Рассвет империи во II веке.
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

В данной публикации размещена технологическая карта урока истории в 5 классе, ресурсный материал и компьютерная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rastsvet_imperii_vo_2_veke.ppt2.77 МБ
Файл urok_62.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Расцвет империи во II веке Фабрикова Ирина Викторовна ГБОУ гимназия № 528 Санкт-Петербург

Слайд 2

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве Во времена империи выросли размеры имений в Италии, провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные участки, в каждом из которых трудилось огромное количество рабов. Но за ними очень трудно было уследить.

Слайд 3

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ. Работали плохо, из-под палки. Уследить за ними было трудно, а нанимать надсмотрщиков – дорого. В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей, а также поголовье скота уменьшалось Как изменить положение?

Слайд 4

Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки свободным беднякам, которые должны были отдавать 1/3 урожая. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве 1 /3

Слайд 5

Колоны – земледельцы, которые брали землю для обработки на несколько лет. Запишем определение:

Слайд 6

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве Подумайте, почему колоны были заинтересованы в хорошем урожае, а рабы – нет? Колоны работали на себя, а рабы – на хозяина

Слайд 7

Рабы с хижинами - рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда и отдав за это часть урожая Запишем определение:

Слайд 8

Дион Кассий писал: « Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек…Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха…»

Слайд 9

«Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку …» Аврелий Виктор писал:

Слайд 10

Траян происходил из испанского рода. В правление Нерона отец Траяна вошёл в состав сената. Карьеру он начал при Домициане, который в 96 году назначил его наместником Верхней Германии. Спустя год после солдатского мятежа преемник Домициана Нерва усыновил популярного среди армии Траяна, а после смерти Нервы в 98 году Траян стал первым римским императором из провинции. Правление Траяна ( 98-117 г.) Марк Ульпий Нерва Траян

Слайд 11

При нём прекратились казни по ложным доносам. Он приказал схватить самых известных доносчиков Рима, посадить их на корабль и отправить в открытое море. Правление Траяна. « Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным»

Слайд 12

Правление Траяна Историк Публий Тацит « ...это были годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает»

Слайд 13

Траян был выдающимся полководцем, при нём сделаны последние завоевания римлян, подчинил племена даков. Правление Траяна Битва с даками. Рельефное изображение

Слайд 14

Римляне строили на века. Париж Современный Лондон. Великобритания Современная Австрия. Вена. Кёльн. Германия.

Слайд 15

Римляне строили на века. Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым текла вода.

Слайд 16

Для перевода труб через низины и реки возводились мосты со многими полукруглыми арками. Римляне строили на века. Римский мост в Галлии ( нынешней Франции)

Слайд 17

Римляне строили на века. Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня, которые заливались смесью из мелких камешков, песка и извести

Слайд 18

Римляне строили на века. Форум Траяна 300 м в длину, и 185 м в высоту

Слайд 19

Римляне строили на века. Римские термы ( бани)

Слайд 20

Римляне строили на века. Храм Пантеон в Риме Храм Сатурна

Слайд 21

Римляне строили на века. Театр в Древнем Риме

Слайд 22

Римляне строили на века. В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

Слайд 23

Домашнее задание: Параграф 57



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории 5 класс

Урок 62. РАСЦВЕТ ИМПЕРИИ ВО II ВЕКЕ

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с деятельностью императоров II в., раскрытию понятия «золотой век империи»; создать условия для рассмотрения процесса образования колоната; содействовать ознакомлению с римской архитектурой

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные
результаты

Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Траян – «наилучший император». Правление Траяна (98–117 гг.

н. э.). Войны Траяна, победа над даками. Римская архитектура. Колоны, «рабы с хижинами», даки, водопровод, арка, бетон, Форум

Образовательные ресурсы

Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Возникновение колоната». Карта «Расширение Римской империи при Траяне. II в. н. э.»


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Отказ от ис-

пользования рабов в сельском хозяй-стве

Фронтальная. Словесно-иллюстративный, проблемный.

Рассказ, работа с иллюстрациями,
аппликацией (слайдами), беседа

Формулирует проблемный вопрос (см.

Приложение 1).

Проводит воображаемую экскурсию

(см. Приложение 2).

Подводит к выводу, что у рабов полностью отсутствовала заинтересованность в труде, рабство превращается в тормоз развития хозяйства и техники. С помощью иллюстраций знакомит с жаткой, плугом, водяной мельницей. Рассказывает с помощью аппликаций (слайдов) (см. Приложение 3) о том, как землевладельцы заменяли труд рабов трудом свободных арендаторов

Извлекают информацию из рассказа учителя, работы с наглядно-иллюстративным материалом; вступают в беседу по содержанию изучаемого вопроса; обсуждают проблемные вопросы. Раскрывают смысл, значение важнейших исторических терминов и понятий. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий

и явлений

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; находят ответы на вопросы в иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

Правление Траяна

(98–117 гг.

н. э.)

Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, беседа

Предлагает прочитать п. 2 § 57, материалы к уроку и обсудить вопрос:

– Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»? Для более полного ответа сравните правление Траяна и Нерона

Проводят поиск необходимой ин-

формации в тексте. Характеризуют историческую личность

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Работа

с текстом, беседа по вопросам

Архитектура Рима

Индивидуальная. Практический.
Работа с текстом, тезисный план

Предлагает прочитать п. 3 § 57, составить тезисы «Архитектура Рима»

Составляют тезисный план по учебному тексту

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в тексте; структурируют знания

Тезисный план

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, парная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, работа с картой, игра

– Назовите страны и области, находившиеся под властью Рима при императоре Траяне.

Организует игру «Ты – мне, я – тебе», предлагает задавать вопросы друг другу на знание терминов, понятий

Читают историческую карту

с опорой на легенду. Раскрывают смысл, значение важнейших исторических терминов и понятий

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы; слушают и понимают речь других

Работа с картой, игра

V. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Сообщения, презентации по рассматриваемым вопросам следующего урока (на основе интернет-ресурсов, энциклопедий)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Сообщения,

презентации

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

– Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились не 15–20, как во времена Гракхов, а несколько сотен рабов. Между тем урожайность виноградников и полей падала, поголовье скота уменьшалось, сокращались доходы от имений. В чем причины этого явления?

Приложение 2

Представьте себе, что мы посетили большое имение в Италии. Его владелец жалуется нам: «Вы видите в моем имении множество рабов. Все они люди скверные, никчемные, словом, не люди, а никуда не годные людишки!»

«За что ты гневаешься на них?» – спросим мы богача землевладельца.

«Судите сами, – отвечает он нам. – Ведь рабы – лодыри! Волов и остальной скот пасут плохо, дурно обрабатывают виноградники. Положиться на них ни в чем нельзя, да и уследить за всеми трудно: чуть зазеваются надсмотрщики, и эти бездельники бросают работу. Мотыги, серпы, лопаты они не берегут, к тому же все они воры: так и норовят украсть виноград, оливки, зерно!

А на днях я ненадолго уехал, так послушайте только, что они придумали. Канаву за огородами прикрыли ветками. Подвели к ней лучшего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при чем: «Какое несчастье! Беда, беда! Самый сильный бык сломал себе ногу!..» Когда я вернулся, то приказал виновных избить палками. Я бы засек их до смерти, – понизив голос, говорит хозяин, да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана невелика».

– Почему скопление рабов в имении было опасно для рабовладельца?

– Предположите, что ответит владелец имения, если дать ему такой совет: «Ты боишься бунта, так увеличить охрану, приставь к рабам вдвое больше надсмотрщиков».

– Каким было отношение рабов к труду в имении? Почему оно могло быть именно таким?

Приложение 3

Вот богач предлагает свободному бедняку:

– Хочешь получить для обработки участок земли?

– А на каких условиях?

– Соберешь урожай: две трети себе и только одну треть за пользование землей отдашь мне.

– Согласен, но у меня нет ничего, кроме рук.

– Знаю. Возьмешь у меня в долг и купишь пару волов, плуг, зерно для посева, рабочий инвентарь. Обзаведешься хозяйством – отдашь».

В каждом имении появились десятки арендаторов, которых стали называть колонами. За пользование землей колоны отдавали владельцу земли зерно, поросят, яйца. Число рабов в имении уменьшилось: одних хозяин продал, других отпустил на свободу, третьи умерли.

Иногда рабовладельцы давали и рабам участки земли, орудия труда, семена и разрешали обзаводиться семьей. Такие рабы назывались «рабами с хижинами». «Рабы с хижинами» также вносили плату за пользование землей. При продаже имения «рабов с хижинами» обычно продавали вместе с землей. «Рабы с хижинами» знали, что их не сгонят с земли, поэтому они были заинтересованы в ее тщательной обработке.  Они  сажали  долголетние растения  (оливки, виноград), заботясь о том, чтобы оставить детям и внукам ухоженный участок и обеспечить тем самым их жизнь.

– Какие выгоды принесло землевладельцам использование колонов и «рабов с хижинами»?

Положение колонов и «рабов с хижинами» постепенно сближается.

– Представьте себе, приходит колон к управляющему имением и говорит: «Я арендую сырой и неплодородный участок, много лет перебиваюсь с хлеба на воду. Ваши условия мне не подходят, я ухожу вместе с семьей навсегда». Предположите, что ответит управляющий колону.

– Управляющий проверит, какой долг числится за колоном, и, пока этот долг не будет выплачен, не отпустит его из имения. Часто размер долга был велик, в неурожайные годы он вырастал в два-три раза. Бывало и так: одолжил деньги не сам колон, а еще его дед у деда нынешнего землевладельца. Давно умерли дед и отец колона, а долг перешел на него. Так постепенно колоны попадали в зависимость от владельца земли, теряли свободу передвижения и оставались жить в том имении, где родились.

Материалы к уроку

Колоны – мелкие земледельцы в период Римской республики и империи. Первоначально колоны были свободными крестьянами, которые арендовали (брали на отработку) землю у богатого землевладельца или государства. За аренду они могли платить частью урожая или работой на хозяйской земле. Все условия оговаривались в контракте. При этом зачастую колоны имели и свои собственные земельные участки, а арендованный участок был лишь дополнением для них. Однако со временем, в период поздней империи, многие земледельцы-колоны начинают терять независимость. Они прикрепляются к земле и теряют способность уйти от своего хозяина. Их положение в IIIIV вв. н. э. сравнимо с положением крепостных крестьян в средневековой Европе, хотя колоны при этом никогда не были рабами.

ИМПЕРАТОР ТРАЯН В ПАМЯТИ СЛАВЯН

Имя императора Траяна осталось в исторической памяти славянских народов. Во время римско-дакской войны римляне соприкоснулись со славянами, жившими к северу от Дакии. Так, в русском произведении «Слово о полку Игореве» (XII в.) упоминаются «века Траяна» и «путь Траяна» (император действительно построил в Дакии дорогу, названную в его честь). Во многих славянских сказках Траян предстает сказочным существом: в его царстве находится семьдесят водоемов, полных расплавленного золота и серебра, он может выходить только ночью, потому что на солнце его тело сгорает, у него большие острые уши, как у беса, и прочее. Зачастую Траяна упоминают в перечне языческих богов — Перуна и Велеса. Таким образом, фигура Траяна вошла в славянскую мифологию.

ИМПЕРАТОР ТРАЯН – СИМВОЛ ПРАВОСУДИЯ

В европейской культуре император Траян является воплощением правосудия. Еще в Средние века появилась легенда о справедливейшем императоре. Согласно ей, когда император однажды отправлялся на войну, к нему подошла вдова и, обливаясь слезами, попросила его отомстить за ее подло убитого сына. И хотя император торопился, но он слез с лошади и приказал осуществить правосудие. Причем по одной из версий убийцей оказался сын императора, которого Траян отдал вдове в рабство. Этот сюжет вдохновлял многих европейских художников и скульпторов. Интересно, что профиль императора Траяна выбит на здании Верховного Суда в Вашингтоне в США, то есть и сейчас он продолжает оставаться одним из символов правосудия.

ИЗГНАНИЕ ДОНОСЧИКОВ ИЗ РИМА

При императоре Траяне из Рима были изгнаны доносчики, которые терзали и знатных, и простых римлян. При предшественниках Траяна суды рассматривали огромное количество дел, связанных с оскорблением достоинства римского народа и личности императора. Конечно, среди обвиненных по этим преступлениям было очень много невиновных, попавших в тюрьмы по ложным доносам. Доносительство же процветало, так как доносчик получал часть имущества оклеветанного человека. Придя к власти, Траян прекратил все судебные дела по доносам, а самих доносчиков изгнал из города. Историк Плиний Младший пишет об этом: «Все доносчики по твоему приказу были посажены на наскоро сколоченные корабли и отданы на волю волн: пусть, мол, отплывают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы, а если штормы и грозы спасут кого-нибудь от скал, пусть поселятся на голых утесах негостеприимного берега, и пусть жизнь их будет сурова и полна страхов, и пусть скорбят они об утерянной безопасности, которая дорога всему роду человеческому».

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ О ТРАЯНЕ

Историк Плиний Младший пишет в своем хвалебном письме императору, что тот отличается от своих предшественников скромностью: Траян ходил пешком, а не возлежал на носилках. «Когда ты проходишь по общественным местам, каждому предоставляется возможность остановиться или выйти тебе навстречу, сопутствовать тебе или пройти мимо. Ты гуляешь среди нас, но не так, точно снисходишь, и предоставляешь нам себя в полной мере не для того, чтобы приписывать это себе в заслугу. Всякий, кто подойдет к тебе, стремится подольше побыть с тобой, и конец беседе кладет совестливость каждого, а не твоя гордость… До тебя принцепсы, пренебрегая нами и как бы боясь равенства, теряли способность пользоваться своими ногами. Их поднимали выше нас плечи и спины рабов, тебя же молва, слава, любовь граждан, доступность твоя подымают выше самих принцепсов; тебя возвышает до звезд сама наша общая для всех земля, на которой следы ног наших смешаны со следами государя».

(Из хвалебного письма императору.)

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ К ИМПЕРАТОРУ ТРАЯНУ

Историк Плиний Младший так писал об отношении людей к императору Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему [Траяну] хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце. Ведь он из нашей среды, и ничто так не отличает и не возвышает его, как то, что он сам сознает себя одним из нас и не забывает, что он человек и управляет людьми».

Плиний обращается и непосредственно к императору: «Мы любим тебя настолько, насколько ты этого заслуживаешь, и любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе».

Конечно, в этом письме Траяну Плиний несколько преувеличивает любовь народа к Траяну, но и другие авторы пишут о том, что при Траяне жизнь стала лучше и спокойнее.

(Из хвалебного письма императору.)

ВОДОПРОВОД В РИМЕ

Долгое время население Рима не имело водопроводов и пользовалось водой из источников и речушек, а также собирало дождевую воду в цистерны. Первый водопровод провел в IV в. до н. э. цензор Аппий Клавдий: он шел на протяжении 16,5 км и оканчивался у Тибра. В III в. до н. э. начали строить второй водопровод, длиной 70 км. Третий водопровод был построен во II в. до н. э. Начинался он на расстоянии 61 км от Рима. Действует этот водопровод и поныне. Четвертый водопровод начинался километрах в 13 от Рима. Его постройкой было завершено строительство водопроводов в республиканском Риме.

При новом режиме строительство водопроводов возобновилось: Агриппа в 33 г. до н. э. провел два водопровода. Один из них, снабжавший его термы и пруд при термах, и в настоящее время дает Риму лучшую воду. Водопроводы строили Август и Клавдий (один водопровод длиной 68, другой – 87 км), Траян (водопровод Траяна действует и сейчас), Александр Север. Во II в. в водопроводах была использована арочная система. Эти одиннадцать водопроводов давали Риму в день 1,5 млн кубометров воды. Воду надлежало распределить по всему городу. Кроме того, необходимо было следить за водопроводной сетью, вовремя производить нужный ремонт. Для ремонта водопровода и устранения различных неудобств существовала специальная «водяная команда».

Отведение воды к себе в дом было правом, которое выдавалось лично, прерывалось со смертью получившего и не переходило ни по наследству, ни при продаже дома. Поэтому в Риме постоянно прокладывались и снимались трубы: мостовую приходилось разрывать и вновь замащивать.

Урок 62. РАСЦВЕТ ИМПЕРИИ ВО II ВЕКЕ

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с деятельностью императоров II в., раскрытию понятия «золотой век империи»; создать условия для рассмотрения процесса образования колоната; содействовать ознакомлению с римской архитектурой

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные
результаты

Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Траян – «наилучший император». Правление Траяна (98–117 гг.

н. э.). Войны Траяна, победа над даками. Римская архитектура. Колоны, «рабы с хижинами», даки, водопровод, арка, бетон, Форум

Образовательные ресурсы

Учебник. Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Возникновение колоната». Карта «Расширение Римской империи при Траяне. II в. н. э.»


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Отказ от ис-

пользования рабов в сельском хозяй-стве

Фронтальная. Словесно-иллюстративный, проблемный.

Рассказ, работа с иллюстрациями,
аппликацией (слайдами), беседа

Формулирует проблемный вопрос (см.

Приложение 1).

Проводит воображаемую экскурсию

(см. Приложение 2).

Подводит к выводу, что у рабов полностью отсутствовала заинтересованность в труде, рабство превращается в тормоз развития хозяйства и техники. С помощью иллюстраций знакомит с жаткой, плугом, водяной мельницей. Рассказывает с помощью аппликаций (слайдов) (см. Приложение 3) о том, как землевладельцы заменяли труд рабов трудом свободных арендаторов

Извлекают информацию из рассказа учителя, работы с наглядно-иллюстративным материалом; вступают в беседу по содержанию изучаемого вопроса; обсуждают проблемные вопросы. Раскрывают смысл, значение важнейших исторических терминов и понятий. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий

и явлений

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; находят ответы на вопросы в иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

Правление Траяна

(98–117 гг.

н. э.)

Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, беседа

Предлагает прочитать п. 2 § 57, материалы к уроку и обсудить вопрос:

– Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»? Для более полного ответа сравните правление Траяна и Нерона

Проводят поиск необходимой ин-

формации в тексте. Характеризуют историческую личность

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Работа

с текстом, беседа по вопросам

Архитектура Рима

Индивидуальная. Практический.
Работа с текстом, тезисный план

Предлагает прочитать п. 3 § 57, составить тезисы «Архитектура Рима»

Составляют тезисный план по учебному тексту

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в тексте; структурируют знания

Тезисный план

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, парная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, работа с картой, игра

– Назовите страны и области, находившиеся под властью Рима при императоре Траяне.

Организует игру «Ты – мне, я – тебе», предлагает задавать вопросы друг другу на знание терминов, понятий

Читают историческую карту

с опорой на легенду. Раскрывают смысл, значение важнейших исторических терминов и понятий

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы; слушают и понимают речь других

Работа с картой, игра

V. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Сообщения, презентации по рассматриваемым вопросам следующего урока (на основе интернет-ресурсов, энциклопедий)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Сообщения,

презентации

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

– Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились не 15–20, как во времена Гракхов, а несколько сотен рабов. Между тем урожайность виноградников и полей падала, поголовье скота уменьшалось, сокращались доходы от имений. В чем причины этого явления?

Приложение 2

Представьте себе, что мы посетили большое имение в Италии. Его владелец жалуется нам: «Вы видите в моем имении множество рабов. Все они люди скверные, никчемные, словом, не люди, а никуда не годные людишки!»

«За что ты гневаешься на них?» – спросим мы богача землевладельца.

«Судите сами, – отвечает он нам. – Ведь рабы – лодыри! Волов и остальной скот пасут плохо, дурно обрабатывают виноградники. Положиться на них ни в чем нельзя, да и уследить за всеми трудно: чуть зазеваются надсмотрщики, и эти бездельники бросают работу. Мотыги, серпы, лопаты они не берегут, к тому же все они воры: так и норовят украсть виноград, оливки, зерно!

А на днях я ненадолго уехал, так послушайте только, что они придумали. Канаву за огородами прикрыли ветками. Подвели к ней лучшего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при чем: «Какое несчастье! Беда, беда! Самый сильный бык сломал себе ногу!..» Когда я вернулся, то приказал виновных избить палками. Я бы засек их до смерти, – понизив голос, говорит хозяин, да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана невелика».

– Почему скопление рабов в имении было опасно для рабовладельца?

– Предположите, что ответит владелец имения, если дать ему такой совет: «Ты боишься бунта, так увеличить охрану, приставь к рабам вдвое больше надсмотрщиков».

– Каким было отношение рабов к труду в имении? Почему оно могло быть именно таким?

Приложение 3

Вот богач предлагает свободному бедняку:

– Хочешь получить для обработки участок земли?

– А на каких условиях?

– Соберешь урожай: две трети себе и только одну треть за пользование землей отдашь мне.

– Согласен, но у меня нет ничего, кроме рук.

– Знаю. Возьмешь у меня в долг и купишь пару волов, плуг, зерно для посева, рабочий инвентарь. Обзаведешься хозяйством – отдашь».

В каждом имении появились десятки арендаторов, которых стали называть колонами. За пользование землей колоны отдавали владельцу земли зерно, поросят, яйца. Число рабов в имении уменьшилось: одних хозяин продал, других отпустил на свободу, третьи умерли.

Иногда рабовладельцы давали и рабам участки земли, орудия труда, семена и разрешали обзаводиться семьей. Такие рабы назывались «рабами с хижинами». «Рабы с хижинами» также вносили плату за пользование землей. При продаже имения «рабов с хижинами» обычно продавали вместе с землей. «Рабы с хижинами» знали, что их не сгонят с земли, поэтому они были заинтересованы в ее тщательной обработке.  Они  сажали  долголетние растения  (оливки, виноград), заботясь о том, чтобы оставить детям и внукам ухоженный участок и обеспечить тем самым их жизнь.

– Какие выгоды принесло землевладельцам использование колонов и «рабов с хижинами»?

Положение колонов и «рабов с хижинами» постепенно сближается.

– Представьте себе, приходит колон к управляющему имением и говорит: «Я арендую сырой и неплодородный участок, много лет перебиваюсь с хлеба на воду. Ваши условия мне не подходят, я ухожу вместе с семьей навсегда». Предположите, что ответит управляющий колону.

– Управляющий проверит, какой долг числится за колоном, и, пока этот долг не будет выплачен, не отпустит его из имения. Часто размер долга был велик, в неурожайные годы он вырастал в два-три раза. Бывало и так: одолжил деньги не сам колон, а еще его дед у деда нынешнего землевладельца. Давно умерли дед и отец колона, а долг перешел на него. Так постепенно колоны попадали в зависимость от владельца земли, теряли свободу передвижения и оставались жить в том имении, где родились.

Материалы к уроку

Колоны – мелкие земледельцы в период Римской республики и империи. Первоначально колоны были свободными крестьянами, которые арендовали (брали на отработку) землю у богатого землевладельца или государства. За аренду они могли платить частью урожая или работой на хозяйской земле. Все условия оговаривались в контракте. При этом зачастую колоны имели и свои собственные земельные участки, а арендованный участок был лишь дополнением для них. Однако со временем, в период поздней империи, многие земледельцы-колоны начинают терять независимость. Они прикрепляются к земле и теряют способность уйти от своего хозяина. Их положение в IIIIV вв. н. э. сравнимо с положением крепостных крестьян в средневековой Европе, хотя колоны при этом никогда не были рабами.

ИМПЕРАТОР ТРАЯН В ПАМЯТИ СЛАВЯН

Имя императора Траяна осталось в исторической памяти славянских народов. Во время римско-дакской войны римляне соприкоснулись со славянами, жившими к северу от Дакии. Так, в русском произведении «Слово о полку Игореве» (XII в.) упоминаются «века Траяна» и «путь Траяна» (император действительно построил в Дакии дорогу, названную в его честь). Во многих славянских сказках Траян предстает сказочным существом: в его царстве находится семьдесят водоемов, полных расплавленного золота и серебра, он может выходить только ночью, потому что на солнце его тело сгорает, у него большие острые уши, как у беса, и прочее. Зачастую Траяна упоминают в перечне языческих богов — Перуна и Велеса. Таким образом, фигура Траяна вошла в славянскую мифологию.

ИМПЕРАТОР ТРАЯН – СИМВОЛ ПРАВОСУДИЯ

В европейской культуре император Траян является воплощением правосудия. Еще в Средние века появилась легенда о справедливейшем императоре. Согласно ей, когда император однажды отправлялся на войну, к нему подошла вдова и, обливаясь слезами, попросила его отомстить за ее подло убитого сына. И хотя император торопился, но он слез с лошади и приказал осуществить правосудие. Причем по одной из версий убийцей оказался сын императора, которого Траян отдал вдове в рабство. Этот сюжет вдохновлял многих европейских художников и скульпторов. Интересно, что профиль императора Траяна выбит на здании Верховного Суда в Вашингтоне в США, то есть и сейчас он продолжает оставаться одним из символов правосудия.

ИЗГНАНИЕ ДОНОСЧИКОВ ИЗ РИМА

При императоре Траяне из Рима были изгнаны доносчики, которые терзали и знатных, и простых римлян. При предшественниках Траяна суды рассматривали огромное количество дел, связанных с оскорблением достоинства римского народа и личности императора. Конечно, среди обвиненных по этим преступлениям было очень много невиновных, попавших в тюрьмы по ложным доносам. Доносительство же процветало, так как доносчик получал часть имущества оклеветанного человека. Придя к власти, Траян прекратил все судебные дела по доносам, а самих доносчиков изгнал из города. Историк Плиний Младший пишет об этом: «Все доносчики по твоему приказу были посажены на наскоро сколоченные корабли и отданы на волю волн: пусть, мол, отплывают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы, а если штормы и грозы спасут кого-нибудь от скал, пусть поселятся на голых утесах негостеприимного берега, и пусть жизнь их будет сурова и полна страхов, и пусть скорбят они об утерянной безопасности, которая дорога всему роду человеческому».

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ О ТРАЯНЕ

Историк Плиний Младший пишет в своем хвалебном письме императору, что тот отличается от своих предшественников скромностью: Траян ходил пешком, а не возлежал на носилках. «Когда ты проходишь по общественным местам, каждому предоставляется возможность остановиться или выйти тебе навстречу, сопутствовать тебе или пройти мимо. Ты гуляешь среди нас, но не так, точно снисходишь, и предоставляешь нам себя в полной мере не для того, чтобы приписывать это себе в заслугу. Всякий, кто подойдет к тебе, стремится подольше побыть с тобой, и конец беседе кладет совестливость каждого, а не твоя гордость… До тебя принцепсы, пренебрегая нами и как бы боясь равенства, теряли способность пользоваться своими ногами. Их поднимали выше нас плечи и спины рабов, тебя же молва, слава, любовь граждан, доступность твоя подымают выше самих принцепсов; тебя возвышает до звезд сама наша общая для всех земля, на которой следы ног наших смешаны со следами государя».

(Из хвалебного письма императору.)

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ К ИМПЕРАТОРУ ТРАЯНУ

Историк Плиний Младший так писал об отношении людей к императору Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему [Траяну] хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце. Ведь он из нашей среды, и ничто так не отличает и не возвышает его, как то, что он сам сознает себя одним из нас и не забывает, что он человек и управляет людьми».

Плиний обращается и непосредственно к императору: «Мы любим тебя настолько, насколько ты этого заслуживаешь, и любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе».

Конечно, в этом письме Траяну Плиний несколько преувеличивает любовь народа к Траяну, но и другие авторы пишут о том, что при Траяне жизнь стала лучше и спокойнее.

(Из хвалебного письма императору.)

ВОДОПРОВОД В РИМЕ

Долгое время население Рима не имело водопроводов и пользовалось водой из источников и речушек, а также собирало дождевую воду в цистерны. Первый водопровод провел в IV в. до н. э. цензор Аппий Клавдий: он шел на протяжении 16,5 км и оканчивался у Тибра. В III в. до н. э. начали строить второй водопровод, длиной 70 км. Третий водопровод был построен во II в. до н. э. Начинался он на расстоянии 61 км от Рима. Действует этот водопровод и поныне. Четвертый водопровод начинался километрах в 13 от Рима. Его постройкой было завершено строительство водопроводов в республиканском Риме.

При новом режиме строительство водопроводов возобновилось: Агриппа в 33 г. до н. э. провел два водопровода. Один из них, снабжавший его термы и пруд при термах, и в настоящее время дает Риму лучшую воду. Водопроводы строили Август и Клавдий (один водопровод длиной 68, другой – 87 км), Траян (водопровод Траяна действует и сейчас), Александр Север. Во II в. в водопроводах была использована арочная система. Эти одиннадцать водопроводов давали Риму в день 1,5 млн кубометров воды. Воду надлежало распределить по всему городу. Кроме того, необходимо было следить за водопроводной сетью, вовремя производить нужный ремонт. Для ремонта водопровода и устранения различных неудобств существовала специальная «водяная команда».

Отведение воды к себе в дом было правом, которое выдавалось лично, прерывалось со смертью получившего и не переходило ни по наследству, ни при продаже дома. Поэтому в Риме постоянно прокладывались и снимались трубы: мостовую приходилось разрывать и вновь замащивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Российская империя в XVIII веке»

Тест для 10 класса к учебнику Волобуева...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Тестирование по теме:"Российская Империя в 19 веке".

Контрольный срез знаний по истории,  тема: "Российская империя в 19 веке". Представлен в 2-х вариантах, время выполнения 40 минут....

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс...