ИКТ на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Шкаленко Наталья Ивановна

Кратко обобщён опыт по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ на уроках истории и обществознания

Шкаленко Н. И.

МБОУ лицей № 3, г. Воронеж

natalya.shkalenko@mail.ru

Современное общество сложно представить без информационных технологий. Они находят своё применение во всех сферах жизнедеятельности человека. Компьютер является в настоящее время помощником на работе, учёбе, отдыхе. Он облегчает поиск и обработку информации, процесс принятия решений. Это значит, что использование информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности – процесс объективный и закономерный. Школьное образование преследует цель - не простую передачу знаний, а формирование общеучебных умений и навыков, так называемых метапредметных результатов: познавательных, регулятивных, коммуникативных. Выпускники школ должны обладать не разрозненными знаниями по предметам, а умениями, позволяющими решать жизненные ситуации. К ним можно отнести извлечение и анализ информации, способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать сотрудничество.

Опыт работы показывает, что использование ИКТ формирует более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, выделять главное, обобщать, делать вывод. Какие же преимущества даёт использование ИКТ на уроках и занятиях внеурочной деятельности?

1.Повышается интерес учащихся к обучению. Надо признать, современные дети - это       дети экранной информации. Да, они мало читают. Но они воспринимают информации с экрана монитора, интерактивной доски намного лучше и быстрее, чем взрослые.

2.Повышается темп урока и как следствие, производительность труда. Учитель получает  возможность углубить содержание материала, представить его в наглядной форме. Применение же проблемного обучения, кейс-технологии, технологии критического мышления формирует практические умения и навыки в освоении исторического материала.

3.Появляются новые возможности для управления учебным процессом, использования индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.

4.Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. На уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

5.При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными.

Приведу примеры использования информационно- коммуникационных технологий на уроках истории обществознания.

Применяю аудио- и видеоматериалы. В первую очередь, это касается фрагментов аналитических телевизионных передач, художественных и документальных фильмов. («Александр Невский», «Степан Разин», «Вхождение Украины в состав России»). Основные этапы урока: вступительная беседа, объяснение новых понятий, фактов, просмотр кинофрагмента, проверка его понимания. Оправдывает себя и такой приём, как создание учащимися «урезанного видео». Старшеклассники записывают фрагмент фильма («Война в Корее», «11 сентября»), изъяв оценочные суждения и выводы из звукового ряда. После просмотра и высказываний своих суждений, ученики сравнивают их с выводами учёных.

Создаю раздаточные печатные материалы к каждому уроку  в зависимости от целей обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Это могут быть тексты, тесты, кроссворды, диаграммы и графики. Учащиеся охотно принимают участие в создании подобного рода заданий.

Использую готовые электронные программные продукты. Например, исторические энциклопедии CD «Энциклопедия истории России 862-1917 г.», CD «Династия Романовых. Три века российской истории», энциклопедии - путеводители «Культура Возрождения», «Эрмитаж», энциклопедия «Вехи истории», учебный фильм «От Кремля до Рейхстага», учебное электронное издание по всеобщей истории для 5-9 классов, учебное электронное издание по обществознанию для 8-9 классов  и другие.

Большую помощь в подготовке к ЕГЭ оказывают тестовые программы и тренажёры. Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР) включает в себя как теоретический материал, так и практические задания к урокам.

Компьютерные технологии дают возможность предлагать учащимся интерактивные задачки на соотнесение событий, терминов, понятий, хронологии и т. д. Ученики 5- 7 классов с интересом расставляют стрелки, ставят номера, решают кроссворды. Правильные ответы сразу сверяют с экрана с помощью мультимедийного проектора.

Интегрированные уроки (история-информатика, обществознание-информатика) носят прикладной характер.

Уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой  из таких мини-проектов создаются впоследствии научно-исследовательские работы. На таких занятиях с помощью учителя информатики более широко используются ИКТ-технологии, идет работа с разными приложениями (Microsoft Word,  Power  Point, Exel).Такой тип урока очень интересен всем учащимся, но особенно учащимся физико-математического профиля. Учащиеся с удовольствием идут на подобные уроки, т.к. знают, что их ждет смена видов деятельности, совместное творчество, создание проектов. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, большой информативной емкостью материала.

В своей работе  создаю и использую следующие виды презентации:

1.Видеоряд, который представлен портретами, картой, схемами, иллюстрациями. Наглядный материал постепенно выводится на экран по ходу изучения темы. Обязательно происходит обсуждение изображения, подводятся итоги.

2.Презентации для повторительно-обобщающих уроков по типу телевизионных передач: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Поле чудес». При этом организуется групповая работа, коллективное обсуждение вопросов.

3.Презентации «Экскурсии и галереи» применяю, как правило, при изучении тем по культуре. Предлагаю отдельным учащимся выступить в роли экскурсоводов, остальные задают им «каверзные» вопросы по теме.

4.Презентация по домашней работе является подспорьем при дистанционном и индивидуальном обучении учащихся. Включает в себя теорию по теме и творческие задания.

5.Тренажёры, задачники, обобщающие и тематические тесты позволяют осуществить контроль знаний учеников.

В настоящее время в Интернете накоплено множество презентаций. У начинающего учителя есть большой выбор.  С интересом, творческим подходом относятся  учащиеся к созданию собственных презентаций. Особенно это актуально при подготовке проектов, работ исследовательского характера. Такой вид учебной деятельности развивает логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки, накапливает опыт публичных выступлений, формирует коммуникативную культуру. Старшеклассники используют информацию, содержащуюся в Интернете, читают публикации в режиме реального времени. В процессе работы над проектом ученик может изменить текст, подобрать иллюстрации, выдвинуть свои аргументы или контрдоводы.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий приводит к следующим результатам:

повышается уровень наглядности на уроке;

устанавливаются межпредметные связи;

появляется возможность продуктивной организации проектной деятельности учащихся;

изменяется роль учителя. Он уже не транслятор знаний, а посредник, помогающий их получить.

Использование ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности достаточно эффективно. Данная технология способствует росту качества образования, формирует устойчивый интерес к предмету, развивает информационную культуру.

Литература.

1.Технология современного урок и творчество учителя / Аствацатуров Г. О. –Армавир,2008

2. Применение электронной презентации на школьном уроке /Платонова Т. И. – (Электронный ресурс) // http :// rmmc.minuspk.ru/index.php?mode

3.Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ/ Беренфельд Б. С., Бутягина К. Л.//Вопросы образования. – 2012.-№ 3

4. Использование ИКТ на уроках истории/ Нестерчук Н. Н. – (Электронный ресурс) // http://pandia.ru/text/78/287/91312.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...