Доколумбовая Америка
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Кравцова Ольга Сергеевна

Урок в 6 классе (практикум с элементами проектной деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx38.47 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный урок разработан для 6 класса в рамках изучения темы "Государства и народы Африки и Доколумбовой Америки". Доколумбовая Америка является интересной страницей в истории мировых цивилизаций, но времени на ее изучение отводиться мало, всего 1 час в 6 классе. При достаточно большом объеме информации наиболее оптимальной формой работы является работа в группах. Проектная деятельность обеспечивает участие всех членов группы в работе, предполагает работу с разными источниками информации, вызывает положительные эмоции у учащихся. Первичная проверка знаний в форме интеллектуальной мини-игры «Крестики - нолики». Закрепление и фиксация полученных на уроке сведений происходит в ходе выполнения домашнего задания и заполнения сводной таблицы (дети уже знакомы с данной работой).

Технологическая карта урока открытия нового знания

Предмет

История Средних веков

Класс

Тема урока

Доколумбовая  Америка

Цели урока

Познавательная: сформировать представления о природе, занятиях, государственном устройстве  цивилизаций Доколумбовой Америки; показать значение наследия этих народов.

Деятельностная: формирование  умений работы с исторической картой, заполнения контурной карты, различными источниками информации, составления и защиты группового проекта.

Задачи урока

*подвести учащихся к пониманию влияния природно-климатических условий на жизнь государства

*развивать умение работать с текстом учебника, адаптированным текстом, искать информацию в энциклопедии

*научить работать с исторической картой по алгоритму

*совершенствовать навык групповой работы и публичной защиты

*воспитывать интерес к истории тех цивилизаций, которые сегодня утрачены.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Уметь читать историческую карту по алгоритму, на ее основе заполнять контурную карту; устанавливать связь между занятиями и государственным устройством  жителей Доколумбовой Америки  и природно-географическими условиями; различать  народы майя, ацтеки, инки; объяснять понятия «плавучие поля», узелковое письмо, Теночтитлан, Мачу-Пикчу.

Регулятивные УУД: определяют совместно с учителем цель и задачи урока и способы их достижения, осуществляют контроль учебной деятельности (самоконтроль и взаимный контроль), дают оценку по результатам деятельности ( взаимное оценивание).

Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные УУД:  осуществляют поиск и отбор  существенной информации (из материалов учебника, дополнительных источников информации);  строят логическую цепь рассуждений, составляют групповую проектную работу.

Формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли и вкладу в мировую историю тех цивилизаций, которые уже исчезли.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Энциклопедия для детей «Древние цивилизация. От Шумера до Московии» -М.: Аванта,  2008.

Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под. ред. А. А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2014. 288 с.

Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. - М.: ВАКО, 2015.

ИКТ-технология; технология проектной деятельности; здоровьесберегающие технологии.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, настенная карта, адаптированные тексты, листы А3, фломастеры.

Основные понятия

Майя, ацтеки, инки, «плавучие поля», узелковое письмо, Теночтитлан, Мачу-Пикчу.

Форма проведения урока

Урок-практикум с элементами групповой  проектной деятельности.

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку.

1 мин.

 

Приветствуют  учителя, настраиваются на работу.

Проверяют  свою готовность на урок.

Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие с учителем

Регулятивные УУД: саморегуляция

Актуализация знаний

Презентация Демонстрирует Слайд 1. «Корабль»

Предлагает отправиться  в удивительное путешествие, пункт прибытия   которого  ребятам предстоит   угадать.

- Определяет маршрут путешествия.

- Мы отравимся не просто в Америку, а в доколумбовую Америку

Выясняет значение понятия «доколумбовая  Америка»

Тема урока "Доколумбовые цивилизации Америки" Слайд 2

2  мин.

Отвечают на вопросы.

Предполагают.

(Америка до её открытия Христофором Колумбом)

Записывают тему.

Вопросы:

1.  Чем вы вчера ужинали? А какие овощи  любите? (Картофель, помидоры,  кукуруза)

2. А знаете ли вы с какого континента к нам прибыли картофель, томаты, кукуруза, какао? (Северная Америка, Южная Америка)

3. А кто открыл Америку? (Христофор Колумб)

4. Как называется коренное население Америки? (Индейцы)

Оформляют записи в тетради.

Учащиеся научатся соотносить единичные исторические факты и общие   явления

Познавательные УУД: умение формулировать  основные понятия

Коммуникативные УУД: слушать партнёра

Регулятивные УУД: контроль и  оценивание ответов товарищей

ЛичностныеУУД: мотивация к изучению нового материала

Постановка проблемы

- Удивительное дело, но именно появление в Северной и Южной Америке европейцев привело к гибели  такие интересные и необычные цивилизации. Что вы об этом знаете?

- Почему не смогли ответить на вопрос?

На сегодняшнем уроке мы попробуем ответить на многие вопросы и познакомимся с народами, которые проживали на этих континентах, познакомимся с их государствами и удивительной культурой.

2 мин.

Отвечают, что недостаточно знаний по данной теме.

 

Научатся выделять причинно-следственные связи

Познавательные УУД: поиск и выделение информации

Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие, вступать в беседу

Регулятивные УУД:

самоконтроль,

планирование деятельности и определение способов деятельности

ЛичностныеУУД:

готовность к расширению собственного кругозора

Изучение нового материала.

1. Древние цивилизации Америки. Слайд 3

Доколумбова Америка - это история древних цивилизаций индейцев, коренных народов Америки, до открытия американского континента европейцем Христофором Колумбом в 15 веке (отсюда происходит и название "Доколумбова Америка", т.е. Америка до Колумба). 

Слайд 4. Цивилизации Доколумбовой Америки дали много чего современной цивилизации. Индейцы Америки стали первыми выращивать кукурузу, картофель, помидоры, тыквы, подсолнух, фасоль. Они открыли миру какао, табак и каучук. 

Слайд 5. Среди цивилизаций доколумбовой Америки наиболее известными являются цивилизации ацтеков, инков и майя. 

2 мин

Слушают учителя, готовят вопросы

Знакомство с общей информацией , которая  представлена на слайде.

Получат представление об уникальности доколумбовых цивилизация, оценят вклад этих цивилизаций в мировую историю.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, активное чтение

Регулятивные УУД: саморегуляция, комментированное оценивание

Личностные УУД: Нравственно- этическое оценивание

Озвучивает, что у каждой группы на столе есть индивидуальное задание, теперь каждая группа представляет определенное племя.

Слайд 6.  Напоминает правила работы с контурной  картой

Давайте определимся, что мы хотим выяснить? Что хотим узнать нового? Что должны зафиксировать в своих проектных работах?

Слайд 7. Линии сравнения

2 мин

Сотрудничает с детьми, консультирует.

10 мин

Работа в группах

Выдвигают версии, приходят к общему решению.

Разработка группового проекта по линиям сравнения. 

Знакомятся с информацией.

Класс поделен на 3 группы: «Майя», «Инки», «Ацтеки».

Знакомство с дополнительными материалами на столах (адаптированные тексты, энциклопедия)

Линии сравнения:

1. Название народа или государства

2. Место проживания (контурная карта)

3. Основные занятия жителей

4. Особенности государственного устройства  и управления

5. Наиболее известные достижения

Научаться характеризовать общие черты цивилизации доколумбовой Америки, анализировать линии сравнения.

Усовершенствуют навык составления групповых проектов, работы с разными источниками информации, заполнения контурной карты.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, активное чтение, анализ и синтез.

Регулятивные УУД: саморегуляция, планирование своей деятельности.

Коммуникативные УУД:  вступать в дискуссии, строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми .

Физкультминутка

Организует физкультминутку

- Вы устали?  Пора встряхнуться!

Слайд 8.  Видеофрагмент "Индейский  танец солнца"

2 мин

Ученики повторяют движения

Динамическая пауза

Познакомятся с индейскими обычаями (танец Солнца).

Познавательные УУД: извлекать информацию из видеофрагмента

Коммуникативные УУД:  строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

При необходимости дает дополнительное время для завершения работы над проектами.

Слайд 9.  Ребята, мы переходим к этапу публичной защиты

3 группы по 4 мин

Завершают работу

Защита групповых проектов.

Оформление плакатов,  заполнение контурной карты, распределение ролей для групповой защиты.

Группа 1.  Майя

Группа 2.  Ацтеки

Группа 3. Инки

Учащиеся классифицируют факты о майя, инках, ацтеках по различным признакам. Учащиеся описывают самые яркие примеры изобретений, открытий и достижений жителей доколумбовой Америки .

Получат возможность развить  умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях жизни коренных народов Америки.

Формирование целостного восприятия материала урока

Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания в устной, знаково-символические действия, в т.ч. моделирование.

Коммуникативные УУД: слушать партнёра, работать в группе

Регулятивные УУД: контроль, оценка

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Рефлексия и коррекция знаний

Предлагает провести  первичную проверку знаний.

Организует взаимопроверку, следит за правильностью выполнения.

Предлагает ученикам ответить:

*Я узнал…

*Мне понравилось…

*Мне было непонятно...

4 мин.

Взаимный контроль осуществляют в парах: проверка и выставление оценок.

Рефлексия своей деятельности и урока в целом.

Игра «Крестики-нолики».

Проверка таблиц  по образцу на слайде

Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и учителем

Регулятивные УУД: самоконтроль, умение рефлексировать и оценивать свою деятельность.

Итог урока

- Подошло к концу наше путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки.

Учитель оценивает работу учащихся на основе  участия в уроке, работе в группе, выступлении, ответах на вопросы, а также по результату взаимопроверки  (выборочно)  2мин.

Завершение работы

Определение степени активности участия в уроке

Познавательные УУД:  умение строить речевые высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД: слушать партнёра, вступать в дискуссии

Регулятивные УУД: контроль, оценка

Домашнее задание

Слайд 13.

Параграф  32, отвечаем на вопросы

с. 275  заполнить таблицу

 «Народы  доколумбовой     Америки».

На дополнительную оценку  -

мини-сочинение «Мой день в индейском племени»

 1 мин.

Учащиеся записывают д/з в дневники, слушают рекомендации учителя по выполнению д/з.

Разно уровневые  задания

Самостоятельно составлять сравнительную таблицу по раннее изученному материалу

Личностные УУД: смыслообразование  Коммуникативные УУД: слушать учителя и партнёра
Регулятивные УУД: саморегуляция

Приложение 1.

Вопросы для самопроверки:

1.        Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию.

2.        Народ майя населял полуостров Юкотан.

3.        Столица империи ацтеков располагалась на озере.

4.        Государство инков располагалось в горах Андах.

5.        Майя создали самый точный   календарь.

6.        Европейцы впервые попали  в Америку в 15 веке.

7.        У народа майя появился особый вид письменности – узелковое письмо.

8.        Столицей царства инков был город Мачу-Пикчу.

9.      Дворцы и храмы строили в виде ступенчатых пирамид.

1.     Х

2.       Х

3.  Х

4.   Х

5.   Х

6. Х

7.  О

8.  О

9.   Х


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историческое путешествие

Слайд 2

Тема : Доколумбовая Америка

Слайд 3

Доколумбова Америка - это история древних цивилизаций индейцев, коренных народов Америки, до открытия американского континента европейцем Христофором Колумбом в 15 веке (отсюда происходит и название "Доколумбова Америка", т.е. Америка до Колумба).

Слайд 4

Цивилизации Доколумбовой Америки дали много чего современной цивилизации. Индейцы Америки стали первыми выращивать кукурузу, картофель, помидоры, тыквы, подсолнух, фасоль. Они открыли миру какао, табак и каучук.

Слайд 5

Среди цивилизаций доколумбовой Америки наиболее известными являются цивилизации ацтеков, инков и майя.

Слайд 7

Линии сравнения 1. Название народа или государства 2. Место проживания (контурная карта) 3. Основные занятия жителей 4. Особенности государственного устройства и управления 5. Наиболее известные достижения

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

Защита групповых проектов

Слайд 10

Закрепление Ответьте «Да Х» или «Нет О» 1. Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию. 2. Народ майя населял полуостров Юкотан . 3. Столица империи ацтеков располагалась на озере. 4. Государство инков располагалось в горах Андах. 5. Майя создали самый точный календарь. 6. Европейцы впервые попали в Америку в 15 веке. 7. У народа майя появился особый вид письменности – узелковое письмо. 8. Столицей царства инков был город Мачу-Пикчу. 9. Дворцы и храмы строили в виде ступенчатых пирамид.

Слайд 11

САМОПРОВЕРКА 1. Х 2. Х 3. Х 4. Х 5. Х 6. Х 7. О 8. О 9. Х

Слайд 12

Рефлексия Я узнал… Мне понравилось…. Мне было непонятно…

Слайд 13

Домашнее задание Параграф 32 , отвечаем на вопросы с. 275 заполнить таблицу «Народы доколумбовой Америки». На дополнительную оценку - мини-сочинение «Мой день в индейском племени»

Слайд 14

Спасибо за урок! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Майя", 6 класс

Презентация предназначена для наглядного изучения истории народов доколумбовой Америки, знакомства с удивительным миром индейцев. История Средних веков, 6 класс, авторы учебника Е.В.Агибалова,...

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Ацтеки", 6 класс

Презентация поможет наиболее ярко представить жизнь ацтеков в период Средневековья....

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Инки", 6 класс

Знакомьтесь - ИНКИ, один из народов доколумбовой Америки. ...

Государства и народы доколумбовой Америки

Государства и народы доколумбовой АмерикиУрок истории в 6 классе...

Государства и народы Доколумбовой Америки

Урок по теме "Государства и народы Доколумбовой Америки" с использованием информационно-коммуникационных технологий...

Конспект урока истории в 6 классе "Государства и народы Африки и доколумбовой Америки".

Цель и задачи. Создать условия, при которых обучающиеся смогут: - описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, сравнить процесс организации государств коренны...

Раздаточный материал по МХК в 8 классе "Художественные достижения доколумбовой Америки"

Раздаточный материал по теме "Художественные достижения  доколумбовой Америки" содержит текст параграфов учебника Г.И.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 классы и иллюстрации....