Классный час по теме "Преступление, которому нет названия"
классный час по теме

Изучение истории Холокоста, одной из самых трагических и поучительных страниц истории Второй мировой войны в курсе истории может стать наиболее доступным и действенным способом осмысления данной проблемы. Необходимо сохранить историю Катастрофы в коллективной памяти как противоядие от повторения эпидемии деления людей и народов на плохих и хороших по месту рождения, вере или национальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holokost_blokada-moe.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Савинская основная общеобразовательная школа»

Парфеньевского района Костромской области

     

Классный час

"Преступление, которому нет названия"

                                                                               Работу выполнила

                                                                               Лебедева Н.Л.

                                                                               учитель истории

                                                                               МКОУ «Савинская ООШ»

Савино, 2018

Данный классный час рассчитан на учащихся 3-9 классов малокомплектной сельской школы, поэтому должен быть доступен для всех учеников.

Цели :

Личностные: 1)создать условия для достижения учащимися следующих результатов: собственной потребности уважительного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности; воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма,  сочувствия и желания помогать людям, осуждения зла и насилия

2)развития у учащихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей.

Метапредметные: 1)создать условия для достижения учащимися следующих результатов: потребность в  знании исторических событий, делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной, общественно-политической проблемы, анализировать, сравнивать, вести дискуссию.

Предметные: 1) раскрыть сущности геноцида, проводимого фашистами в годы Второй мировой войны, направленного не только против евреев, но и против других народов, в том числе славян

2) показать итоги холокоста и его значение в истории человечества и каждого из нас

3) раскрыть роль и значение Советской Армии в освобождении узников фашистских лагерей

4) сформировать у учащихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны

5) на примере двух исторических личностей, еврейской и советской девочек, показать бесчеловечность фашизма

Учебное оборудование:

1) компьютер и проектор

2) презентация «Преступление, которому нет названия»;

3) композиция Моцарта «Реквием»;

4) документы;

5) стихотворение Евтушенко «Бабий Яр»

6) выставка книг на тему «Холокост», вырезки из газет, журналов, фотографии

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Классный час начинается с музыки В. А. Моцарта «Реквием».
Используется презентация, текст соответствует слайдам в 
презентации.

1 слайд: Тема классного часа, Вступительное слово

 27 января –

 Международный день памяти жертв Холокоста,

 день снятия блокады Ленинграда

 - С каким событием всеобщей истории связаны дни, о которым мы сегодня будем вести речь?

2 слайд: Вторая мировая война -

1 сентября 1939 г. — 2 сентября 1945 г. — война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшей войной в истории человечества. В ней участвовало 61 государство из 73 существовавших на тот момент (80 % населения земного шара). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов.

- Основным виновником развязывания этой войны была признана Германия.

3 слайд: - А что же такое «Холокост»?

Слово произошло от созвучного древнегреческого языка, что переводится как «сожжение всех и вся».

В самом появлении этого слова фашистская Германия давала определение, что Холокост – это многочисленные уничтожения и постоянные гонения еврейских народов, как на территории Германии, так и всех захваченных территорий во время величайшей войны прошлого века. Особенному вниманию подвергались евреи, проживающие на территории Европы. Представляет собой самый ужасающий и известный на весь мир пример геноцид, наравне с расправами Османской империи.

Если в самом начале Холокост и представлял собой лишь уничтожение еврейских народностей, то в самом разгаре войны сожжению подвергали всех, кто был не угоден немецкому правительству – в том числе и военнопленные советского происхождения, евреи, цыгане, поляки, гомосексуалисты, умирающие раненные и инвалиды.

До свершения массовых геноцидов слово толковали несколько в другом смысле – так называли принесённые жертвы, особенно популярно это было в язычестве. Сейчас с этим словом у большинства людей ассоциируются лишь еврейские уничтожения и в большинстве случаев пишется с заглавной буквы.

4 слайд: Сколько же людей было уничтожено немцами? До сих пор нет точных сведений…

Традиционно жертвами считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск.

Согласно «Энциклопедии геноцида», общее число жертв геноцида славян составило от 19,7 до 23,9 млн человек (среди них жители СССР, поляки, словенцы, сербы и др.)

«Энциклопедия геноцида» оценивает число советских жертв геноцида славян в 15,5—19,5 млн человек.

Руммель считает, что погибли около 3 млн украинцев, около 1,4 млн белорусов, около 1,6 млн русских (не считая советских военнопленных)

5 слайд: Гитлер заявил: «Мы обязаны истребить население – это входит в нашу миссию охраны немецкого населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются как черви»

«Русский должен умереть, чтобы мы жили»
(надпись сделана одним из гитлеровцев на школьной доске 2 октября 1941г.)

6 слайд: Солдаты и офицеры вермахта повсеместно совершали расправы над гражданским населением.

«Памятка немецкого солдата»

        У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасешь себя от гибели , обеспечишь будущее своей семье и прославишься навеки.

7 слайд: Для массового уничтожения различных групп населения немцы использовали лагеря смерти.

Один из тысяч таких лагерей - Аушвиц

Лагерный комплекс Аушвиц (Освенцим), расположенный недалеко от польского городка Освенцим, был создан в 1940 году для политзаключенных. Гигантский комплекс, вмещающий в себя около 40 различных объектов. Среди узников лагеря были граждане 29 государств.

Аушвиц выполнял две функции: концлагерь для людей разных национальностей и место уничтожения.

Из 1 миллиона 300 тысяч узников Аушвица дети и подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков.

Из 15 000 советских военнопленных в живых осталось 2 000 человек. Именно на них осенью 1941 г. впервые был опробован газ «Циклон-Б» как способ казни. Смертность уцелевших и поступивших позднее составляла 90%. За первые 144 дня ведения журналов регистрации от голода и болезней умерло 8 320 советских военнопленных (в среднем - 58 в день).

Весной и летом 1944 г. в Аушвиц-Биркенау ежедневно прибывали три - четыре поезда, привозившие по 3 – 3,5 тысячи человек. Примерно десятую часть отбирали на "работы", остальных немедленно отправляли в газовые камеры.

8 слайд: 27 января 1945 года советские войска вошли в лагерь Освенцим (Аушвиц). В его освобождении принимали участие войска 59-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева во взаимодействии с войсками 38-й армии 4-го Украинского фронта под командованием генерал-полковника И. Е. Петрова в ходе Висло-Одерской операции.

Эсесовцы и войска вермахта ожесточенного сопротивлялись. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы. Один из участников освобождения лагеря, командир орудия, вспоминал: «Это был единственный бой, когда моя пушка не стреляла. Мы думали о жизни узников».

На штурм лагеря вместе с передовыми частями шли врачи, что было исключением из правил. В воспоминаниях Отари Николаевича Амаглобели читаем: «Конечно, мы слышали об Освенциме, разговоры были…Трудность в чем – ни артиллерия, ни самолеты помочь не могли: узники же. А сопротивлялись эсэсовцы до последнего… До фронта я ни одного покойника не видел, потом насмотрелся. Но в Освенциме – хуже, чем покойники. Это были не люди, только что двигались…Мы три дня стояли в лагере, не только медики, все наши солдаты ухаживали, простыни резали на бинты, кормили-поили». Но медицинский персонал, находившийся в составе 100-й стрелковой дивизии, не мог долго оставаться в лагере, впереди были новые сражения, в их помощи нуждались раненые бойцы. На помощь пришли врачи Терапевтического подвижного полевого госпиталя N 2692 III Прибалтийского фронта, имевшие опыт лечения больных дистрофией блокадников Ленинграда.

Более 4500 узников в первые же часы и дни свободы получили медицинскую помощь. Один из них – немецкий еврей Отто Франк, отец знаменитой Анны Франк, которая тоже была отправлена в Освенцим, а оттуда в Берген-Бельзен, где умерла в конце войны от тифа. В своем первом письме матери, датированным днем Красной Армии – 23 февраля 1945г. Отто Франк писал о том, что его освободили и выходили русские.

 Слайд 9: Итак,  27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. Это день освобождения Красной Армией лагеря смерти Освенцим (Аушвиц).

Но  27 января – и  день снятия блокады Ленинграда.

Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. К 27 января начались ожесточенные бои, в которых советские части постепенно одерживали верх. Это был год снятия блокады Ленинграда.

Гитлеровцы были вынуждены начать отступление. Вскоре оборона была прорвана на участке длиной около 14 километров. По этому пути в город немедленно пошли колонны грузовиков с продовольствием.

Эта дата - не праздничная. Скорее, это постоянное напоминание о тех ужасающих событиях, через которые были вынуждены пройти жители города.

Та блокада унесла более двух миллионов жизней, причем умирали там в основном женщины, дети и старики.

Они умирали не в лагерях смерти, а в своем городе, доме, квартире. Гитлер, образовав кольцо вокруг Ленинграда, Заявил, что этот город выжрет себя сам…

Одной из  детей, живших в блокадном Ленинграде,   была Таня Савичева. Ее сумели вывести на Большую землю, но истощение организма велико, и она умерла.

Слайд 10: Освенцим, Ленинград….

                 Анна Франк, Таня Савичева –

                          Две судьбы, одна война

 - Давайте посмотрим небольшие видео об этих девочках, ваших ровесницах, которые стали жертвами этой войны

Слайд 11: - Я думаю, никто из вас не остался равнодушным к тому, о чем мы сегодня говорили.  Именно от нас зависит, повторится такое на нашей планете или нет! И пока наша память о тех событиях жива, ничего подобного не должно повториться в мире!

- Ребята, а сейчас каждый из вас пусть возьмет лист цветной бумаги, обведет на ней свою руку, вырежет детскую ладошку и напишет на ней свои мысли, переживания от услышанного или пожелание.

А теперь мы сделаем большой цветок из ваших ладошек в память о тех людях, которые погибли во время войны от рук фашистской Германии.

Давайте будем помнить уроки прошлого и не повторять ошибок в будущем!

Используемые интернет ресурсы, литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост   
  2. http://www.aif.ru/society/law/holokost 
  3.  http://www.worldholocaustforum.org/rus/history/5/
  4. https://ru.wikiquote.org/wiki/Холокост 
  5. http://www.genocide.ru/lib/moshenskaya/1-1.htm 
  6. http://corruptua.org/2014/01/lager-smerti-osventsim-desyat-shokiruyushhih-faktov/ 
  7. http://photochronograph.ru/2013/05/24/zhizn-i-smert-v-nacistskix-konclageryax-ch2/ 
  8. Межрегиональная общественная организация «Научно–просветительный Центр “Холокост”»  «Освобождение Аушвица (Освенцима) – уникальный пример межнациональной толерантности» Методические рекомендации по организации поисковой работы школьников и педагогов по установлению имен воинов-освободителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше

Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...

Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"

Сценарий  классного часа разроботан для учащихся  пятого класса ,направлен на    воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу  и бер...

Классный час "Дом в котором мы живем"

…Те лучшие слова,    Так людям дорогие…    ДОМ, СЕМЬЯ, ШКОЛА     И многие другие...

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...

Классный час "Мой маленький город с названьем неброским"

Классный час «Мой маленький город с названьем неброским»Цель: развитие чувства гражданственности и патриотизма через социализацию личности;Задачи:-формирование интереса к истории родного города;-...

Конспект урока по русскому языку "Слова, которые обозначают названия действий предметов"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова, которые обозначают названия действий предметов"....

О способах реализации воспитательного потенциала классного руководства, о приемах, которые могут помочь классному руководителю в его работе.

Статья поможет классному руководителю выработать стратегию воспитательной работы в классе, построить эффективную работу классного коллектива....