Конспект урока" Ценой ,как жемчуга и злато..."
план-конспект урока по истории (7 класс)

Мастерская криативного мышления.Работа в группах. Алгоритм исследования вещи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_istoriya_pugovitsy_-_kopiya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская «Культура XVIII - XIX вв. Её Величество пуговица»

Учитель: Беликова Л.В.

Класс: 7

Цели занятия:

  • Создать условия духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве;
  • Развивать интерес к изучаемому материалу, способствовать развитию эмоционально-целостной сферы личности;
  • Развивать творческие способности учащихся (подготовка презентации по теме занятия);
  • Развивать критическое мышление; умение отстаивать, аргументировать свою позицию.

Задачи занятия:

  • Представить среду обитания человека, как мир вещей, созданных его фантазией и трудом
  • Через историю пуговицы, как важнейшего аксессуара костюма, рассказать о её функциях, материале и способах изготовления
  • Создать особое игровое «поле» показать детям красоту и функциональность костюма XVIII – XIX вв..
  • Выполнить творческое задание, направленное на практическое освоение полученной информации.

Дети работают с вещью (пуговицей) и описывают её (возможно, проводить данное занятие в «Музее костюма» Павловского дворца).

 

«Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у вас нет пуговицы – каждый обратит на это внимание»

Эрих Мария Ремарк

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя.

- Знаете ли вы, что пуговица появилась 700 лет назад?

- Откуда произошло слово пуговица?

- Первое значение пуговицы?

- Верите ли вы, что французский король Франциск 1 заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки одного бархатного костюма?

- Знаете ли вы, что Пётр 1 предписывал пришивать оловянные  пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров, чтобы солдаты не вытирали рот и нос рукавами и не портили мундирское платье?

- Знаете ли вы, почему у женщин пуговицы слева, а у мужчин справа?

Интересно? Послушайте….

        История пуговицы началась семьсот лет назад. Но имени человека, который ее придумал, история не сохранила. Интересно, что женщины по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин. Пуговицам всегда есть что рассказать об ушедших временах, которые не властны над ними. Хорошо сохранившиеся пуговицы находят и в старинных сундуках, и в археологических раскопах, и в отвалах плуга. По ним удаётся восстановить не только моду, вкус и статус их владельцев, но и понять эволюцию аксессуаров одежды и изучить, как развивалась технология материалов…

Так как в те времена мужская одежда была не менее яркой, чем женская пуговицы делали из дорогих металлов, украшали драгоценными камнями. А на мужское платье пришивалось так много пуговиц, больше нескольких тысяч, что оно становилось очень тяжелым. История помнит, что французский  король Франциск заказал для отделки своего бархатного костюма 13 600 золотых пуговиц.

По пуговицам определялось положение человека. Пуговицы из золота и серебра делали для дворян, из недрагоценных материалов - для солдат и слуг, из стекла и дерева  для простых людей.

«Пуговица» в русском языке имеет тот же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при  движении издавал  звук, похожий на звон бубенца.

За  столетия, каких только пуговиц не было. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. А современных галантерейных магазинах в продаже  потрясающий выбор пуговиц!

  1. Презентации учащихся «Из истории пуговицы»

  1. Работа в группах.

Класс делится на группы, получает раздаточный дидактический материал по истории пуговицы. Знакомится с ним и презентует его перед другими группами.

1 группа – История европейской пуговицы (Приложение 1)

2 группа – Пуговица Востока (Приложение 2)

3 группа – Пуговичная табель о рангах (Приложение 3)

4 группа – Занятные истории о пуговице (Приложение 4)

  1. Практическая работа «Исследование вещи» (Приложение 5)
  2. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что вы узнали о пуговице?

- Какую роль пуговица играет в истории костюма?

- Можно ли говорить о культурном значении пуговицы?

- Какие ремёсла развивались вместе с развитием пуговицы?

- Что вам понравилось в ходе занятия больше всего?

- Поможет ли вам эта информация в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На златом крыльце сидели...

Презентация к класснаму часу: Сформируем ещё в школе своё отношение к ненормативной лексике.Пролог. Иду зимним ясным днём мимо своей школы где работаю учителем и вижу и слышу, каквозле памятника в чис...

Технологическая карта к уроку в 5 классе «Древнейший храм златой вершиной блещет ярко…»

Технологическая карта к уроку в 5 классе, 3 четверть, 25 урок  (по программе Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина). Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС....

"Слово в жемчугах"

Материалы для экскурсии об истории создания книги, а также интересные факты из «жизни» книг, попавших на выставку в музей Истории школы №149: «Слово в жемчугах»....

Звени, звени, златая Русь!

Урок по поэзии С.Есенина....

"Звени, звени, златая Русь!" утренник с использованием регионального компонента

Сценарий утренника с использованием регионального компонента...

Методическая разработка конкурсно-игровой программы "Ловцы жемчуга"

Знакомство с  праздником « Всемирным  днем рыболовства»....