теоретический материал
материал по истории на тему

Теоретический материал УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskiy_material._uud._doc.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия:  понятие,  виды,  содержание, требования к заданиям  на уроках истории

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. Сегодня появилось понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В соответствии с ФГОС ООО (5-9 кл.), приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Для этого учитель должен создать условия, в которых стало бы возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности.

Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в конкретной школе.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметногосодержания конкретных дисциплин.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

• познавательные и учебные мотивы;

• учебную цель;

• учебную задачу;

• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

- со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;

- с этапами процесса усвоения;

- с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению (О.Карабанова).

В основе  ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход,

который предполагает:

ü воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

ü переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и техноло-гий образования;

ü ориентацию на результаты образования (развитие личности обуча-ющегося на основе УУД);

ü разнообразие организационных форм и учет индивидуальных осо-бенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

Как соотносятся понятия?

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – совокупность действий человека, выполняющих определённую функцию и направленных на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.  Деятельность характеризуется предметностью (ею обладают любые виды деятельности) и субъектностью (выражается в том, что её направленность определена прошлым опытом, потребностями, установками, целями и мотивами определенного человека, субъекта деятельности)

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом  которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.

 

УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной  деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.

 

УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.

 

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они

 носят надпредметный и метапредметный характер;

 обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

 обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

 лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

 обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

 

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования(2015г.) выделены виды универсальных учебных действий и пооперационное их представление через конкретные умения  обучающихся основной школы (планируемые результаты):

  • Личностные универсальные учебные действия (п.1.2.3.)
  • Познавательные  универсальные учебные действия (п.1.2.4.)
  • Регулятивные универсальные учебные действия (п.1.2.4.)
  • Коммуникативные универсальные учебные действия (п.1.2.4.)

В Программе развития универсальных учебных действий в ООП ООО  выделены четыре блока универсальных учебных действий.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение -   определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно-ориентированном обучении. Первый - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом - продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип - это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

целеполагание  - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;  

 - планирование  -  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

составление плана и последовательно-сти действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция -  внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

оценка -  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию  - выбору в ситуации мотивационного кон-фликта, преодолению препятствий.

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публици-стического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логическиедействия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентифи-кация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения кон-фликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных  - положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст), что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования.

Для каждого из базовых универсальных учебных действий должны быть определены способы формирования УУД, критерии их сформированности, позволяющие описать конечную планируемую форму действия, открывая возможность реализации стратегии планомерного формирования умственных действий с заранее заданными свойствами (П.Я. Гальперин).

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций в основной школе представлена такими ситуациями, как:

-ситуация-проблема

-ситуация-иллюстрация

-ситуация-оценка

-ситуация-тренинг

Другим способом формирования и развития УУД являются типовые учебно-познавательные и учебно-практические задачи, используемые в урочной и внеурочной деятельности.

Блок УУД

С оставляющие УУД

Типовые задачи

личностные

-личностное самоопределение

- развитие Я-концепции

-смыслообразование

- мотивация

- нравственно-этическое оценивание

участие в проектах; творческие задания; самооценка события,

происшествия; самоанализ; ролевые игры в рамках тренинга;

подведение итогов урока; мысленное воспроизведение и анализ ситуации, картины, книги;

зрительное, моторное,

вербальное восприятие

живописи, музыки, литературы

коммуникативные

планирование и

осуществление учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

постановка вопросов -

инициативное

сотрудничество в поиске и

сборе информации;

учет позиции партнера; разрешение конфликтов;

управление поведением

партнёра — контроль,

коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с задачами и

условиями коммуникации;

передача информации и

отображение предметного содержания

составление задания

партнеру; отзыв на работу товарища; парная работа по

выполнению заданий, поиску

информации и т.д.;

групповая работа по

созданию проекта, составлению

кроссворда и т.д.;

диалоговое слушание

(формулировка вопросов для

обратной связи

диспуты, дискуссии

задания на развитие

диалогической речи

(обсуждение, расспрос,

убеждение, приглашение и т.д.); задания на развитие

монологической речи

(составление рассказа,

описание, объяснение и т.д.);

ролевые игры в рамках тренинга; групповые игры.

познавательные

самостоятельное выделение

и формулирование учебной

цели;

информационный поиск;

знаково-символические

действия;структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

смысловое чтение текстов

различных жанров;

извлечение информации в

соответствии с целью

чтения;

рефлексия способов и

условий действия, их

контроль и оценка;

критичность

задачи и проекты на

выстраивание стратегии поиска решения задач;

задания на нахождение

отличий, сравнение, поиск

лишнего, упорядочивание,

цепочки, оценивание и т.д.

задания на поиск

информации из разных

источников;

задачи и проекты на

проведение эмпирического

исследования;

задачи и проекты на

проведение теоретического

исследования; задачи на смысловое чтение;

составление схем-опор,

работа с планом, тезисами,

конспектами; составление и расшифровка

схем, диаграмм, таблиц;  самостоятельное выделение и формулирование учебной

цели;

информационный поиск;

знаково-символические

действия;

структурирование знаний;

произвольное и осознанное

построение речевого

высказывания (устно и

письменно);

смысловое чтение текстов

различных жанров;

извлечение информации в

соответствии с целью

чтения;

 рефлексия способов и

условий действия, их

контроль и оценка;

критичность;

работа со словарями, справочниками

регулятивные

Планирование, рефлексия, ориентировка в ситуации,  прогнозирование, целеполагание,  оценивание,

принятие решения,

самоконтроль,

коррекция

маршрутные листы,

парная и коллективная

деятельность;

задания, нацеленные на

оценку, прикидку и

прогнозирование результата;

задания на самопроверку

результата, оценку результата,

коррекцию (преднамеренные

ошибки);

задания, обучающие

пошаговому и итоговому

контролю за результатами,

планированию решения задачи

и прогнозированию результата;

задания, содержащие

элементы проектной и

исследовательской

деятельности;

самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и

взаимооценка;

дифференцированные

задания;

выполнение различных

творческих работ,

предусматривающих сбор и

обработку информации,

подготовку предварительного

наброска, черновой и

окончательной версий,

обсуждение и презентацию

тренинговые и проверочные

задания;

Регулятивные

- планирование

- рефлексия

- ориентировка в ситуации

- прогнозирование

- целеполагание

- оценивание

- принятие решения

- самоконтроль

- коррекция

подготовка мероприятия

(праздника, концерта и т.д.),

включающая в себя

планирование этапов

выполнения работы,

отслеживание продвижения в выполнении задания,

соблюдение графика

подготовки и предоставления результатов

 

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свѐрнутом или развѐрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание - применение-анализ-синтез-оценка (по таксономии Б.Блума).

В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.

2. Требования к задачам. Для того, чтобы задачи, предназначенные для формирования или оценки тех или иных УУД, были валидными, надѐжными и объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в  целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение обладание соответствующих УУД;

- избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

- многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;

- «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из еѐ условий.

 

 

Примеры типовых задач  формирования и развития  УУД на уроках истории  и обществознания

  1. 1.     Личностных УУД

Задача №1: Актуальны ли моральные нормы 12 в. для современного человека?

     Цель задания: развитие способности к анализу содержания моральных норм и аргументации их актуальности на сегодняшний день.

    Форма выполнения: индивидуальная, парная  или групповая работа

  Документ: В Мономах «Поучение детям»

  Работа с документом  осуществляется в табличной форме:

№ предложения в документе

Моральные нормы, характерные для 12в.

Актуальность сегодня

(да, нет)

 

 

 

 

Критерии оценивания:

  1. Умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм
  2. Умение аргументировать свой ответ
  3. Последовательность выполнения

 

  1. 2.     Познавательные УУД

Задача №1. Установление соответствий.

Описание задания: На основе учебника выделить особенности системы земледелия славян и заполнить таблицу.

Инструкция: установите соответствие между системой земледелия и её особенностями.

Система земледелия

Особенности

1. Подсечно-огневое

А. прекращение обработки земли на 20-30 лет

2. Переложная

Б. вырубка леса для подготовки  участка

 

В. распространенность в степной зоне

 

Г. Удобрение почвы золой

 

 

 Ответы

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Критерии оценивания:

  1. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
  2. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    3.Умение осуществлять причинно-следственные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал в формеметодической презентации "Интегрирование биологии в другие науки "

Выступление на педагогическом совете(теория)смотрите к нему имеется и (приложение )...

Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания

1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала по «Искусству дизайна»

Тестирование                    Разработаны тестовые материалы для итогового контроля по программе ...

Теоретический материал и контрольные работы по теме "Смутое время"

Конспект лекции по теме "Кризис династии Рюриковичей. Смутное время" и два варианта контрольной работы в формате ЕГЭ....

Теоретический материал к семинару «Технология французских мастерских»

Краткое теоретическое описание технологии французских мастерских....

Закрепление и контроль усвоения теоретического материала на уроках технологии.

Далеко не все изучаемые на уроках технологии сведения непосредственно и систематически используются школьниками в практической деятельности. Значительное подкрепление имеют лишь некоторые знания (напр...