период.  
Метапредметные: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.

10-16

Древний Египет

7

07.09 – 25. 10

Предметные: Находить и группировать информацию
по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников
к параграфу, дополнительной литературы,
электронных изданий

Метапредметные: Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном
богов и занятиями древних египтян

Личностные: Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Учиться работать в малой группе над общим заданием.

17-23

Западная Азия в древности  

7

07.11 – 28.11

Предметные: Характеризовать природно-климатические
условия Древнего Двуречья.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Выделять основные понятия параграфа . Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён:   Определять причины падения Ассирийской державы Метапредметные: Рассказыватьс помощью карты о место положении Финикии и занятиях её жителей. Подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Личностные: Проводитьаналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида).

24-28

Индия и Китай

в древности

5

29.11 – 13.12

Предметные: :   Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору. Метапредметные: Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.   Вести поиск по карте и комментировать
местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом.
 Личностные:   Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения
Великой Китайской стены.

29-33

Древнейшая Греция

5

19.12 – 16.01

Предметные:  На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаномКитая, Троянскую войну. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера
«Илиада».
 Выделять отличия между микенской
и критской культурами
 Метапредметные: Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Выделять отличия между микенской
и критской культурами

Личностные:   :   Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. Выделять основные вехи пути Одиссея домой  

34-38

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  

5

17.01 – 31.01

Предметные: Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Работать с картой, заданиями рабочей тетради На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Метапредметные Выделять отличия между микенской
и критской культурами Показывать на карте местоположение
Микен. Выполнять задания по техникам
диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»          
Личностные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Рассказывать легенду о жизни Гомера.

 Характеризовать образы основных
героев «Илиады Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона
в жизни греков. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла

39 -43

Возвышение Афин в 5-ом веке до н.э. и расцвет демократии

5

06.02 – 21.02

Предметные: Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. Сравнивать типы школ и систему обучения в них. :Выполнять практическую работу
с текстом по дифференцированным заданиям.
 Метапредметные: Сравнивать военную и торговую гавани. Личностные: Характеризовать  положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полиса Рассказывать о наиболее значимых частях Афин

44-47

Македонские завоевания вIV в. до н.э.  

4

27.02 – 07.03

Предметные: Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.Объяснять причины потери независимости Грецией. Личностные: Называть самое  известное  в Древней Греции:

  • имя поэта,
  • название храма,
  • место сражения,
  • имя стратега,
  • завоевателей

Греции.

- 48 50

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

13.03 – 20.03

Предметные: Использовать карты, мультимедиаресурсы,
другие источники информации для формирования устойчивых представлений  о Древнем Риме.
 Сравнивать территориальные приобретения Рима

воII и III вв. до н.э. Метапредметные: Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Личностные: Представлять сообщения и доклады в  соответствии с требованиями регламента.

- 51-53

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

21.03 – 03.04

Предметные: Использовать карты, мультимедиаресурсы,
другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме
 Сравнивать устройство римской республики Метапредметные:  Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий,происходивших в Греции. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения Личностные: Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

54 -57

Гражданские войны в Риме  

4

03.04 – 17.04

Предметные: Называть причины карфагенских войн. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима Отмечать цели сторон во второй

карфагенской войне

Метапредметные: Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне . Работать с картой

в процессе изучения
событий, обеспечивших господство Рима
в Средиземноморье
 Составлять простой план  параграфа : Объяснять причины широкого распространения рабства во всех
сферах жизни римлян
 Личностные: Характеризовать
цели, поступки Ганнибала. Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

58 - 62

Римская империя

в первые века нашей эры

5

18.04 – 15.05

Предметные: Устанавливать причины гражданских войн  в Риме: Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака,  сенатора, Красса.

Метапредметные: Называть причины, которые заставили Т.Гракха выступить в защиту бедняков Личностные: Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев  Гракхов  во благо менее защищённых
римлян.

63-64

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

16.05 – 22. 05

Предметные: Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. :  Оценивать поступки  Гонория, Стилихона, Алариха и др.  с позиции
общечеловеческих ценностей.
 Метапредметные: Обосновывать факт переноса столицы империи .Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Личностные: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации

65- 66

Повторение.  Урок систематизации знаний

2

29.05-31.05

Предметные:  Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты Личностные:  Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты


СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                        Заместитель директора по УР

методического объединения

_истории__и__обществознания__                        ____________Федотова  М.С.      

от _24.08. 2017 __ года № _1__                                        (подпись)

_______________Сенюшкина Н.Н.                

(подпись)                                                                   ____________   (дата)

«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»

Протокол заседания педагогического совета

от _25.08. 2017 __ года № __1_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...