Интегрированный урок по русскому языку и истории по теме "Великая Французская революция"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Попова Ольга Александровна

Выяснить причины Французской революции. Сформулировать задачи революции. Определить слои общества, заинтересованные в революции. Изучить события, приведшие к началу революции  Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме. Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_istorii_1.rar2.47 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

МКОУ «Новохоперская ООШ»

                                                                           Подготовили: Засядько М. В.          

                                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                                     Попова Ольга Александровна

                                                                                учитель истории и обществознания

ОТКРЫТЫЙ  УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и ИСТОРИИ в 7  КЛАССЕ

Тема: « Причастие» и «Французская революция»

Тип урока: новый материал (история) и обобщение (русский язык).

Форма урока: интегрированный.

  • Цель урока: Выяснить причины Французской революции. Сформулировать задачи революции. Определить слои общества, заинтересованные в  революции. Изучить события, приведшие к началу революции
  • Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме. Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом.

           Задачи:  Воспитание  коллективизма, взаимовыручки, воспитание любви к языку и     знание всемирной истории .

                                                                   ХОД УРОКА

Введение. Учитель русского языка:

Слайд 2

Звучит «Марсельеза»

- Какое произведение вы сейчас слышали?(Гимн)

-Кто догадался, на каком языке оно прозвучало? (На французском)

- Молодцы!

Слайд 3

Справочный материал о символическом произведении Французской революции.

- «Марсельезу» написал Клод Жозеф Руже де Лиль. Она так понравилась населению, что в 1793 году Конвент (революционный парламент) выбирает Марсельезу государственным гимном Франции.

Слайд 4

--Прочитаем эпиграф выдающегося политического деятеля XIX – XX вв о событии в истории одного европейского государства.

Эпиграф (чтение учителем)

"Она недаром называется Великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком Французской революции." (В.И.Ленин. Соч. Т.XXIV, стр.304).

- О чем сегодня пойдет речь? (О Французской революции)

- Молодцы!

- Сегодня, ребята у нас будет необычный урок. Урок, на котором мы не только узнаем о Великой Французской революции, но и повторим всё о той особой форме глагола, которая имеет признак предмета по действию. Кто назовет ее? (Причастие)

- По какой теме на предыдущем уроке русского языка у нас был диктант? (Причастие)

- Перед вами лежат тетради по контрольным работам, можете посмотреть оценки.

- И как вы все догадались, мы проведем по итогам контрольной работы что? (Работу над ошибками).

- Еще перед вами листки с таблицей – классификация ошибок и листы для самостоятельной работы. Вы будете заполнять листы самопроверки, каждый по своим ошибкам из диктанта.

Будьте внимательны к материалу по истории и умейте находить в текстах, изученные нами причастия. А сейчас о Французской революции.

Слайд 5

II.  Учитель истории: Рассказывает о противоречиях во всех сферах жизни во Франции.

Увеличивается рост капиталистических отношений. В стране активно развивается торговля и увеличивается число мануфактур. Активно развивается торговля. За короткий период времени сколачиваются огромные состояния.

С другой стороны в сельской местности сохраняется сенсориальный строй. Сохраняются натуральные и денежные повинности крестьян.

Слайд 6.  Сословия во Франции:

Духовенство- служит королю молитвами.

                                               

     

4% населения ( владели землёй, не платили поземельного налога, занимали все высшие государственные должности)

 Дворянство- служит королю шпагой.

Все остальные- служат королю имуществом.

Крестьяне, простые горожане, предприниматели, банкиры.  судовладельцы, банкиры. чиновники.

Учитель истории. К 70-м годам 18 века из 25-миллионного населения Франции- 22 миллиона были крестьяне. + выписать самостоятельно на стр.239-240

Слайд 7-8

Жизнь крестьян того времени

+

_

Крестьяне Не владели землёй.

 Не могли ею распоряжаться.

Несли повинности за пользование землёй. Платили многочисленные налоги.

Появляются богатые крестьяне, которые берут землю в аренду и отправляют продукты на рынок.

Пища в большинстве- скудная.

Жилища, одежда и обувь- бедные.

Болезни- частые.

Многие превращались в нищих и бродяг.

«Хлебные бунты».

+

_

Распространение новых культур ( картофель), ставших повседневной пищей.

Рост населения во Франции.

Появляются богатые крестьяне, которые берут землю в аренду и отправляют продукты на рынок.

Крестьяне Не владели землёй.

 Не могли ею распоряжаться.

Несли повинности за пользование землёй.

Сеньоры могут уничтожать безнаказанно посевы.

Платили многочисленные налоги.

Пища в большинстве- скудная.

Жилища, одежда и обувь- бедные.

Болезни- частые.

Многие превращались в нищих и бродяг.

«Хлебные бунты».

Бедственное состояние сельского хозяйства порождало недостаток продуктов питания.

Крестьяне хотели получить землю в собственность.

Для развития сельского хозяйства требовалось упразднить сеньориальные порядки.

III. Учитель русского языка:

1. Самостоятельная работа и у доски.

- Как тяжело жилось населению в столице Франции Париже, вы узнали на прошлом уроке русского языка. Мы писали с вами диктант на эту тему. О чем же он?

Слайд 9.

- Перед вами листы с классификацией ошибок. Как же понять какая ошибка в слове допущена? (Сначала определить часть речи, затем морфему в слове, в которой есть ошибка. Вспомнить правило, помогающее исправить ее. Написать пример на эту орфограмму)

- Молодцы приступили к работе. В свободных клетках заполняем свои исправленные слова и примеры к ним.

- К доске пойдет Селезнев Н. со своей тетрадью.

(У кого есть вопросы, поднимают руки и спрашивают)

2. Работа с предложением Слайд 10.

- Вспомните, как найти причастие в предложении. (По суффиксу)

- Найдите в предложении причастия.

- В 2009 году все передовое человечество отмечало 150-летие Французской буржуазной революции, сокрушившей феодально-абсолютистский режим и открывшей собой новую эпоху в истории не только Франции, но и всего мира -- эпоху победы и утверждения капитализма 1789--1870 годы.

- Какие это причастия, действительные или страдательные? (Действительные прошедшего времени)

Слайд 11.

- Что такое причастие? (Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию)

- Что такое причастный оборот?  (Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом)

- Назовите в этом предложении причастный оборот и определяющее существительное, к которому он относится. (Революции –какой- сокрушившей и открывшей)

- Выпишите его и обозначьте графически.

- При помощи каких суффиксов образовываются причастия? Слайд 12-13.

- Когда пишется –н-, а когда –нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? (Алгоритм –н-нн)

Слайд 14. Работа в группах (парами).

- Выполните задания, которые находятся внизу листа, используя этот алгоритм.

- А кто выполнил задания отложите листы в сторону, посмотрите на доску и попробуйте ответить на вопросы.

Слайд 15.

IV. Учитель истории: «Только в моей особе пребывает королевская власть, говорил в 1766 году Людовик 15- Весь общественный порядок во всем его объёме исходит от меня, интересы и права нации- всё здесь, в моей руке»

- О чём говорит это высказывание?

-Что такое абсолютная монархия в стране?

Кризис системы абсолютизма:

- Унизительный Парижский мир после окончания 7-летней войны ( Франция отдала большую часть своих колоний, отказаться от притязаний на Индию и Канаду;

- Критика короля за чрезмерную роскошь и расточительство (придворных, дворцы, праздники);

-Людовик 15 утратил репутацию высшего беспристрастного судьи и стал объектом всеобщих нападок.

Слайд 16, приложение 

С 1774 года на престол вступает Людовиг XVI.

 По ряду описаний своеобразный человек - добрый, симпатичный,  честный, однако мягкий , что  для правителя не было лучшей чертой. При  нем принимались законы и тут же отменялись. Власть теряла запас авторитета. Решения часто принимались его женой , дочкой Австрийского  императора Марией  Антуанеттой .

 Слайд 17, приложение

Ряд крупных экономических реформ проводились под руководством выдающегося финансиста Тюрго.

Однако во Франции в то время случились неурожайные годы. Это привело к отстранению Тюрго от власти. Несколько лет подряд была сильная засуха , урожай погиб на полях, это привело к  голоду, что коснулось всего населения . Королевская казна была пуста. Людовигу  XVI срочно нужны были деньги.

Слайд 18, приложение 

 Король принимает экстренное решение . созвать Генеральные штаты ,чтобы утвердить новые налоги с населения

Генеральные штаты - высшее сословно-представительное учреждение Франции.

5 мая 1789 года открывается заседание Генеральных штатов в Версальском дворце.

Генеральные штаты включали в себя представителей дворян 270 человек, духовенства 291 человек, третье сословие 557 человек. Число депутатов первого и второго сословия приравнено к количеству депутатов третьего сословия. Происходили постоянные споры между сословиями.

Слайд 19, приложение

 17 июня 1789 года  депутаты третьего сословия отделяются и объявляют себя представителями всей нации - Национальным собранием.  

Национальное собрание - первое учредительное собрание французского народа, организованное депутатами французских Генеральных штатов.

Национальное собрание было поддержано той частью дворян , которые стремились к новым прогрессивным реформам.

9 июля Национальное Собрание объявило себя высшей властью в стране - Учредительным Собранием, которое должно решить ,как будет дальше складываться судьба Франции. Это событие считается началом Великой Французской революции.

Слайд20

V. Учитель русского языка:

Работа с учебником «Истории» Слайд 21

- На странице 244 найдите текст «Падение Бастилии – начало революции».

Морфологические признаки причастия и его разбор.

- Дайте определение причастию. (Слова, которые образуются от глаголов и называют признак предмета по действию, проявляющийся во времени, называется причастиями. Причастие – это особая форма глагола, имеющая признаки глагола и прилагательного. Причастие отвечает на вопросы какой? (каков?), что делающий? Что сделавший?

- Вспомните, как можно найти причастие в тексте. (Алгоритм нахождения причастия в тексте)

    1) Ищу суффиксы, характерные причастию.

    2) Определяю, можно ли сказать тот, который …

    3) Отвечает ли на вопросы: что делающий, что сделавший?

    4) Доказываем, что слово образовано от глагола и обозначает признак предмета по действию.

- Назовите признаки глагола у причастия (вид соверш. и несоверш.; время прошедшее и настоящее; возвратность).

- Назовите признаки прилагательного (изменяется по числам, падежам, в единственном числе и по родам, таким образом, согласуется с существительным, от которого зависит; отвечает на вопросы каков, какой)

Слайд 22 Морфологический разбор причастия.

- У доски произведите разбор причастия, которое найдите в этом тексте, где причины революции.

 (нарождающимися – укладами (какими?) (что делающимися?) причастие, обозначает признак предмета по действию.

1. н.ф. – нарождаться;  П.п. действительное, настоящее время, несов. вид, возвратное; Н. п.   мн. число, Тв. падеж; в предложении является определением)

- В тетрадях произведите разбор дома те, кто не выполнил его в контрольной работе

5 минут

VI.Этап выявления причин революции

Слайд 23, приложение

Что же послужило причиной к началу революции?

I.Социально-экономические причины революции.

Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:

  • Высоких налогов
  • Феодальных повинностей
  • Цеховых порядков
  • Внутренних пошлин
  • Монополии на производство и продажу продукции

II.Но причины были и социально-политического характера

Короли на протяжении XVIII века старались потихоньку поддерживать представителей третьего сословия – буржуазию. Это было хорошо для городских жителей, однако в свою очередь затрагивало интересы дворянства. Дворяне были не довольны, они постоянно жаловались королю. Король оказался как бы между двух огней. Если он принимал закон  нужный для буржуазии это вызывало недовольство дворянства, с другой стороны сделав что-то нужное дворянам , он усиливал либеральную оппозицию в городах.

Таким образом , королевская власть ,была невыгодно представлена перед обоими сословиями, вне зависимости ,что она на самом деле делала.

Слайд 24,  приложение
Более того 14 июля толпы парижан захватили знаменитую тюрьму Бастилию. Сообщение о взятии Бастилии (заранее подготовленное учеником)

Бастилия – одна из самых знаменитых тюрем в мире, зловещая темница, от упоминания о которой веками дрожали в страхе и ужасе жители Парижа. Первый камень в ее стены был заложен в 1370 году, в царствование короля Карла V. Закончено строительство, которым руководил судья Юг Обрио и в котором в обязательном порядке участвовали практически все жители Парижа, было в 1382 году. Парадоксально, но факт: Юг Обрио вскоре и стал ее первым заключенным. 

Слайд 25,  приложение
Как брали Бастилию  (заранее подготовленное сообщение)

Во время восстания в Париже в 1789 году у стен Бастилии 14 июля около 9 часов утра собралась толпа парижан, намеревавшихся захватить находившееся в ней оружие. После полудня восставшие пошли на штурм.
 Толпа, ворвавшаяся в крепость, не пощадила никого . Коменданта растерзали по дороге к Ратуше. А освобожденных узников с триумфом пронесли на руках по улицам Парижа.

 Слайд 23,  приложение

Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это революция!»
Власть перешла в руки Учредительного собрания, которое опирается на силу вооруженного народа.

Казалось бы революционные события должны быть остановлены , ведь между королем  и собранием  установился мир.

Мало кто в тот момент полагал, чем это все может закончиться. Ведь это было всего лишь начало пути.

Ситуация во Франции становилась все более и более острой. По стране прокатился ряд крестьянских выступлений. Крестьяне отказывались выполнять сеньоральные повинности. Они брали оружие в руки и шли громить поместья своих феодалов.  Революционное Учредительное собрание должно было пойти  на  встречу  крестьянам.

Слайд 24, приложение

 В августе месяце оно предприняло ряд декретов  по которым отменялись большинство сеньоральных повинностей. Так ,та часть французского общества, которая поддерживала корону, в одночасье лишилась своих основных денежных доходов.

Слайд 25 приложение

26 августа Учредительное собрание приняло знаменитый документ «Декларацию прав человека и гражданина»  (записать в тетрадь)фактически введение к Конституции.
Следующие события революции мы рассмотрим на другом уроке.  А  сейчас давайте подведем итоги.

VIII. Учитель русского языка: Подведение итогов работы над ошибками/

- Сдайте, пожалуйста, свои листочки с работами, положив их на край стола.

Домашнее задание: повторять правила стр. 26-73, доделать морфологический разбор причастий, в рассказе по истории употреблять причастия..

Оценки учащихся.

IX. Этап закрепления новых знаний и подведение итогов урока.
Напишите синквейн по теме : « Начало Великой Французской революции»

1,Великая французская революция
2,Жестокая , справедливая
3,Убивает,  уничтожает, освобождает
. (употребление причастий в синквейне наст время действительные)
4, Забрала множество жизней
5, Отречение от прошлого.

X. Этап информации о домашнем задании.

Слайд 22, приложение   

    Домашнее задание: Параграф 25 ,стр. 238, вопрос №2,составить рассказ « Жизнь французского крестьянина» (письменно в тетрадь)

Рефлексия 

Красный – не понял

Белое – затрудняюсь в чем-то

Синее – понятно все


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по английскому языку и истории по теме: “И никогда не оборвётся веков связующая нить…” в 8 классе.

Урок проведен с целью обобщения и закрепления знаний по теме "Эпоха Петра I", развития у детей коммуникативныъх и интеллектуальных навыков. Нестандартная форма урока позволила вызвать интерес к изучае...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Открытое занятие кружков английского языка и истории. Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, проводился среди студентов 1 и 2 курса.Интеграция данного у...

Бинарный урок по русскому языку и истории "Язык и история народа"

Занятие по русскому языку и истории России к Дню народного единства. Рассматривается история государственного праздника, родного города, этимология названий некоторых населенных пунктов, влияние полон...

Интегрированный урок по русскому языку: Причастие в русском и английском языках

интегрированный урок в 8 классе по теме "Причастие в русском и английском языках". Целью урока явилось сопоставление общности и различичий в парадигме двух языков. Задачи: повторить образова...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...