история в литературе
методическая разработка по истории на тему

Каплиева Виктория Николаевна

Данный документ  является методической разработкой внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

на тему:

Пояснительная записка.

Перед вами разработка внеклассного мероприятия, которое проводится между учащимися 10-11 классов, т. к. в игре используются отрывки из литературных произведений, изучаемых в школьном курсе с 7 по 11 класс. В игре принимают участие две команды по шесть человек. Команда должна иметь своё название и девиз. Также из числа преподавателей выбирается три независимых наблюдателя, которые должны следить за ходом игры.

Оборудование. Два стола с настольными лампами. На каждом столе колокольчик ( в него звонят когда команда готова отвечать), микрофон.

        Правила игры. Игра состоит из трёх раундов. В каждом раунде по шесть вопросов. После озвучивания вопроса командам даётся одна минута на обсуждение. В случае правильного ответа команда получает одно очко. Если отвечающая команда дала неправильный ответ, то команда оппонент имеет право дать ответ, при этом ей даётся дополнительных двадцать секунд для обсуждения. Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то за следующий вопрос разыгрывается два балла. Отвечать на вопрос можно только после того как ведущий скажет «Время». Если команда прозвонит в колокольчик до того, как ведущий произнесёт: «Время» она допустит фальстарт и будет лишена права ответа на вопрос.

Раунд I.

Исторический портрет.

(о ком идёт речь?)

В.1. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока,            

        росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его            

        показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его  

        имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были

       острижены в кружок; на нём был  оборванный армяк и татарские        

        шаровары.

        …Он сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем            

        красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка      

        с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.

                                                                ( Е. Пугачёв)

В.2. «С тех пор как не видел его князь Андрей, он ещё потолстел, обрюзг и

        оплыл жиром. Но знакомый ему белый глаз, и рана, и выражение      

         усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный    

         сюртук и в белой кавалергардской фуражке».

                                                                (М. И. Кутузов)

В.3. «Дверь распахнулась. Все увидели царицу. Чьи-то руки протянули ей

         мальчика в пёстром  узком кафтане. Мономахова шапка съехала ему

         на ухо, открыв чёрные стриженые волосы. Круглощёкий и  

         тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши.

         Маленький рот сжат с испугу.

         …Перед колесницей колесницей шел Он в морском кафтане, в

         Войлочном треухе со страусовым пером. Удивлялись его круглому

         лицу и длинному телу – выше человеческого, и многие, крестясь,

         припоминали страшные и таинственные слухи про этого царя».

                                                                  (Пётр I)

В.4. «Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей

         Навстречу. Мария Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую

         Раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит».

         И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против

         Памятника. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и

         Душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное,

         выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка

         имели прелесть неизъяснимую».

                                                                (Екатерина II)

В.5. «Быстро отворились обе половинки двери; всё затихло, и из кабинета

           зазвучали твёрдые решительные шаги: это Он. Он был в синем        

           мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый                  

           живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног,

           и в ботфортах. Короткие  волоса его только что были причёсаны, но

           одна прядь волос спускалась к низу над серединой широкого лба.

           Белая пухлая шея его резко выступала из-за чёрного воротника

           мундира. На моложавом полном лице его с выступающим подбород-

           ком было выражение милостивого и величественного

           императорского приветствия».

                                                                (Наполеон Бонапарт)

В.6.   «С ним всегда было сложно. В ссылке он перестал разговаривать с

           товарищем, пошутившим над его привычкой спать в носках. В

            Сибири он казался особенно незащищённым, мёрз, и потому спал

            в носках. Над ним перестали шутить. С ним нельзя было ссориться-

            он не умел мириться. Сильный грузинский акцент, тяжеловесные

            обороты речи не делали его хорошим оратором. Он никогда не  

            делал шага к примирению – идейный противник для него

            становился личным врагом.

             …Сжимая трубку в кулаке, он по комнате, походка у него осталась

            по-прежнему лёгкой, пружинистой. Его толстые усы, густые брови

            еле уловимо отливали сединой, узкие желтоватые глаза смотрели

            спокойно».

                                                                (Сталин)

Раунд II.

Исторический портрет

(о каком событии идёт речь?)

В.1.  «Изведал враг в тот день немало

           Что значит русский бой удалый,

          Наш рукопашный бой!

           Земля тряслась как наши груди,

           Смешались в кучу кони, люди,

           И залпы тысячи орудий

           Слились в протяжный вой».

                                                                         (Бородинское сражение)

В.2. «Передовые казачьи сотни на рысях поднимались на бурую

         возвышенность перед крепостью -  и тотчас начали осаживать.    

        несколько казаков поскакало назад к пехоте, идущей четырьмя колон-

        нами, закричали: «Татары!... Берегись! Выноси пушки!». С левой руки

        от возвышенности развернулась полумесяцем татарская конница. Их

        было тысячи до десяти. Они двигались всё быстрее, всё гуще

        поднималась пыль. Летели стрелы. Казачьи сотни смешались.

        Отдельные всадники, пригибаясь к коням, кинулись назад. Напрасно

        полковники приказывали махать бунчуками, - вся казачья лава, не

        вынимая шашек, поскакала вниз».

                                                        (Азовский поход Петра I)

В.3. Участникам  какого события Пушкин посвятил послание:

              «Во глубине сибирских руд

                Храните гордое терпенье,

                Не пропадёт ваш скорбный труд

                И дум высокое стремленье».

                                                        (Восстание декабристов)

В.4. «…тяжкой тучей

        Отряды конницы летучей

         Браздами, саблями звуча,

        Сшибаясь, рубятся с плеча,

        Бросая груды тел на груду,

        Шары чугунные повсюду

        Меж ними прыгают, разят,

        Прах роют и в ковши шипят.

        Швед, русский – колит, рубит,

                                           режет.

        Бой барабанный, клики, скрежет,

        Гром пушек, топот, ржанье, стон,

        И смерть, и ад со всех сторон».

                                                        (Полтавская битва)

В.5. «Отравлены его последние мгновенья

        Коварным шепотом насмешливых невежд,

        И умер он с напрасной жаждой мщенья,

        С досадой тайною обманутых надежд».

                                                        (смерть А.С. Пушкина)

В.6. «Вдалеке возник невнятный,

        Новый, ноющий, двукратный,

        Через миг уже понятный

        И томящий душу звук.

        Звук тот самый, при котором

        В прифронтовой полосе

        Поначалу все шофёры

        Разбегались от шоссе».

                                                             (ВОВ)

Раунд III.

Разное

В.1. Были ли знакомы Н.В. Гоголь и М.Ю. Лермонтов?

                                                                (Да)

В.2. Найдите несоответствие в стихах:

                И Терек прыгая, как львица,

                С косматой гривой на хребте.

                Ревел – и горный зверь и птица,

                Кружась в лазурной высоте,

                Глаголу вод его внимали…

                                                                (У львицы нет гривы)

В.3. Вы молодой барин, приехали из Петербурга в имение своего отца,

        который тяжело болен. Вас вызвала старая няня, отправив Вам

         письмо. Представьтесь, пожалуйста.

                                                (Владимир Андреевич Дубровский)

В.4. Были ли знакомы М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин?

                                                                (Нет)

В.5. О каком герое идёт речь:

                Но людям я

Не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать –

А душу можно ль рассказать?

                                                (Мцыри)

В.6. Кто подсказал Н.В. Гоголю сюжет его поэмы «Мёртвые души»?

                                                                (А.С. Пушкин)

 

                

             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Разработка конкурса знатоков истории и литературы. ИСТОРИЯ НАРОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЭТУ

Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях....

Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.

Презентация к вводному уроку литературы по теме "Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы" для 9 класса....

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ... ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Цель: изучение событий истории и освещение их в литера­туре.Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе. 2. Уметь пользоваться сопоставит...

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...