Реализация модулей на уроках истории
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Чернышева Наталья Владимировна

Реализация внутрипредметных модулей на уроках истории полностью отвечает новых требованиям ФГОС и позволяет формировать основные универсальные учебные действия учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Образовательные модули39 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышева Наталья Владимировна

МБОУ  «СОШ № 9» г. Усть-Илимск

Учитель истории

Тема: Разработка образовательных модулей по истории  Древнего мира в соответствии с требованиями ФГОС.

Современное образование требует изменений в разработке учебных курсов. Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса была разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Отличительной особенностью структуры программы является ее деление не только на темы, но и  на модули – группы тем, связанных дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и контроль – в конце.  Особенностью программы является включение в нее двух модулей: «Культура Востока» и «Культура Античности». Тематическая интеграция   на уроках истории   позволит формировать картину мира пятиклассников за счет целостного рассмотрения исторических явлении и предполагает деятельностную организацию учебного процесса. Последнее позволит эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации. Использование модулей в обучении дает возможность добиться того, чтобы учащиеся научились приобретать знания самостоятельно, у них появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям. При изучении модуля учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

     

   1. Модуль «Культура Древнего Востока» ( 6 ч.)

         Цель : познакомить учащихся с культурой Древнего Востока: религией, искусством, литературой, скульптурой; воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов древнего Востока.

          Задачи: способствовать развитию: исследовательских навыков и умений, способности к обобщению, систематизации полученных знаний; формировать умение работать в коллективе и группах; способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся; создать на уроке атмосферу психологического комфорта; формировать потребность учеников в самообразовании и повышении культурного уровня;

            Актуальность: данный модуль имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая модуля, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

           Содержание:

         Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мир: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы.

Библейские сказания. Ветхий завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библйские мифы и сказания как исторический и нравственный  опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

           Продукт модуля:  создание иллюстрировано - познавательного альбома «Религия Древнего Египта», создание папирусных свитков, презентации «Культура Востока».

Результаты модуля соотносятся с общими результатами реализации данной программы.

2. Модуль «Культура Античности» (8ч.)

Цель : Познакомить учащихся с культурой Древней Греции и Древнего Рима.

 Задачи: Формирование умения описывать памятники культуры; развитие умения отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык, которым «говорит» искусство  данной  эпохи; воспитание чувства прекрасного при общении с произведениями искусства.

 Актуальность: Античная культура является колыбелью европейской культуры и знания полученные пи изучении данного модуля позволят учащимся лучше понимать историю и культуру современного мира. 

              Содержание:

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

            Олимпийские игры в древности.  Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

            В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик – там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль те6атральных представлений.

             В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие ученые на благо Александрии Египетской.

Продукт модуля: творческий проект «древнегреческий театр», презентации «Культура Античности».

Результаты модуля соотносятся с общими результатами реализации данной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного  общества непосредственным образом зависит от гражданс...

Реализация ФГОС на уроках истории и обществознания

Презентация содержит информацию о групповой работе на уроках истории и обществознания...

Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.

Технология развития критического  мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории....

Реализация ФГОС на уроках истории и обществознания

Задача педагогов в условиях реализации ФГОС сделать то, что мы можем, - научить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща. В умело организованном коллективе каждый работает на каждог...

здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС на уроках истории Древнего Мира

Статья раскрывает основные здоровьесберегающие технологии   (-  соблюдение  санитарно – гигиенических норм;-  учет периодов работоспособности детей на уроке, чередование...

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе".

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе"....

Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе.

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе."...