Урок в 5 классе по древнему миру
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Урок в разделе древний Египет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_galimzyanova_a._f._5_kl_dr_egipet.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Галимзянова Альфинур Фаизовна

Место работы: МБОУ гимназия №1

Должность, квалификационная категория: учитель истории и обществознания, первая

Предмет: История

Класс: 5

Тема урока: Древний Египет: местоположение и природные условия.

Цель: Охарактеризовать местоположение и природные условия Древнего Египта

Задачи 

  1. Оценить степень освоения учебного материала по первобытной эпохе в истории человечества
  2. Объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.
  3. Выявить степень освоенности материала.

4. Развить логическое мышление, речевую деятельность учащихся, творческую способность, самостоятельность, умение работать с текстом учебника, формирование умений работать с исторической картой.

5. Воспитать толерантные отношения в классе, интерес к изучению предмета.

Тип урока Урок изучения нового материала

Методические и дидактические материалы,  использованные при подготовке к уроку – рекомендованные: В.И. Уколова , Л.П. Маринович История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-5-е изд.- М.: Просвещение, 2007; карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; самостоятельно разработанные- презентация

Педагогическая технология Компетентностный подход

УУД:

      Личностные:

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Познавательные осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

 Регулятивные самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Оргмомент. Приветствие учащихся

Актуализация знаний.

Для того чтобы приступить к изучению нового материала, мы должны вспомнить все то, что мы узнали на прошлых уроках. 

Проверка Д/З

Работа по группам.

Класс делится на две группы.

За ответы проставляются баллы.

 

Приготовить к уроку

Повторить термины, понятия, процессы связанные с первобытностью.

Первая группа выполняет устный контроль знаний, вторая – письменный.

Игра «Путаница»

МИЕДЛЕЗЕЛЕ

ВИЯЗАЦИИЛИЦ

СХОТЗЯВОЙ

ЯИГРЕЛИ

ЛЕЦНЕДЕАНРТА

РЕСТАЙНАЩИ

ВРДОАЯО ЩОБАИН

 Назвать слова- термины. Дать объяснение

Вторая группа. Письменный тестовый контроль для слабоуспевающих детей. «Выбери правильный ответ»

  1. Что было раньше:

А) начало использования человеком огня

Б) изобретение керамики

2. Что относиться производящему хозяйству

А) охота

Б) земледелие

3. Какой год был раньше

А) 30 год до н.э

Б) 14 год н.э.

4. Что появилось раньше

А)   земледелие

Б) медные мотыги

5) Что возникло позднее

А) живопись

Б) лук и стрелы

2

Изучение нового материала

– Откройте учебник на с. 49. Давайте

узнаем, чему, с точки зрения авторов,

мы должны научиться, изучая раздел

«Цивилизации Древнего Востока».

Фиксирует на доске:

Цивилизации Древнего Востока.

– Что нам поможет добиться поставленных целей?

– По оглавлению на с. 3 определите, какое содержание нам предстоитосвоить.      

– Проверьте, готовы ли вы овладеть

умениями этого раздела. Для этого заполните таблицу на

с. 49.              

– Обратите внимание на уровни

успешности. Попробуйте справиться

с заданием на необходимом уровне, а затем переходите к повышенному и максимальному уровню.

– Если не удаётся выполнить задание, возникают трудности, то напишите, каких вам знаний и умений не хватает.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

– Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой сегодня мы начинаем знакомиться, является Древний Египет.

– Я вам предлагаю попутешествовать по карте.

– Рассмотрите карту на с. 51. Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние

государства, племена?

– Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать.

– Кто хочет поделиться своими мыслями?

– Как же появился Египет?

– Открываем с. 52. Читаем разговор главных героев.

– Какой вывод сделал Антошка?    

Фиксирует на доске:

Египет появился благодаря богу

Осирису.

– Читаем дальше.

– Какие факты привёл Археолог?    

Фиксирует на доске:

«Египет – дар Нила».

– Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом.

– Какой у вас возникает вопрос?      

Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске:

Почему Египет считается даром

Нила?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?    

Фиксирует на доске:

Нил давал всё необходимое для

жизни.

– Что мы уже знаем по этой проблеме?

– Используя словарь, объясните значение слова цивилизация как ступень развития общества.        

– С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации.  

 

– Вспомните, что такое орошаемое земледелие и как оно изменило жизнь людей.            

Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43.

– Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Какие изменения происходят в жизни людей?          

 

Один из учеников читает содержание рубрики «Главное, чему необходимо научиться» (1-й абзац на с. 49).

– Материал в учебнике.

Класс в течение минуты читает

оглавление и определяет темы, которые необходимо освоить.

Дети в течение 5 минут индивидуально, самостоятельно выполняют

задание в своих тетрадях или на заранее заготовленных листах.

Предполагаемый ответ учеников:

– Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара.

– Вдоль всего Египта протекает река

Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена.

Читают вслух текст от слов:

«А как появился Египет…» и до слов:

«…Он им был как отец».

– Всему, что необходимо для жизни,

египтян научил бог Осирис.

Ученики вслух продолжают читать текст – слова Археолога.

– Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни.

– Благодаря чему египтяне смогли

создать своё государство?

– Что помогало египтянам жить в пустыне?

- Нил давал всё необходимое для жизни (вода, плодородный ил, животные, растительность).

Работают со словарём.

Работают в парах. Несколько пар проверить. (вслух перед всем классом)

Критерием правильного ответа

можно считать следующий:

– Орошаемое земледелие – это способ обработки земли с помощью оросительных сооружений, например каналы, дамбы, бассейны, плотины. Всё то, что помогает сохранять и подавать воду на поля. Это позволяло собирать высокие урожаи.

– Нет. Чтобы построить плотину или дамбу, люди объединяли свои усилия. Большинство семей перебирались из маленьких деревушек в центр полей и каналов, где сложились большие поселения, ставшие впоследствии городами. Те, кто руководил рытьём каналов, образовывали особый слой общества – знать. Те, кто обрабатывал землю, считались простыми общинниками. Так произошло разделение людей на общественные слои.

3

Закрепление

– Итак, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общества.

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

– Что нового мы сегодня узнали на уроке?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в тетрадь.

 Выполнить задание 3 из

Рабочей тетради, с. 31.

Задание 6 на с. 32.

– Какие порядки  в Древнем Египте неприменимы в жизни современного человека?    

 Примерный вывод по проблеме:

– Египет считают даром Нила, так

как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить

оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый

народ и создать своё государство.

– Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества.

– О том, как египтяне создали своё

государство.

Предлагают разные варианты.

Самостоятельно выполняют задания из Рабочей тетради.

Аргументированно высказывают своё мнение.

4

Подведение итогов. Оценивание, Домашнее задание.

– Рассмотрите иллюстрации к §8.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке?

– Дома прочитайте §8 и проверьте свои предположения.

– Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Оценка за урок детям

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии

Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса.  В данной разработке в форме игры повторяется изученный  предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....

Урок-презентация по истории Древнего мира "Древняя Греция"

Урок «Древняя Греция» является составной частью программы по истории Древнего мира в 5 классе.Данный урок – это повторительно-обощающий урок.Форма проведения – игра «Звездный час»Урок построен на осно...

Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

Тест по теме "Древний Рим" ( 5 класс, история древнего мира)

Тест выполнен в программе Microsoft Power Point....

Самоанализ урока. 5 класс. История Древнего мира.

самоанализ урока по истории древнего мира, в 5 классе по теме: "Древний Рим" по ФГОС...

Разработки уроков 5 класс. История Древнего Мира (К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАРаздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)Введение в историю Древнего мира.Древнейшие люди.Родовые общины охотников и собирателей.Возникновение искусства и ре...