Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кузьмин Олег Александрович

Древняя спарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx261.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

История Древнего мира. 5 класс.

«Древняя Спарта»

.

      Урок разработан для учащихся 5-х классов на основе   рабочей программы по истории для 5 класса , авторы программы Михайловский Ф. А. «История Древнего Мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений.  Данная программа по истории предусматривает 68 учебных часов в год (2 часов в неделю).

    Данная разработка будет полезна для учителей истории  при изучении новой темы. Кроме этого ее  можно применять в частичном виде при изучении конкретных тем, отраженных в ней, использовать на внеклассных мероприятиях, проводя параллель между современным воспитанием и своеобразным  воспитанием в древние времена.

   Актуальность темы «Древняя Спарта» и этой разработки обусловлена тем фактом, что Спарта являлась уникальным полисом по своему государственному строю, правовой системе и  системе воспитания. Данное занятие, при использовании метода сравнения, в данном случае с Афинской демократией, позволяет учащимся понять многие  процессы происходящие в современном обществе. Кроме того  учит уважать и бережно относится, к культуре других народов, что особенно важно на современном историческом этапе.

       В предложенном уроке и презентации используется материалы по теме «Древняя Спарта»- на уроке используется поисковый метод, групповая работа, работа с картой, проблемное обучение, технология «толстых и тонких вопросов», а также применяются игровые технологии.

       Использование информационно-компьютерных технологий на данном уроке истории дает возможность повысить плотность урока, индивидуализировать опрос, приучает детей работать с высоким уровнем самостоятельности и взаимоконтроля.

       Класс, в котором проводился урок, подготовлен к работе в быстром темпе. По  желанию учителя, в менее подготовленном классе, можно сократить время повторения, и использовать его при изучении нового материала.

Предмет

История Древнего мира

Класс

5 класс

Тема урока

Древняя Спарта.

Тип урока

Урок изучения нового. Урок комбинированный.

Цель урока

Характеристика особенностей государственного строя Спарты, быта,  народов спартанцев, формирование уважительного отношения к другим людям и традициям, выделение положительных и отрицательных моментов воспитания

Задачи урока

1. Продолжать работу с контурной картой и исторической картой по ознакомление с географическим положением Древней Спарты

2.Охарактеризовать населения и государственное устройство, Спарты, заполнив таблицу на основе ознакомления с документом.

3.Выделить особенности спартанского воспитания, посмотрев сценку учащихся.

Технологии:

Здоровье сбережения, проблемное обучение, поэтапного развития исследовательских навыков; игровые технологий (сценка); работа с исторической картой, работа с документами,  работа в парах, логические схемы, ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям Древней Спарты на основе осознания и осмысления событий происходивших в Древней Спарте; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию на примере спартанцев, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности(сценка, заполнение таблицы, работа с иллюстрациями; формирование у учащихся интереса к истории и культурному наследию древних народов.

Метопредметные:

Регулятивные:

ученик научится определять цели, организовывать свою деятельность на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и планом урока

Познавательные: использовать различные модельно-схематические средства(таблица, схема, иллюстрация, карта) для выявлений информации в источниках; находить и приводить аргументы

Коммуникативные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием устных  языковых средств; при осуществлении  работы в парах быть как руководителем так и слушателем

Предметные: ученик научится:

использовать историческую карту как источник информации о занятиях в Древней Спарте, ее расположении; проводить поиск информации в отрывках исторических текстах; описывать основные занятия спартанцев, образ жизни; раскрывать характерные черты:а.форму государственного устройства Древней Спарты с использованием понятия «олигархия»; б. положение основных групп населения периэки, спартанцы, илоты

ученик получит возможность научится:

давать характеристику общественного строя Древней Спарты;

Основное содержание темы:

Географическое положение Спарты, население Спарты и государственное устройство, спартанское воспитание.

Понятия

Лакония, Спарта, лаконичная речь, илот, олигархия.

Образовательные ресурсы:

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобр. организаций. М. Русское слово, 2015 г. стр. 151-155.

Презентация для интерактивной доски «Спарта», Видеоролик,  Настенная карта «Древняя Греция V  в. до н.э.»

Домашнее задание:

По возможностям ученика 1.  напишите заметку в журналн на  одну из предложенных тем: «Древняя Спарта», «Один день из жизни спартанского мальчика», «Путешествие по Древней Спарте». План написания заметки: 1) Введение (Чем интересна тема?); 2) Основная часть(Что я знаю по теме?); 3) Заключение (Мое мнение! Общий вывод по теме).

2. синквейн со словом «Спарта»

3. Развернутый план на тему: «Спартанская армия»

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД:личностные(Л),коммуникативные(к),

регулятивные(р), познавательные(п)

Мотивационный.

Приветствует учащихся на греческом языке «Хайрете, пайдес» - «Здравствуйте, дети».

Как вы думаете, на каком языке я к вам обратилась?

Историю какого государства мы с вами изучаем на протяжении последних уроков?

Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис»

Дети отвечают. Организуют рабочее место.

Древняя Греция

Излагают свое мнение(к) 

Находят достоверную информацию(п)

Ролевая игра(л)

Актуализация знания

Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу просмотрим видеофрагмент.

С каким государством Древней Греции связан видеофрагмент урока?

Что вы уже знаете об этом государстве?

Хватит ли нам нынешних знаний о Спарте, чтобы качественно выполнить задание, написать заметку в журнал?

Просмотр видеоролика

https://www.youtube.com/watch?v=OaTsnFQVoPw 

(2 мин.)

Дети называют «Спарта», определяют тему урока: «Древняя Спарта

Дети называют: воины, жестокость

                   община

Ответы детей: знаний мало

Выдвигают версии(р)

Использование речевых средств(к)

Делают выводы(п)

Постановка цели деятельности

Для того чтобы написать содержательную заметку о Древней Спарте мы, как добросовестные журналисты должны собрать как можно больше материала, поэтому отправлясь в виртуальное путешествие по Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Давайте определим  цель, составим  план, определим задачи урока по намеченному плану.

Я приготовила вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию и выполнять задания, по итогом, которых вы и получите оценку за урок.

План:

1. Географическое положение Спарты

2.Государственный строй Спарты и ее население

3.Спартанское воспитание

Знакомятся со структурой оценочного листа

Определяют цель, задачи, план(р)

 Ориентируются в системе оценивания(л)

Построение проекта(открытие нового знания)

Обратите внимание на 1-й раздел вашего Листа путешественника. Как он называется? А почему первый раздел посвящен – Географическому положению? (Географическое положение влияет на род занятий, образ жизни, формирование взаимоотношений с другими государствами)

Итак, обращаемся к Документу №1, прочтите его и выделяем знаком «+» новую информацию

Приложение№1.

Читаем вслух текст документа

. Раздел 1. Лист путешественника. Географическое положение.

(заполни пропуски в предложениях)

  1. Спарта расположена на полуострове …(Пелопоннес)
  2. В какой части Греции расположен этот полуостров… (Южная Греция)
  3. Во..(2 тыс.) до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______ (Лаконику и Мессению)

Ребята, кто из вас готов показать на карте месторасположение Спартанского государства?

Учащиеся работают с картой, показывают территорию Спарты.

Выделить на контурной карте 1 Где, находится Эгейское море? Древняя Греция? Спарта?

http://www.e-reading.club/illustrations/135/135354-_01.png

Создание письменных текстов самостоятельно(к)

Находить необходимую информацию для решения учебных задач(п)

Умение работать с контурной картой(п)

Физкультминутка

Население Спарты и государственное устройство

Итак, движемся дальше. Пора познакомиться с  населением Спарты. Но, чтобы не терять времени и собрать как можно больше информации будем работать в парах и по рядам. Вспомните из уже прочитанного вами документа, как стали называть себя дорийцы (спартанцы), как называли покоренное население (илоты). Была в Спарте еще одна категория населения – это периэки. Итак,  1-й ряд – спартанцы, 2-й ряд – илоты, 3-й ряд – периэки. Ваша задача, прочитать текст документа и узнать какое положение занимала каждая из групп населения, и чем они занимались?(3 минуты)

Приложение№2.Тексты документов.

(Используя текст, заполните таблицу)

Работа с иллюстрацией

Соотносят изображение и название населения Спарты

А теперь мы с Вами узнаем о государственном устройстве Спарты. Анализируем схему

http://images.myshared.ru/30/1307358/slide_32.jpg

Вопрос: «Можно ли назвать Спарту демократическим государством»

Учащиеся знакомятся в парах с документом приложение№2., по рядам проговаривают и заполняют информацию в таблицу. Работа с листом путешественника

1 группа

Спартанцы

2 группа

Илоты

3 группа

Периэки

Какое положение занимали в обществе?

Чем занимались?

Работают в листе путешественника

http://zero50x.myjino.ru/allpic/15/10844-img_7.jpg

Работа со схемой  государственное устройство Древней Спарты.

Приводят два аргумента в подтверждение своего мнения.(лист путешественника)

Дается определение олигархия, поиск в учебнике

Представлять информацию в виде таблице(п)

Организовывать работу в паре(к)

Выдвигать версии(р)

Сравнивать объекты по определенным критериям из таблицы(п)

Устанавливать причинно- следственные связи(п)

Излагать свое мнение, аргументируя его (к)

Давать определение понятий(п)

Организовать собственную деятельность (р)

3.Спартанское воспитание

- Как же из спартанцев получались искусные воины.

Предлагает вниманию учащихся посмотреть сценку «Спартанское воспитание» и ответить на вопрос: В чем особенности спартанского воспитания?

- Что вам нравится, а что не нравится в воспитании спартанцев?

Предлагает вниманию учащихся посмотреть сценку «Спартанское воспитание»

Отвечают на вопросы

умение давать ответы на вопросы, приводить аргументы в подтверждение своей точки зрения.(к)

аргументированно оценивать чужие поступки опираясь на ситуации(л)

вырабатывать уважительно- доброжелательное отношение к непохожим на себя(л)

осваивать новые социальные роли(л)

Закрепление  нового материала

Ребята, а хотели бы вы оказаться на самом деле в Древней Спарте?

Как и любая цивилизация Древняя Спарта оставила свой след в истории человечества, мы отметили ее  положительный и отрицательный опыт. Но мы, люди 21 века должны с уважением и пониманием относиться к наследию человечества, каким бы оно ни было, ведь это был выбор этих людей.(Лаконизм, спартанское воспитание, спартанские условия жизни)

У вас в листе путешественника есть шаблон для игры «Крестики - нолики». Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

Учащиеся выделяют положительные и отрицательные стороны жизни

Х

Х

0

Х

0

Х

0

Х

Х

приводить аргументы в подтверждение своей точки зрения.(к)

Анализ полученных знаний(п)

Рефлексия

Рефлексия: Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Выбирает и подчеркивает в листе путешественника.  

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Коммуникативные: фор-мулируют собственное мнение и позицию

Домашнее задание

По возможностям ученика 1.  напишите заметку в журнал на  одну из предложенных тем: «Древняя Спарта», «Один день из жизни спартанского мальчика», «Путешествие по Древней Спарте». План написания заметки: 1) Введение (Чем интересна тема?); 2) Основная часть(Что я знаю по теме?); 3) Заключение (Мое мнение! Общий вывод по теме).

2. синквейн со словом «Спарта»

3. Развернутый план на тему: «Спартанская армия»

Приложение№1

Приложение№1.

Читаем вслух.Текст документа у детей.

Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть  Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику,  где и  основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов.Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.

Теперь, когда вы узнали о географическом положении Спарты, давайте занесем эту информацию в наши Листы Путешественника.

Приложение№2.Тексты документов.

(Используя текст, заполните таблицу)

Спартанцы.

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.

Илоты.

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Периэки.

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их  периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением.  Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Приложение №3.СЦЕНКА «Воспитание в Спарте»

Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.

Спартанец: я должен отнести наших близнецов к  старейшинам.

Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?

Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит.

Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна  и вынесли решение сбросить его в пропасть.

Прошло 7 лет

Спартанка завтра нашему сыну исполняется  7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не  мы, а государство будет его воспитывать

Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами

Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть  ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю

Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином – настоящим спартанцем.

Приложение№4. игры «Крестики - нолики». Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Спарта находилась в области Лакония

2.Жителей захваченных территорий спартанцы превращали в илотов

3.Спартанцы заботились об илотах, защищали их.

4. Главным занятием спартанцев было военное дело.

5.Во главе Спарты стоял император

6.В Совет старейшин входили граждане не моложе 60 лет

7.Народное собрание состояло из мужчин и женщин

8.Власть царей передавалась по наследству

9.Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...